Рабочая программа по геометрии ,8 класс, Мерзляк
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по геометрии ,8 класс, Мерзляк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geom_8_merzlyak.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
города Лыткарино Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ СОШ №5
____________ Е.И.Зятева
«01» сентября 2020 г.
Рабочая программа
по геометрии
для 7 «А», «В» класса
на 2020 – 2021 учебный год
(базовый уровень)
Составитель: Трошова Т.С.
учитель первой категории
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 8 класс, к учебному комплексу для 8 класса (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2020), и авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. – М: Вентана – Граф, 2018.-152 с. -(Российский учебник)).
Цели учебного предмета:
- развитие логического, критического, конструктивного мышления, культуры речи, интереса к математическому творчеству;
- освоение математических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения;
- совершенствование умений обще учебного характера, разнообразных способов деятельности, приобретение опыта: обобщения, принятия самостоятельных решений, ясного и точного изложения своих мыслей, проведение доказательных рассуждений, поиска, систематизации информации.
Задачи предмета:
- формировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений;
- получить навыки четкого выполнения математических записей;
- развивать логическое мышление и речь, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, использовать грамотную письменную и устную речь.
Общая характеристика курса геометрии в 8 классе
Содержание курса геометрии в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты».
- Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела - развить у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
- Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представление учащихся об измерениях углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков , необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
- Раздел «Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю). Количество контрольных работ – 5.
Содержание учебного предмета
1.Повторение курса 7 класса. (3 часов) Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2.Четырехугольники (23часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3.Подобие треугольников.(12часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
6.Повторение курса 8 класса.(3часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Резерв (2 часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:
- способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
- система заданий учебников;
- представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- оценивать достигнутый результат;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
- строить логические цепи рассуждений;
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выделять и формулировать проблему;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- давать определение понятиям;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- представлять информацию в понятной форме;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Геометрия
Четырехугольники
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
- классифицировать геометрические фигуры;
- овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство;
- использовать свойства измерения длин и углов при решении задач;
Подобие треугольников
- доказывать теоремы;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы используя формулы;
Решение прямоугольных треугольников
- оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- доказывать теоремы;
- решать задачи применяя основными алгоритмы построения с помощью линейки;
- приобрести опыт применения тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы площадей фигур;
Многоугольники. Площадь многоугольника
- решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
- доказывать теоремы;
- использовать свойства измерения площадей при решении задач;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников трапеций;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.
Календарно – тематическое планирование курса геометрии 8 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол - во часов |
Повторение курса 7 класса | 3ч | ||
1 | 3.09 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников | 1ч |
2 | 4.09 | Параллельные прямые. Признаки и свойства | 1ч |
3 | 10.09 | Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. | 1ч |
Четырёхугольники | 23ч | ||
4 | 11.09 | Четырёхугольник и его элементы. | 1ч |
5 | 17.09 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 2ч |
6 | 18.09 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | |
7 | 24.09 | Признаки параллелограмма | 2ч |
8 | 25.09 | Признаки параллелограмма | |
9 | 1.10 | Прямоугольник. Свойства прямоугольника | 1ч |
10 | 2.10 | Признаки прямоугольника | 1ч |
11 | 8.10 | Ромб. Свойства ромба | 1ч |
12 | 9.10 | Признаки ромба | 1ч |
13 | 15.10 | Квадрат | 1ч |
14 | 16.10 | Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1ч |
15 | 23.10 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1ч |
16 | 24.10 | Средняя линия треугольника | 1ч |
17 | 5.11 | Трапеция. Виды трапеции | 2ч |
18 | 6.11 | Трапеция. Виды трапеции | |
19 | 12.11 | Средняя линия трапеции | 1ч |
20 | 13.11 | Решение задач по теме: «Трапеция» | 1ч |
21 | 20.11 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | 2ч |
22 | 21.11 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | |
23 | 26.11 | Описанная окружность четырехугольника. | 1ч |
24 | 27.11 | Вписанная окружность четырехугольника | 1ч |
25 | 4.12 | Признак принадлежности четырёх точек одной окружности | 1ч |
26 | 5.12 | Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция.» | 1ч |
Подобие треугольников | 12ч | ||
27 | 10.12 | Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса | 1ч |
28 | 11.12 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 2ч |
29 | 18.12 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | |
30 | 19.12 | Подобные треугольники | 1ч |
31 | 24.12 | Первый признак подобия треугольников | 1ч |
32 | 11.12 | Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | 1ч |
33 | 18.12 | Теорема Менелая, теорема Птолемея | 1ч |
34 | 19.12 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 1ч |
35 | 24.12 | Второй признак подобия треугольников | 1ч |
36 | 22.01 | Третий признак подобия треугольников | 1ч |
37 | 29.01 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
38 | 30.01 | Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» | 1ч |
Решение прямоугольных треугольников | 15ч | ||
39 | 4.02 | Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1ч |
40 | 5.02 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 2ч |
41 | 11.02 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | |
42 | 12.02 | Теорема Пифагора | 2ч |
43 | 19.02 | Теорема Пифагора | |
44 | 20.02 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
45 | 25.02 | Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | 1ч |
46 | 26.02 | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1ч |
47 | 4.03 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1ч |
48 | 5.03 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1ч |
49 | 10.03 | Решение прямоугольных треугольников | 3ч |
50 | 11.03 | Решение прямоугольных треугольников | |
51 | 18.03 | Решение прямоугольных треугольников | |
52 | 19.03 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
53 | 1.04 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1ч |
Многоугольники. Площадь многоугольника | 12ч | ||
54 | 2.04 | Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1ч |
55 | 8.04 | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | 1ч |
56 | 9.04 | Площадь параллелограмма | 2ч |
57 | 14.04 | Площадь параллелограмма | |
58 | 15.04 | Площадь треугольника | 3ч |
59 | 22.04 | Площадь треугольника | |
60 | 23.04 | Площадь треугольника | |
61 | 28.04 | Площадь трапеции | 3ч |
62 | 29.04 | Площадь трапеции | |
63 | 6.05 | Площадь трапеции | |
64 | 7.05 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
65 | 12.05 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | 1ч |
Повторение курса 8 класса | 3ч | ||
66 | 13.05 | Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки | 1ч |
67 | 19.05 | Подобные треугольники. | 1ч |
68 | 21.05 | Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | 1ч |
Итого | 68 |
Литература
- Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018г.
- Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2020г.
- Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020г.
- Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2020г.
- Балаян Э.Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 классы/ Э.Н. Балаян – изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей физико-математического цикла
______________ Т.С. Трошова
ФИО председателя ШМО
протокол № 1_
«31» августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
____________ Е.В. Рогова
«31» августа 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Мерзляк)
продолжение программы 7 класса...
Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк
Рабочая программа составлена на основе:1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...
Рабочая программа по геометрии 8 класс УМК Мерзляк
Рабочая программа составлена из расчета 2 урока геометрии в неделю, 70 уроков в год....
Рабочая программа по геометрии 7 класса (Мерзляк)
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по математике и авторской программы по математике дл...
Рабочая программа по геометрии 8 класс Мерзляк
Рабочая программа по геометрии 8 класс...
Рабочая программа по геометрии 7 класс Мерзляк
Рабочая программа по геометрии 7 класс Мерзляк...
Рабочая программа по геометрии ,7 класс, Мерзляк
Рабочая программа по геометрии ,7 класс, Мерзляк...