Рабочая программа, 9 класс (Атанасян Л. С.)
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО руководитель ШМО Бронникова Л.А. ______________ «26» августа 2019г. протокол №1 |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
9 класс
Составители:
Яркова Валентина Ивановна,
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.
Для обучающихся с ЗПР предполагается дополнительная коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление специфических трудностей характерных для них.
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
Направление развития | Компетенции |
Личностное |
|
Метапредметное |
|
Предметное |
|
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.
Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Содержание учебного предмета (курса)
Условно можно выделить следующие содержательные линии «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Векторы», «Координаты». Материал, относящийся к содержательным линиям «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелен на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач. Содержание разделов «Векторы» и «Координаты» несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение в смежных предметах.
Цели обучения
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления;
Задачи обучения
- Приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. В конце изучения каждой темы предусмотрены резервные уроки, которые могут быть использованы для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме. Предполагается проведение 4 тематических контрольных работ и одной итоговой контрольной работы.
Ценностные ориентиры
Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Контроль результатов
Формы контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Практическая работа | 1 | 2 | 3 | ||
Зачет | 1 | 1 | 2 | ||
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 3 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов на изучение темы | Планируемые результаты | Формы контроля | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||
Тема «Векторы», 18 часов | ||||||
1-2 | Понятие вектора | 2 | Знать определение вектора, виды векторов | Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Регулятивные: вносить коррективы в способ своих действий в случае расхождения с эталоном Познавательные: строить логические цепи рассуждений | Формирование стартовой мотивации к обучению | |
3-5 | Сложение и вычитание векторов | 3 | Уметь выполнять действия над векторами, используя геометрические и аналитические модели | Коммуникативные: планировать общие способы работы Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: создавать структуру взаимодействий смысловых единиц текста | Формирование положительного отношения к учению | |
6-8 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 | уметь: выражать вектор через другие | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно Познавательные: выделять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения | Формирование умения нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания | Практическая работа №1 |
9-10 | Координаты вектора | 2 | Уметь раскладывать вектор по ортам, находить координаты вектора. Знать правила сложения, вычитания, умножения вектора на число в координатной форме | Коммуникативные: регулировать собственную деятельность Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи | Формирование желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | |
11-12 | Простейшие задачи в координатах | 2 | Знать формулы для нахождения координат вектора, длины вектора, расстояния между точками, координат середины отрезка. Уметь использовать формулы при решении задач | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы Познавательные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Проверочная работа №1 |
13-15 | Уравнения окружности и прямой | 3 | Знать уравнения окружности и прямой в общем виде. Уметь записывать уравнения окружности и прямой для конкретных случаев | Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном Познавательные: выделять и формулировать проблему | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности | |
16-17 | Решение задач | 2 | уметь: применять метод координат при решении геометрических задач | Коммуникативные: учиться управлять поведением партнера Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Формирование целевых установок учебной деятельности | |
18 | Контрольная работа №1 | 1 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контрольная работа №1по теме «Векторы» |
Тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», 11 часов | ||||||
19-21 | Синус, косинус, тангенс угла | 3 | Уметь определять значение тригонометрических величин с помощью полуокружности. Знать формулы приведения | Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи. Познавательные: анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Формирование навыка работы по алгоритму | |
22-25 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | Знать теоремы синусов и косинусов формулу для вычисления площади треугольника через две стороны и угол между ними уметь: применять их при решении задач | Коммуникативные: развивать умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, с выделением только существенной информации | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения | Проверочная работа №2 |
26-27 | Скалярное произведение векторов | 2 | Знать определения скалярного произведения в векторной и координатной формах, условия перпендикулярности векторов, формулы для вычисления косинуса угла между векторами. Уметь применять теоретический материал к решению задач | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями Регулятивные: предвосхищать результат и уровень усвоения Познавательные: выбирать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | |
28 | Решение задач | 1 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентации предметно-практической деятельности Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: выражать структуру задачи разными средствами | Формирование потребности приобретения мотивации к процессу образования | Зачет №1 |
29 | Контрольная работа №2 | 1 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: регулировать собственную деятельность Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контрольная работа №2 по теме «Соотношение сторон и углов в треугольнике» |
Тема «Длина окружности и площадь круга», 12 часов | ||||||
30-33 | Правильные многоугольники | 4 | Знать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Уметь строить правильные многоугольники | Коммуникативные: учиться разрешать конфликты Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы Познавательные: проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Формирование целевых установок учебной деятельности | |
34-37 | Длина окружности и площадь круга | 4 | Знать формулы для нахождения площади круга, длины окружности, площади кругового сектора | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений Регулятивные: ставить учебную задачу Познавательные: выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задачи | Формирование устойчивой мотивации к анализу и исследованию | |
38-40 | Решение задач | 3 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы Познавательные: уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Зачет №2 |
41 | Контрольная работа №3 | 1 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: регулировать собственную деятельность Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
Тема «Движения», 8 часов | ||||||
42-44 | Понятие движения | 3 | Знать основные виды движений свойства движений. Уметь строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях. | Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Формирование познавательного интереса | Практическая работа №2 |
45-47 | Параллельный перенос и поворот | 3 | Уметь применять параллельный перенос и поворот фигуры при решении задач | Коммуникативные: уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия Регулятивные: ставить учебную задачу Познавательные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении | Формирование навыков организации анализа своей деятельности | Практическая работа №3 |
48 | Решение задач | 1 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё Регулятивные: предвосхищать результат и уровень усвоения Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи | Формирование навыков работы по алгоритму | |
49 | Контрольная работа №4 | 1 | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: регулировать собственную деятельность Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контрольная работа №4 по теме «Движение» |
Тема «Начальные сведения из стереометрии», 8часов | ||||||
50-53 | Многогранники | 4 | Знать виды многогранников. Уметь применять формулы для вычисления площади поверхности и объема | Коммуникативные: демонстрировать способность к эмпатии Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | Формирование желания осваивать новые виды деятельности | |
54-57 | Тела и поверхности вращения | 4 | уметь: применять формулы для вычисления площади поверхности и объема знать: основные виды тел вращения | Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентации предметно-практической и иной деятельности Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные: выделять и формулировать проблему | Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности | |
58-59 | Об аксиомах стереометрии | 2 | Познакомиться с аксиомами, положенными в основу изучения курса. | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения Познавательные: определять основную и второстепенную информацию | Формирование познавательного интереса | Проверочная работа №3 |
Повторение. Решение задач. 9 часов | ||||||
60-61 | Признаки равенства треугольников | 2 | Уметь применять полученные знания при решении задач | Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: сличать способ и результат своих действий с эталоном Познавательные: устанавливать аналогии | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения | |
62-64 | Признаки подобия треугольников | 3 | Уметь применять полученные знания при решении | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: выделять и осознавать уровень усвоения Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи | Формирование навыков работы по алгоритму | |
65-66 | Площади геометрических фигур | 2 | Уметь применять полученные знания при решении | Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё Регулятивные: сличать свой способ действий с эталоном Познавательные: структурировать знания | Формирование целевых установок учебной деятельности | |
67-68 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 2 | Уметь применять полученные знания при решении | Коммуникативные: уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...
Рабочая программа по математике 9 класс, 5 часов в неделю, Макарычев Ю.Н.,под редакцией Теляковского, Атанасян Л.С. Атанасян Л.С.
Рабочая программа содержит КТП по алгебре 9 класс Макарычев Ю.Н., и геометрии 9 класс Атанасян Л.С., программа расчитана на 5 часов в неделю. Приложение контрольные работы по курсу....
рабочая программа Никольский Атанасян 8 класс по 6 часов
Никольский Атанасян 8 класс по 6 часов...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян
1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...