Рабочая программа по геометрии 8 класс, учебник Л.С.Атанасян
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по геометрии 8 класс, учебник Л.С.Атанасян, содержит пояснительную записку, место предмета в учебном плане школы, планируемые результаты в учебном плане школы, предметные результаты освоения образовательной программы, содерание учебного предмета, учебно-тематическое планирование, лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_8_klass.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верёхина
Утверждаю
Директор МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина
___________Мудрая В.Ф
Приказ от 25.08.2021г. № 105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
основное общее образование, 8 класс
Количество часов – 68
Учитель – Шафранова Ольга Алексеевна
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным стандартом основного общего о образования (ФГОС ООО), приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897 с изменениями.
- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (с изменениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808).
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 « О рабочих программах учебных предметов»;
- Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина
- Календарным учебным графиком МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина на 2021-2022 учебный год.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2019-2024 г.г. (ФГОС ООО), утверждённую приказом от 22.08.2019 № 86 с изменениями на 2021-2022 уч. год, приказ от 17.08.2021 г. № 87.
На основании: - Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия, 7-9 классы, составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение» 2014г.(стр.22).
Данная рабочая программа составлена для изучения геометрии по учебнику «Геометрия 7-9» авторов Л.С. Атанасян, И.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия 7-9 класс» (издательство М «Просвещение» 2018 год
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ Федосеевской СОШ на 2021 -2022 учебный год в рамках ФГОС ООО из обязательной части на изучение предмета «Геометрия» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком на 2021 – 2022 учебный год, школьным расписанием, разработанная мною рабочая программа предусматривает изучение предмета в течение 68 часов (уроки проводятся по вторникам и пятницам). Программа по данному предмету будет выполнена в полном объёме.
Планируемые результаты учебного предмета.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметные результаты освоения образовательной программы:
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
- оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
- приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения
- Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
- Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
- применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения
- Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Геометрические преобразования
- Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать движение объектов в окружающем мире;
- распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
История математики
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
- Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
- Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Содержание учебного предмета. Геометрия – 8.
1.Повторение -4 часа
2. Четырехугольники - 12 часов.
Ввести понятие многоугольника, вывести формулу суммы внутренних углов многоугольника и рассмотреть четырёхугольник как частный вид многоугольника. Ввести понятие параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, прямоугольника, рассмотреть их свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур. Изучение данной темы формирует у учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
3.Площадь – 15 часов.
Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы для вычисления площадей квадрата и прямоугольника. Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Изучить теорему Пифагора и ей обратную. Изучение данной темы направлено на формирование познавательной компетентности: сравнение, сопоставление, классификацию объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике.
4. Подобные треугольники – 20 часов.
Ввести понятие пропорциональных отрезков и, опираясь на него, дать определение подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения этих признаков при решении задач. Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности. Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач.
Изучение данной темы направлено на развитие у учащихся качеств личности, необходимых человеку в современном обществе: интуиции, логического мышления, пространственных представлений, элементам алгоритмической культуры, выработки самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.
5. Окружность – 14часов.
Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки. Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач. Рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку и на их основе доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке. Дать понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, ознакомить учащихся со свойствами вписанного и описанного четырёхугольников. При изучении данной темы у учащихся формируются следующие компетентности: коммуникативная - умение говорить, правильно и чётко излагать свои мысли, различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому. Самостоятельно на основе опорной схемы формировать определение основных понятий курса геометрии. Информационная компетентность ведёт к умению пользоваться различными источниками информации, к поиску и анализу полученной информации.
6. Повторение. Решение задач. – 3 часа.
Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 8 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Повторение курса 7 класса. Треугольники. Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Основные задачи на построение циркулем и линейкой | 2 | - |
2. . | Глава V. Четырехугольники | 12 | 1 |
3. | Глава VI. Площадь | 15 | 1 |
4. | Глава VII. Подобные треугольники | 21 | 2 |
5. | Глава VIII. Окружность | 14 | 1 |
6. | Повторение | 4 | - |
Итого | 68 | 5 |
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс
№ урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
По плану | Фактически. | ||||
Повторение 2ч | |||||
1. | Треугольники. Признаки равенства треугольников . | 1 | 03.09 | ||
2 | Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых | 1 | 07.09 | ||
Глава V. Четырехугольники 12 ч | |||||
3 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник | 1 | 10.09 | ||
4 | Параллелограмм и его свойства. | 1 | 14.09 | ||
5 | Признаки параллелограмма. | 1 | 17.09 | ||
6 | Решение задач по теме: «Параллелограмм». | 1 | 21.09 | ||
7 | Трапеция. Определение и её свойства | 1 | 24.09 | ||
8 | Теорема Фалеса. | 1 | 28.09 | ||
9 | Задачи на построение | 1 | 01.10 | ||
10 | Прямоугольник | 1 | 05.10 | ||
11 | Ромб. Квадрат. | 1 | 08.10 | ||
12 | Осевая и центральная симметрия | 1 | 12.10 | ||
13 | Контрольная работа №1по теме: «Четырехугольники» | 1 | 15.10 | ||
14 | Решение задач по теме: «Четырехугольники». | 1 | 19.10 | ||
Глава VI. Площадь 15ч | |||||
15 | Понятие площади многоугольника. | 1 | 22.10 | ||
16 | Площадь прямоугольника, площадь квадрата. | 1 | 26.10 | ||
17 | Площадь параллелограмма, ромба. | 1 | 29.11 | ||
18 | Решение задач по теме» Площадь параллелограмма, ромба» | 1 | 09.11 | ||
19 | Площадь треугольника. | 1 | 12.11 | ||
20 | Площадь треугольника. | 1 | 16.11 | ||
21 | Площадь трапеции. | 1 | 19.11 | ||
22 | Площадь трапеции. | 1 | 23.11 | ||
23 | Решение задач по теме «Площади». | 1 | 26.11 | ||
24 | Решение задач по теме «Площади». | 1 | 30.11 | ||
25 | Теорема Пифагора | 1 | 03.12 | ||
26 | Теорема, обратная теоремы Пифагора. | 1 | 07.12 | ||
27-28 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора. Площадь». | 2 | 10,14.-12 | ||
29 | Контрольная работа №2 по теме «Площади» | 1 | 17.12 | ||
Глава VII. Подобные треугольники - 21ч | |||||
30 | Пропорциональные отрезки. | 1 | 21.12 | ||
31 | Определение подобных треугольников. | 1 | 24.01 | ||
32 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 28.12 | ||
33 | Первый и второй признаки подобия треугольников. | 1 | 11.01 | ||
34 | Решение задач по теме «Первый и второй признаки подобия треугольников» | 1 | 14.01 | ||
35 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | 18.01 | ||
36 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | 21.01 | ||
37 | Контрольная работа №3по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | 25.01 | ||
38 | Средняя линия треугольника. | 1 | 28.01 | ||
39 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | 01.02 | ||
40 | Практические приложения подобия треугольников. Задачи на построение. Измерительные работы на местности. | 1 | 04.02 | ||
41 | О подобии произвольных фигур. | 1 | 08.02 | ||
42-43 | Применение подобия к решению задач. | 2 | 11,15.-02 | ||
44-45 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 2 | 18,22 - 02 | ||
46-47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45,60, 90 градусов. | 2 | 25.02 1 .03 | ||
48-49 | Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | 2 | 4,11.03 | ||
50 | Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия к решению задач». | 1 | 15.03 | ||
Глава VIII. Окружность 14 ч | |||||
51 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | 18.03 | ||
52 | Касательная к окружности. | 1 | 29.03 | ||
53 | Решение задач | 1 | 01.04 | ||
54 | Градусная мера дуги окружности. | 1 | 05.04 | ||
55 | Терема о вписанном угле. | 1 | 08.04 | ||
56 | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы». | 1 | 12.04 | ||
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | 15.04 | ||
58 | Свойство биссектрисы и серединного перпендикуляра к отрезку. | 1 | 19.04 | ||
59 | Теорема о пересечении высот треугольника. | 1 | 22.04 | ||
60 | Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника». | 1 | 26.04 | ||
61 | Вписанная окружность. | 1 | 29.04 | ||
62 | Описанная окружность. | 1 | 06.05 | ||
63 | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность». | 1 | 13.05 | ||
64 | Решение задач | 1 | 17.05 | ||
Повторение- 4ч | |||||
65 | Повторение. Четырехугольники. | 1 | 20.05 | ||
66 | Повторение. Площади. | 1 | 24.05 | ||
67 | Повторение. Подобие. | 1 | 27.05 | ||
68 | Урок обобщения | 1 | 31.05 | ||
68 |
Лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица внесшего запись |
| |||
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора поУВР
методического совета _________Хорольцева Г.А. МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина 23.08. 2021 года
от 20. 08 2021 года № __1__
_________ Хорольцева Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)
Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....
рабочая программа по геометрии по учебнику И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, 7 класс
рабочая программа составлена с учётом методических рекомендаций к учебнику "Геометрия" авторов И.М.Смирновой и В.А.Смирнова для 7 класса...
рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс
рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Геометрия 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта обще...
Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]
Рабочая программа по геометриик учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...
Рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасян Л.С.
Рабочая программа по геометрии9 класса.Учебник Атанасян Л.С....
Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому
Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...