Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_-_geometriya_9_klass_fgos.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на методическом объединении Протокол №_____ от «_____» ___________2019 г Руководитель МО ______/_________________/ | Одобрена не методическом объединении Протокол №____ От «___»_______2019 г Руководитель МС _____/__________________/ | Утверждаю Приказ №_______ от «_____»__________2019 г Директор школы:________ /______________________/ Приложение №_______ |
Рабочая программа
По геометрии
Класс _ 9
Количество часов 68 часов, 2 часа в неделю
Учитель: Михалева Наталья Александровна
Тарбагатай, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта;
- Примерная программа основного общего образования по математике;
- Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 уч. год, реализующих программы общего образования.
- Учебный план МБОУ «Тарбагатайской СОШ» на 2018-2019 учебный год;
- Авторская программа Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2016).
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
В ходе изучения геометрии развивается логическое мышление учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно показывают механизм логических построений и учат их применению.
Геометрия является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место геометрии среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Школьное математическое образование ставит следующие задачи обучения:
− овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
− интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
− формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
− формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
− планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
− решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
− исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
− ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
− проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
− поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Предполагаемые результаты:
− овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
− интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни; − формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
− формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая характеристика учебного предмета «Геометрия»
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение)
-формирование и систематическое изучение свойств геометрических фигур, систематизировать наглядные представления и знания о простейших геометрических фигурах
- ввести терминологию, использующуюся в изложении курса.
Задачи:
- Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
- Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
- Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
- Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
- Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
- Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
- Учить грамотно использовать в речи математические термины.
- Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
- Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
В основе содержания обучения геометрии лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Геометрия».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса , повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Описание места учебного предмета «Геометрия» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Геометрия» изучается с 7-го по 9-й Общее количество уроков в неделю в 9 классе составляет 68 часов, по 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета «Геометрия»
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, использовать практические приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Таким образом, практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многие другие). Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную устную и письменную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Ее необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета геометрия
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В направлении личностного развития:
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
− критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
− представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
− креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
− умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
− способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
− умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
− умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
− умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
− умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
− умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
− понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
− умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
− умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
− первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении: предметным результатом изучения курса является сформированности следующих умений:
− пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
− распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
− изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
− распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные, тела изображать их;
− в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
− проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
− вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
− решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
− проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
− решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
− описания реальных ситуаций на языке геометрии;
− расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
− решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
− решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
− построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Важной особенностью программы является подход к реализации преподавания геометрии в 9 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование математической, ценностно-смысловой, информационной и коммуникативной компетенций.
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
Тема | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность |
Векторы |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
Метод координат |
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
Длина окружности и площадь круга |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
Движения |
|
|
Начальные сведения из стереометрии |
|
|
Об аксиомах геометрии | Получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе | |
Повторение курса планиметрии |
|
Содержание обучения
Вводное повторение . Треугольники. Четырехугольники.
Векторы. Понятие вектора, равенство векторов. Сумма двух векторов, законы сложения. Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число)
Метод координат. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус и тангенс угла. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение треугольников. Измерительные работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение векторов в координатах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Длина окружности. Площадь круга и кругового сектора.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Движение. Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот. Решение задач.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Аксиомы планиметрии. Об аксиомах планиметрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур
Итоговое повторение. Параллельные прямые. Треугольники. Окружность. Четырехугольники., многоугольники. Векторы. Метод координат. Движение
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
График контрольных работ по геометрии, 9 класс
2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема | Дата | |
По плану | корректировка | ||
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы» | ||
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат» | ||
3 | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | ||
4 | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности. Площадь круга» | ||
5 | Контрольная работа № 5 по теме «Движение» | ||
6 | Контрольная работа (итоговая) |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
Уровень обязательной подготовки (общеучебные умения, навыки).
Знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь:
- - обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному; строить вектор, равный сумме векторов, используя правило треугольника и параллелограмма, формулировать законы сложения; строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника; строить вектор разности двух векторов, формулировать свойства, строить вектор, равный произведению вектора на число; решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные векторы; находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям.
- - решать задачи методом координат, на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности; составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек; изображать окружности и прямые, заданные уравнениями
- - применять основное тригонометрическое тождество при нахождении одной тригонометрической функции через другую, определять значения тригонометрических функций для углов от 0 до 180 градусов по заданным значениям углов.
- - реализовывать этапы решения задач на площадь треугольника, теорему синусов и косинусов
- - решать треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащим к ней углам, по трем сторонам; изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение; находить углы между векторами,
- - выводить формулу для вычисления угла правильного н-угольника, строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; применять формулы длины окружности и длины дуги окружности при решении задач
- - выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур; распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии
- - доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур; выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки
- - знать неопределенные понятия и систему аксиом, как необходимые утверждения при создании геометрии; знать основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
- Программа по геометрии к учебникам 7-9 классов (автор программы Л.С.Атанасян). М.Дрофа, 2016
- Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, М.Просвещение, 2016
- Поурочное планирование по геометрии 7 -9 класс. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Топилина, Волгоград, учитель, 2016г
- Л.С.Атанасян. Геометрия : рабочая тетерадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016г
- В.И.Жохов. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия, 8 класс. М.Мнемозина, 2006г.
- Б.Г.Зив. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2007г.
- Библиотека Кирилла и Мефодия.
Специфическое сопровождение (оборудование)
- Интерактивная доска;
- Персональный компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
- Демонстрационные таблицы.
Информационное сопровождение:
- Сайт ФИПИ;
- Сайт газеты «Первое сентября»;
- Сайт «uztest.ru».
Список литературы
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
- Программа по геометрии к учебникам 7-9 классов (автор программы Л.С.Атанасян). М.Дрофа, 2016
- Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, М.Просвещение, 2016
- Поурочное планирование по геометрии 7 -9 класс. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Топилина, Волгоград, учитель, 2016г
- Л.С.Атанасян. Геометрия : рабочая тетерадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009г
- В.И.Жохов. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия, 8 класс. М.Мнемозина, 2006г.
- Б.Г.Зив. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2007г.
Для учащихся:
- Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2006.
- Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2009г
- Занимательная геометрия
- Журнал «Математика в школе»
Календарно – тематический план
9 класс, 2 часа в неделю, всего 68 часов
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Корректировка | |||
Повторение | 1 | |||
Векторы | 11 | |||
2 | Понятие вектора. | 1 | ||
3 | Равенство векторов. | 1 | ||
4 | Сумма двух векторов. | 1 | ||
5 | Законы сложения векторов. | 1 | ||
6 | Правило параллелограмма. | 1 | ||
7 | Вычитание векторов. | 1 | ||
8 | Произведение вектора на число. | 1 | ||
9 | Применение векторов к решению задач. | 1 | ||
10 | Средняя линия трапеции. | 1 | ||
11 | Решение задач по теме «Векторы». | 1 | ||
12 | Решение задач по теме «Векторы». | 1 | ||
13 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Метод координат | 11 | |||
14 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | ||
15 | Координаты вектора. | 1 | ||
16 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | ||
17 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | ||
18 | Простейшие задачи в координатах | 1 | ||
19 | Простейшие задачи в координатах. Тест | 1 | ||
20 | Уравнение окружности | 1 | ||
21 | Уравнение прямой | 1 | ||
22 | Решение задач по теме «Метод координат» | 1 | ||
23 | Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой» | 1 | ||
24 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
Соотношение между сторонами и углами треугольника | 14 | |||
25 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | ||
26 | Основное тригономе рическое тождество. Формулы приведения | 1 | ||
27 | Формулы для вычисления координат точки | 1 | ||
28 | Теорема о площади треугольника | 1 | ||
29 | Решение задач на вычисление площади треугольника | 1 | ||
30 | Теорема синусов | 1 | ||
31 | Теорема косинусов | 1 | ||
32 | Решение задач на применение теоремы синусов и коснусов | 1 | ||
33 | Решение треугольников | 1 | ||
34 | Угол между векторами | 1 | ||
35 | Скалярное произведение векторов | 1 | ||
36 | Скалярное произведение в координатах | 1 | ||
37 | Свойства скалярного произведения векторов | 1 | ||
38 | Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Длина окружности и площадь круга | 12 | |||
39 | Правильный многоугольник | 1 | ||
40 | Окружность описанная около правильного многоугольника | 1 | ||
41 | Окружность вписанная в правильный многоугольник | 1 | ||
42 | Формула для вычисления площади правильного многоугольника | 1 | ||
43 | Построение правильных многоугольников | 1 | ||
44 | Длина окружности | 1 | ||
45 | Решение задач на вычисление длины окружности | 1 | ||
46 | Площадь круга | 1 | ||
47 | Площадь кругового сектора | 1 | ||
48 | Решение задач на вычисление площади круга | 1 | ||
49 | Решение задач на вычисление длины окружности | 1 | ||
50 | Контрольная работа № 4 | 1 | ||
Движение | 7 | |||
51 | Отображение плоскости на себя | 1 | ||
52 | Наложения и движения | 1 | ||
53 | Параллельный перенос | 1 | ||
54 | Поворот | 1 | ||
55 | Решение задач | 1 | ||
56 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
57 | Об аксиомах планиметрии | 1 | ||
Повторение | 10 | |||
58 | Повторение. Параллельные прямые | 1 | ||
59-60 | Повторение.Треугольники. | 2 | ||
61-62 | Повторение. Теорема Пифагора | 2 | ||
63-64 | Повторение.Окружность | 2 | ||
65-66 | Повторение.Четырехугольнки | 2 | ||
67 | Повторение.Векторы. Метод координат | 1 | ||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Национально-региональный компонент
Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.
Включение в учебные предметы национально-регионального компонента направлено на формирование этнокультуроведческой компетенции:
- умение расшифровывать коды родной культуры;
- знание особенностей природы, хозяйства, общественных отношений;
- системное знание национальных процессов;
- самоидентификация с этносом;
- национальное самоосознание личности в поликультурном пространстве;
- толерантность, уважение инокультурных традиций и обычаев.
Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.
Национально-региональный компонент включен в следующие разделы: «Измерительные работы на местности», задачи на измерение высоту предмета, измерение расстояния до недоступной точки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....