Решение задач повышенной трудности(Геометрия 7)
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

ovsienko gennady

Разработка урока по теме : " Неравенство треугольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геометрия 7 класс

 

Тема: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Автор: ОвсиенкоГ.В.

Учитель математики высшей  квалификационной категории

средней общеобразовательной школы

При Посольстве РФ в Греции

Тема:  «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и систематизации раннее изученного материала, выработке алгоритма решения задач; развития логического мышления учащихся.

УУД:

Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; понимают и используют математические средства наглядности.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: задания повышенной трудности для индивидуальной и  групповой работы.

Организационная структура урока.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цели:  

  1. Повторить и обобщить изученный материал;
  2. Формировать умения рассуждать;
  3. Развивать логическое мышление учащихся;
  4. Решать задачи повышенной трудности , сводя их к ключевым

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

 Оборудование:  компьютер, смарт-доска.

                         

Ход урока

1.Оргмомент.Повторение.

«Осколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.»

А.С. Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

А.С.Пушкин

Воздвиг я памятник вечнее меди
прочной
И зданий царственных, превыше
пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон
полночный,
Ни ряд бесчисленных годов
не истребит.
Нет, я не весь умру, и жизни
лучшей долей
Избегну похорон, и славный
мой венец
Всё будет зеленеть, доколе
в, Капитолий
С безмолвной девою верховный
ходит жрец..

Публий Овидий Назон

Очевидно,что А.С.Пушкин, подражая своему любимому поэту,Овидию,написал свое стихотворение.

Как связаны эти два стихотворения, с точки зрения математика?

Т.е. стихотворение Овидия - ключ к стихотворению А.С.Пушкина.

- Мы заканчиваем изучение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» и основной целью нашего урока является – применение полученных  знаний при решении задач повышенной сложности, используя ключевые задачи.

В чём заключается «принцип чайника»?

Математик – берет чайник, набирает воду, ставит на плиту, включает плиту, садится ждет. Задачу меняют, кран, чайник, плита, но чайник уже с водой. Математик – выливает воду из чайника и сводит задачу к предыдущей, решение которой уже известно.

2. Фронтальный опрос.

Назовите:

  1. Основные элементы треугольника,
  2. Виды треугольников по углам,
  3. Виды треугольников по сторонам,
  4. Сумма углов треугольника,
  5. Внешний угол и его свойства,
  6. Соотношения между сторонами и углами треугольника,
  7. Неравенство треугольника.
  8. Следствия из неравенства треугольника.

Каждый верный ответ оценивается в один балл.

3.Решение задач повышенной трудности:

  1. Две стороны треугольника не равны друг другу. Докажите , что медиана , проведённая из их общей вершины , составляет с меньшей из сторон больший угол.

Внимательно прочтите условие. Выполните чертеж. Напишите ,что дано и что требуется доказать. Правильно выполненный чертеж и записанное условие задачи оцениваются одним баллом.

Отлично! У кого есть идея решения задачи? Выслушаю всех. Верная идея оценивается в два балла.

Выслушав идеи всех учеников.

Итак, верная идея: «Достроить медиану МК на отрезок , равный МК. Соединить конец ,построенного отрезка с вершиной Р. Получим треугольник ,в котором две стороны равны отрезкам МN и  MP.Можно применить теорему о соотношении между углами и сторонами треугольника.»

2.Отрезок , соединяющий вершину треугольника с точкой на противоположной стороне, меньше большей из двух других сторон треугольника.

Внимательно прочтите условие. Выполните чертеж. Напишите ,что дано и что требуется доказать.

Отлично! У кого есть идея решения задачи? Выслушаю всех. Верная идея оценивается в два балла.

Выслушав идеи всех учеников.

Итак, верная идея: использовать теорему о внешнем угле треугольника  и теорему о соотношениях между углами и сторонами треугольника.

3.Докажите , что любой отрезок с концами на разных сторонах треугольника не больше наибольшей из сторон треугольника.

Внимательно прочтите условие. Выполните чертеж. Напишите ,что дано и что требуется доказать.

        Отлично! У кого есть идея решения задачи? Выслушаю всех. Верная идея оценивается в два балла.

Выслушав идеи всех учеников.

Итак, верная идея: соединить один из концов отрезка  с вершиной треугольника и таким образом вернуться к предыдущей задаче.

  1. Подведём итоги.

Закончите фразу: 1)В любом треугольнике против большего угла …

2) В любом треугольнике против большей стороны …

3) Внешний угол треугольника равен …

4) Внешний угол треугольника больше …

5)В любом треугольнике сумма длин двух сторон …

6) В любом треугольнике разность двух сторон …

Поднимите руки те, кто набрал больше трёх баллов за урок.Оценки выставляются в журнал.

6.Домашнее задание двух вариантов сложности:

Простой: Докажите, что угол треугольника является острым, если медиана, проведённая из этого угла, больше половины противоположной стороны.

 Сложнее: В треугольнике АВС, где сторона АВ больше стороны АС, отрезок АД - биссектриса. Докажите , что угол АДВ больше угла АДС и отрезок ВД больше отрезка СД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Программа факультатива для 9 класса по химии «Решение задач повышенной сложности»

Программа факультатива рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Рассматриваются основные темы, необходимые для успешной сдачи ГИА в 9 классе....

Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...