Открытый урок геометрии в 7 классе "Сумма углов треугольника"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма занятия: исследовательская деятельность обучающихся.
Цели урока:
Предметные: научиться доказывать теорему о сумме углов треугольника, научится применять теорему при решении задач.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Коммуникативные: совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.
Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, контроль, оценка выполнения учебной задачи
Познавательные: выявление и формулировка проблем, выдвижение и проверка гипотез.
Виды работ: фронтальная, исследовательская, лабораторная, самостоятельная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solovchenkova_e.a._summa_uglov_treugolnika.docx | 633.98 КБ |
summa_uglov_treugolnika.zip | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по геометрии в 7-м классе «Сумма углов треугольника»
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма занятия: исследовательская деятельность обучающихся.
Цели урока:
Предметные: научиться доказывать теорему о сумме углов треугольника, научится применять теорему при решении задач.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Коммуникативные: совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.
Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, контроль, оценка выполнения учебной задачи
Познавательные: выявление и формулировка проблем, выдвижение и проверка гипотез.
Виды работ: фронтальная, исследовательская, лабораторная, самостоятельная
Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков,
самодиагностики и самокоррекции результатов, информационно-коммуникационные.
Оборудование: ПК, дидактический материал.
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент | Здравствуйте! Я, рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Предлагаю начать урок с игры «Где логика?». Подумайте, что объединяет эти картинки? Да, это число Пи! Сегодня в мире отмечается один из самых необычных праздников — Международный день числа «Пи». Впервые День был отмечен в 1988 году в Сан-Франциско, а придумал этот неофициальный праздник годом ранее физик из Сан-Франциско Ларри Шоу, который подметил, что в американской системе записи дат (месяц / число) день 14 марта — 3/14 — совпадает с первыми разрядами числа π = 3,14… Запишем в тетрадях число и классная работа. Обратите внимание на следующие картинки. Чем связаны они? Как думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сегодня мы будем говорить о такой замечательной и таинственной фигуре как треугольник. | Слушают Пи Это треугольники О треугольниках | |
2 | Актуализация знаний. Опрос учащихся по домашнему заданию | Но прежде чем, отправится в исследование, вспомним что вы изучали на предыдущих уроках. - Какие прямые называются параллельными? - Как называется прямая, которая их пресекает? - Какие углы образуются при пресечении параллельных прямых секущей? - Угол 1 равен 30°. Найдите углы 2,3,4 перечисляя использованные свойства. - А кто знает, как называется угол который образуют две дополнительные полупрямые? (Слайд 4) -Чему равна его градусная мера? - Как называются углы у которых одна сторона общая, а две другие являются дополнительными полупрямыми? - Каким свойством они обладают? - Посмотрите на рисунок (слайд 4) - Вы можете сказать, чему равна сумма углов 1, 2, 3? Почему? | ||
У каждого из вас на столах лежат листы самоконтроля, подпишите их и поставьте себе баллы за повторение теоретического материала (смотрите критерии) | Оценивают себя | |||
4 | Постановка проблемной задачи | Вернемся к фигуре треугольник. Решим с вами задачу: Дан треугольник АВС, где угол А=60°, угол В=80°. Найти угол С (слайд) Как вы считаете, можно ли решить эту задачу? То есть, для решения задачи надо знать величину суммы углов треугольника. Все верно! | Пытаются решить данную задачу Да Одно Задача имеет единственное решение, если сумма углов любого треугольника величина постоянная. | |
5 | Постановка темы и цели урока | Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? А какие цели мы можем поставить к данному уроку? Все верно! Запишем в тетради тему урока. | Сумма углов треугольника Узнать, чему равна сумма углов треугольника; научиться решать задачи Записывают | |
6 | Решение учебной задачи | Перед вами квадрат. У квадрата сколько углов? Какова градусная мера этих углов? Чему равна сумма углов квадрата? Как из квадрата получить треугольник? Чему будет равна сумма углов одного треугольника? Т.е. выскажем нашу гипотезу о сумме углов треугольника (записать на доске). Как вы думаете, а у любого треугольника сумма углов будет равна 1800? Хорошо, мы имеем гипотезу, нам нужно ее подтвердить или опровергнуть. Сейчас вы будите работать в группах: 1 группа. Историки Пользуясь источниками информации вам необходимо ответить на вопросы, связанные с историей возникновения этой теоремы. 2 группа. Инженеры (одним из направлений работы людей этой профессии является умение измерять углы) Ребята, у вас на столах лежат листы с практической работой. Возьмите их, с помощью транспортира измерьте углы треугольников и запишите результаты в таблицы. 3 группа. Практики Вам необходимо воспользоваться различными видами треугольников, выполнить задания, заполнить таблицу и сделать вывод. 4 группа. Программисты В программе «Живая геометрия» вам необходимо построить треугольник и вычислить сумму его углов. Защита руководителей групп. 2 группа Итак, чему равна сумма углов треугольников? Вокруг какого числа находятся ваши ответы. Выскажите гипотезу о сумме углов треугольника Почему у вас получились разные результаты? Потому что транспортир- это не точный инструмент, для точных измерений применяют электронный угломер. Итак, какой общий вывод мы можем сделать в результате исследовательской работы. Оцените себя Нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения, даже на компьютере. Утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°, относится только к рассмотренным нами треугольникам. Мы ничего не можем сказать о других треугольниках, так как их углы мы не измеряли. Правильнее было бы сказать: рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180°. Чтобы убедиться в том, что сумма углов треугольника точно равна 180° и при том для любых треугольников, нам надо провести соответствующие рассуждения, то есть путем строгого доказательства доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом. А утверждение, требующее доказательства, называется теоремой. Отправляемся в лабораторию доказательств. Докажем с вами теорему (слайд) Какова будет формулировка нашей теоремы? Что нам дано? Что нужно доказать? Как доказать данную теорему? Учитель. Проведем доказательство теоремы. (Учащиеся записывают доказательство в тетрадь). Давайте посмотрим на следующий рисунок. Учитель. Нам дан треугольник АВС, проведем через вершину В прямую а, параллельную стороне АС. Какими будут углы 1 и 4? Углы 3 и 5? Обучающиеся поясняют, что они равны как накрест лежащие. Учитель. Итак мы получили: 1 = 4, 5 = 3, 4 + 2 + 5 = 180 ° (так как в сумме они дают развернутый угол). Значит, 1 + 2 + 3= 180°. Вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов. (Вывод могут сделать сами обучающиеся). Повторяем план доказательства:
| 4*90=360, 360:2=180. Выполняют задание и записывают выводы в карточки практической работы Сумма углов в любом треугольнике равна 180о Оценивают Сумма углов треугольника равна 180о Треугольник АВС +о Доказывают теорему и записывают в тетради Оформить доказательство теоремы в тетрадях.
Доказать: А +В + С = 180º Доказательство:
ч. т. д. | |
7 | Физкультминутка | Отдохнем немного. Встаньте. | Повторяют движения | |
8 | Решение проблемной задачи | Вернемся к нашей задаче. Можем ли мы сейчас найти неизвестный угол? Как это сделать? (слайд с задачей) | Рассказывают решение задачи | |
9 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Устные задачи (первичное закрепление во внешней речи) Самостоятельная работа по готовым чертежам Найдите неизвестные углы треугольника ABC Проверим! Оцените себя | Выполняют задания Оценивают | |
Поиграем в игру «верю», «не верю». У каждого из вас лежат листочки с утверждениями, напротив каждого вы должны поставить «+» - верю, «-» - не верю. (учитель зачитывает) Подпишите свои листочки и обменяйтесь и проверьте друг друга (ответы на слайде) Поменяйтесь обратно и поставьте себе баллы за данное задание Дополнительно: А в любом ли треугольнике можно найти сумму углов? (Нет, Например, существует Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы) | Расставляют «+» и «-» Обмениваются и выполняют взаимопроверку по критериям в листах самоконтроля Оценивают | |||
А как вы думаете, нужна ли в жизни теорема о сумме углов треугольника? Где ей пользуются? Давайте посмотрим, как на местности строятся треугольники с помощью данной теоремы (диск «геометрия») | Высказывают свое мнение Смотрят видеоматериал | |||
10 | Подсчет баллов | Подсчитайте полученные баллы за урок, и выставьте себе отметку за урок | Считают баллы, ставят отметку | |
11 | Домашнее задание | Учебник стр. 71 № 228. | Записывают д.з. | |
12 | Рефлексия учебной деятельности | Учитель: Вспомните цель урока. Учитель: Достигли мы ли цель? Учитель: Чему равна сумма углов треугольника? Учитель: А какие задачи мы с вами ставили? Учитель: Справились ли мы с этими задачами? Дополните фразы (каждый отвечает) - Сегодня на уроке я повторил… - Сегодня на уроке я узнал… - Сегодня на уроке я научился… | Ученик: Узнать чему равна сумма углов треугольника Ученик: Да Ученик: 180 Ученик: Определить, чему равна сумма углов треугольника, научиться решать задачи, связанные с нахождением углов треугольника. Ученик: Да Каждый дополняет фразы | |
13 | Рефлексия эмоционального состояния | Мне было очень приятно с вами вести урок. Всем спасибо. Я попрошу вас показать свое настроение |
3 группа «Практики»
Задание1. Метод ножниц: Возьмите треугольник, разрежьте треугольник на три части и сложите все углы вместе, чтоб получился развернутый угол (заполните таблицу). Выполните эти действия для всех треугольников
Остроугольный треугольник | Прямоугольный треугольник | Тупоугольный треугольник | |
Сумма углов треугольника | |||
Какую гипотезу вы можете выдвинуть о сумме углов треугольника? Выводы: |
Задание 2. Возьмите другие треугольники и, выполните перегибание его, как показано на рисунке.
Проделать это же задание с другим треугольником.
Чему равна сумма углов треугольника?
Подсказка
2 группа «Инженеры»
Задание: измерьте углы треугольников и найдите их сумму (заполните таблицу)
Инструкция:
- С помощью транспортира измерьте углы каждого из треугольников. Результаты измерения занесите в таблицу.
- Найдите сумму углов ∠1 + ∠2 + ∠3 каждого из треугольников. Результаты занесите в таблицу.
треугольник | ∠1 | ∠2 | ∠3 | ∠1 + ∠2 + ∠3 |
Остроугольный треугольник | ||||
Прямоугольный треугольник | ||||
Тупоугольный треугольник |
1 группа. Историки
Пользуясь источниками информации вам необходимо ответить на вопросы, связанные с историей возникновения этой теоремы.
- Кем и где было сделано открытие?
- О каких геометриях идет речь в источнике? (3 ответа)
- Чему равна сумма углов в треугольнике, основываясь на этих геометриях?
- Где применяется теорема о сумме углов в треугольнике?
Игра «верю», «не верю»
Утверждения | «+», «-» |
Сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам | |
Существует треугольник с углами 100, 80 и 10 градусов | |
В треугольнике может быть два тупых угла | |
Все углы треугольника могут быть острыми | |
Можно найти один из углов треугольника, если известны два других | |
Острый угол прямоугольного треугольника можно найти, если известна величина второго острого угла | |
Угол при основании равнобедренного треугольника может быть тупым | |
Если один угол треугольника равен 100 градусам, другой - 30 градусам, тогда третий угол равен 50 градусам |
Игра «верю», «не верю»
Утверждения | «+», «-» |
Сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам | |
Существует треугольник с углами 100, 80 и 10 градусов | |
В треугольнике может быть два тупых угла | |
Все углы треугольника могут быть острыми | |
Можно найти один из углов треугольника, если известны два других | |
Острый угол прямоугольного треугольника можно найти, если известна величина второго острого угла | |
Угол при основании равнобедренного треугольника может быть тупым | |
Если один угол треугольника равен 100 градусам, другой - 30 градусам, тогда третий угол равен 50 градусам |
Лист учета результатов знаний
Фамилия, Имя ___________________________________________
Устные ответы по теории 0-2 баллов | Работа в группе 0-3 баллов 3 балла – активно участвовал, 2 балла – участвовал, но менее активно 1 балл – участвовал, но был пассивен | Самостоятельная работа 0 – 4 баллов | Игра «верю», «не верю» 0-8 баллов | Сумма баллов | Критерии | Моя отметка |
15-17 баллов –«5» 12-14 баллов – «4» 8-11 баллов –«3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок геометрии в 5 классе "Различение треугольников по видам углов"
Урок коррекции и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют умения выполнять различение треугольников по видам углов, упражняются в построении треугольников....
Открытый урок по теме: "Сумма углов треугольника" 7 класс
Цели:Обучающие: вместе с ребятами “открыть” и доказать теорему суммы углов треугольника, закрепить её при решении з...
Открытый урок геометрии в 7 классе "Сумма углов треугольника" по учебнику Атанасяна Л.С.
Это последний урок по данной теме, гдезакрепляются и систематизируются полученные знания по теме. Урок сопровождается презентацией...
Открытый урок по теме "Сумма углов треугольника"
Урок разработан с использованием интерактивной доски (приставки). Я считаю, что интерактивная доска должна не только помогать учителю в подаче материала, но и активно использоваться учениками на ...
Урок геометрии. Тема: "Сумма углов треугольника"
Сумма углов треугольника....
Открытый урок геометрии в 7 классе "Соотношения между сторонами и углами треугольника" 7 класс
Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"...
Конспект открытого урока геометрии, 7 класс Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
Конспект открытого урока геометрии Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 15.03.2019Предмет: геометрияТема урока: Прямоугольные треугольники и некоторые их свойстваКласс: 7Учитель: ...