Урок геометрии в 7 классе
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Урок по теме "Отрезок. Длина отрезка. Измерение отрезков" был проведен с частичным применением здоровьесберегающей технологии. Место проведения: "Зеленый класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_7_klass.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Польяновская СОШ
Урок геометрии по теме:
"Отрезок. Измерение отрезков."
Учитель математики
Андрющенко И.П.
Урок геометрии по теме: "Отрезок. Измерение отрезков."
- Образовательная:
сформировать понятие отрезка, рассмотреть свойства измерения длин отрезков, научить находить длины отрезков.
- Развивающая:
развитие познавательных интересов, самостоятельности, речи, логической мыслительной деятельности.
- Воспитательная:
воспитание интереса к предмету, активности, настойчивости способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
УУД:
- Познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, формулировать свойства измерения длин отрезков и использовать его при решении задач.
- Коммуникативные УУД: планирование совместной деятельности.
- Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
- Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Тип: комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент
За окном хорошая погода. И сегодня мы проведем урок на свежем воздухе в «Зеленом классе»
Измерь самого себя –
и ты станешь настоящим геометром!
Марсилио Сичино
- Актуализация. Определение темы и цели урока.
У меня в руках две веревки разной длины. Как вы думаете, чем мы на улице будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока (ответы детей)
Сформулируйте цель урока? (ответы детей)
Тема урока сегодня: «Отрезок. Измерение отрезков.»
С геометрической фигурой «отрезок» мы с вами встречались в курсе 5 класса. Сегодня мы сформулируем определение отрезка, рассмотрим свойства измерения длин отрезков, научить находить длины отрезков.
Работа над понятием отрезка.
Опишите по рисунку взаимное расположение точек на прямой с помощью слов «лежит между», «не лежит между», «разделяет», «не разделяет», «по разные стороны», «по одну сторону». А
Дана прямая а, …. В
С
а
Схема определения отрезка:
Отрезок
- Прямая и А
- Точки, лежащие между двумя данными. В
Обозначение: АВ
Назовите фигуры, которые являются отрезком:
М О
К Р С
М А
В Т Р
В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с измерением длины высот, расстояний. С точки зрения геометрии мы имеем в таких случаях дело с измерением отрезков.
Один средневековый философ Марсилио Сичино сказал: «Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Садовником, настоящим Поэтом и вообще Настоящим очень трудно. Но если говорить о чем-то более простом, то с уверенностью можно сказать что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что-то измерять: высоту дерева, собственный вес, длину прыжка, время бега и многое другое.
И все же давайте подумаем над вопросом: «что значит – измерить какую-то величину?»
Единицы измерения длины в разное время и странах.
Герои одного мультфильма измеряли длину удава в попугаях.
За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причем каждый народ имел свои. Со многими из них мы уже познакомились ранее (на кружке).
Немного лишь скажу о происхождении метра. Известно, что Земля почти шарообразна. В географии вы познакомились с меридианами. Четверть меридиана (расстояние от полюса до экватора) была определена и разделена на 10 000 000. Одну эту часть приняли (во Франции) за основную меру длины и назвали метром (от греч. слова «метрон» - мера).
Вернемся к вопросу, заданному в начале: «Что значит измерить?»
Коротко можно ответить так: «Измерить – значит сравнить с эталоном».
3. Рассмотрим расположение трех точек на прямой. Проблемная ситуация.
ЗАДАЧА: Чему равна длина отрезка КF, если EF=6,2 cм, EК=1,2 cм?
Что необходимо знать для решения задачи?
Как можно расположить три точки К, Е, F на прямой а?
Как можно расположить три точки К, Е, F на окружности?
Сформулировать основное свойство расположения точек на прямой.
4. Свойства длины отрезка.
Попробуем выяснить некоторые правила длины:
- начертите отрезки длиной 2,5 см, 5 см, -2 см.
Вот и первое правило: Длина отрезка выражается положительным числом.
- Начертите отрезок АВ, между точками А и В поставьте точку С, что получилось? Измерьте АС и СВ, найдите сумму, измерьте АС. Что получили?
И второе: Когда точка делит отрезок на два отрезка, длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков.
Сформулируем свойство измерения отрезков. (учащиеся с помощью учителя формулируют свойство)
5. Решение задач.
В книге Памелы Л. Трэверс «Мэри Поппинс» в одном из эпизодов Кошка задает вопросы Королю. «Первый вопрос: «Высоко ли до неба?» Король удовлетворенно хмыкнул. Это был вопрос как раз в его вкусе, и он улыбнулся с видом превосходства.
- Ну, конечно, - начал он, - это понятие относительное, если мы будем измерять высоту над уровнем моря – результат будет один. Если с вершины горы – другой....»
Желающие могут прочесть книгу и узнать, чем закончился этот разговор. Как ни странно, но Король прав. Задача измерения весьма трудная, и необходимо многое знать, чтобы справиться с ней.
Вернемся к задаче: 1) Чему равна длина отрезка КF, если EF=6,2 cм, EК=1,2 cм?
Решим еще несколько задач на измерение отрезков.
2) На отрезке АС отмечена точка В, АВ=4,6 см, ВС=1,2 см. Найдите длину АС.
3) Задачи из учебника № 11, 15(1)
4) На отрезке LS лежат точки K и R так, что К лежит между L и R, LK=3,5 см, LS=9 см и LK=KR. Найти RS.
8. «Не верь глазам своим...»
Одна семиклассница делилась со своей подругой впечатлениями об уроках геометрии: «Учительница в классе нарисовала на доске два равных треугольника, а потом целый урок доказывала нам, что они равны. Никак не пойму: зачем это нужно? Ведь, что фигуры равны, это и так видно». "Чего же тут рассуждать," – думают многие, начиная изучать геометрию. «Посмотришь на чертеж, всё и так видно, что доказывать ничего не надо, всё верно. Глаз не обманет».
Так ли это?
Сравните длины отрезков:
А вот два четырехугольника, в них противоположные вершины соединены отрезками.
Сравните длины этих отрезков.
Смотрим дальше.
Мы уже сравнивали такие отрезки (иллюзия Мюллера-Лайера):
- Как это называлось?
А вот еще одна иллюзия (Понцо). Какая - синяя или красная черта - длиннее:
- Можно ли решить задачу на основании построенного чертежа?
- Не могут ли наши глаза обманывать нас?
У Вас есть две веревки разной длины. Давайте будем измерять длины отрезков которые нас окружают. веревками(одна зеленая .другая красная)
Ребята выполняют лабораторную работу.
- Определите самое важное, что вы взяли для себя с урока.
10. Домашняя работа. Выставление отметок.
Вопросы 5-8, №7(2),12, 15(3),
Вспомните пословицы, поговорки, в которых фигурируют меры длины.
Рефлексия. «Закрой глаза»
С закрытыми глазами мысленно ответить на вопросы:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чем я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днем?
- Где в жизни можно применить знания, полученные на уроке?
Лабораторная работа
Тема: « Отрезок»
Цель: сформулировать определение понятия « отрезок»
Оборудование: мел, линейка
Указания к работе:
1.Отметьте какие – нибудь точкиА и В.
2.Соедините их любой линией.
3.Соедините их еще какими – нибудь двумя линиями.
4.Выберите из всех возможных линий, соединяющих точки А и В, самую короткую. Выделите зеленым мелом.
5.Изображен ли у Вас кротчайший путь из точки А в точку В? Если нет, изобразите его.
Сделайте вывод и запишите в тетрадь определение понятия « отрезок».
6.Изобразите еще два отреза, каждый из которых равен отрезку АВ.
7.Начертите два отрезка, каждый из которых равен отрезку АВ так, чтобы точка А была их общим концом.
8.Соедините отрезком другие концы этих отрезков.
9.Сравните построенный отрезок с отрезком АВ
Сделайте вывод и запишите в тетрадь: …
Самоанализ
Урока по геометрии в 7 классе
« Отрезок. Длина отрезка. Измерение отрезков»
При планировании урока учитывала индивидуальные особенности класса.
Цели урока реализовывались через:
- обучающий аспект (закрепить и систематизировать знания по данной теме);
- развивающий (развивать логическое мышление, внимание, память при решении примеров и задач)
- воспитательный (пробудить интерес к предмету, воспитывать культуру общественного труда);
- здоровьесберегающий.
Я считаю, что урок цели достиг. Содержание, формы и методы отобраны в соответствии с целями урока.
Формы работы: индивидуальная, дифференцированный подход.
Методы: познавательный, частично-поисковый.
Все этапы урока работали на главный - закрепить и систематизировать знания по данной теме. Урок начался с устной работы. Актуализация опорных знаний началась с устного опроса по теории. Ответы по теоретическому материалу ученики давали математически грамотные и полные. Углубление материала продолжилось на других этапах урока (решение задач устно по готовым чертежам, а так же решение задач письменно), Проверка знаний учащихся проходила в форме лабораторной работы. (проверкапрошла прошла на уроке - выполнена самими учениками.)
Время на каждый этап урока распределено рационально. Использованы различные виды оценки: самооценка, взаимооценка, прогностическая оценка.
При работе у учащихся формировался навык взаимоконтроля; при проверке заданий - самоконтроль и самооценка; со стороны учителя - мягкий контроль.
Считаю, что урок - адаптивный, так как все дети смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха каждого ребёнка формировалась как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах. В частности при выполнении лабораторной работы.
Психологический настрой, движение во время проверки заданий, способствовало расслаблению детей, сохранности их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....
Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....
Технологическая карта урока геометрии 7 класс. Тема урока: Второй признак равенства треугольников.
Тема урока: Второй признак равенства треугольников. Тип урока: Урок изучения нового материала...
Геометрия. Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"
Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"...
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма». Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий.
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма».Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий....
Проект урока геометрии 8 класс. Тема урока: «Площадь треугольника»
Конспект урока...