Рабочая программа по геометрии ,7 класс, Мерзляк
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа по геометрии ,7 класс, Мерзляк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geom_7_merzlyak.docx | 49.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
города Лыткарино Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ СОШ №5
____________ Е.И.Зятева
«01» сентября 2020 г.
Рабочая программа
по геометрии
для 7 «А», «В» класса
на 2020 – 2021 учебный год
(базовый уровень)
Составитель: Трошова Т.С.
учитель первой категории
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 7 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7класс, к учебному комплексу для 7 класса (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2019), и авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др. – М: Вентана – Граф, 2018.-152 с. -(Российский учебник)).
Цели и задачи обучения
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
- овладение символическим языком геометрии, выработка формально-оперативных математических умений и навыков применения их к решению математических и нематематических задач;
- развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цели изучения курса геометрии:
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- учить ясно и точно излагать свои мысли;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате освоения курса геометрии учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю). Количество контрольных работ – 5.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Предметные:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Геометрические фигуры | |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
Отношения | |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
реальной жизни |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
Измерения и вычисления | |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
Геометрические построения | |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
|
История математики | |
|
|
Методы математики | |
|
|
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет- ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Тематическое планирование по геометрии 7 класс
№ | Тема | Количество часов | В том числе контр. работ |
Глава I. | Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 13 | 1 |
Глава II. | Треугольники | 18 | 1 |
ГлаваIII. | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 16 | 1 |
Глава IV | Окружность и круг. Геометрические построения | 16 | 1 |
Повторение курса геометрии за курс 7 класса | 5 | 1 | |
Итого | 68 | 5 |
Содержание учебного предмета «Геометрия 7»
- Простейшие геометрические фигуры и их свойства (13 час.)
Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий. Введение основных свойств простейших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I—VI классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.
Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур; 4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
4) выполнять проекты по темам (по выбору).
2. Треугольники. (18 час.)
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
2) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
3) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
4) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
4) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.
3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 час.)
Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий -
понятие параллельных прямых; дать первое представление об
аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
2) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
3) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
4) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
5) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом/
Обучающийся получит возможность научиться:
1) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
2) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
4. Окружность и круг. Геометрические построения (16 час.)
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
Планируемые результаты изучения по теме.
- 1)Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.
- Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.
- Формулировать:
- определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник;
- свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;
- признаки касательной.
- Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.
- Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ.
- Строить треугольник по трём сторонам.
- Решать задачи на построение, доказательство и вычисление.
- Выделять в условии задачи условие и заключение.
- Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения.
- Сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Календарно – тематическое планирование курса геометрии 7 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол - во часов |
Глава I. | Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 13 | |
1 | 3.09 | Точки и прямые | 1 |
2 | 4.09 | Отрезок и его длина | 2 |
3 | 10.09 | Отрезок и его длина | |
4 | 11.09 | Луч и угол. | 1 |
5 | 17.09 | Измерение углов | 1 |
6 | 18.09 | Луч и угол. Измерение углов | 1 |
7 | 24.09 | Смежные углы | 1 |
8 | 25.09 | Вертикальные углы | 1 |
9 | 1.10 | Смежные и вертикальные углы | 1 |
10 | 2.10 | Перпендикулярные прямые. | 1 |
11 | 8.10 | Аксиомы. | 1 |
12 | 9.10 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
13 | 15.10 | Контрольная работа №1 | 1 |
Глава II. | Треугольники | 18 | |
14 | 16.10 | Равные треугольники. | 1 |
15 | 23.10 | Высота медиана, биссектриса треугольника | 1 |
16 | 24.10 | Первый признак равенства треугольников | 2 |
17 | 5.11 | Первый признак равенства треугольников | |
18 | 6.11 | Второй признак равенства треугольников | 2 |
19 | 12.11 | Второй признак равенства треугольников | |
20 | 13.11 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 |
21 | 20.11 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 4 |
22 | 21.11 | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
23 | 26.11 | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
24 | 27.11 | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
25 | 4.12 | Признаки равнобедренного треугольника | 2 |
26 | 5.12 | Признаки равнобедренного треугольника | |
27 | 10.12 | Третий признак равенства треугольников | 2 |
28 | 11.12 | Третий признак равенства треугольников | |
29 | 18.12 | Теоремы | 1 |
30 | 19.12 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
31 | 24.12 | Контрольная работа №2 | |
Глава III | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 16 | |
32 | 11.12 | Параллельные прямые | 1 |
33 | 18.12 | Признаки параллельности прямых | 2 |
34 | 19.12 | Признаки параллельности прямых | |
35 | 24.12 | Свойства параллельных прямых | 3 |
36 | 22.01 | Свойства параллельных прямых | |
37 | 29.01 | Свойства параллельных прямых | |
38 | 30.01 | Сумма углов треугольника | 4 |
39 | 4.02 | Сумма углов треугольника. | |
40 | 5.02 | Сумма углов треугольника. | |
41 | 11.02 | Сумма углов треугольника. | |
42 | 12.02 | Прямоугольный треугольник | 2 |
43 | 19.02 | Прямоугольный треугольник | |
44 | 20.02 | Свойства прямоугольного треугольника | 2 |
45 | 25.02 | Свойства прямоугольного треугольника | |
46 | 26.02 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
47 | 4.03 | Контрольная работа №3 | 1 |
Глава IV | Окружность и круг. Геометрические построения | 16 | |
48 | 5.03 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 2 |
49 | 10.03 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | |
50 | 11.03 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 3 |
51 | 18.03 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | |
52 | 19.03 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | |
53 | 1.04 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 3 |
54 | 2.04 | Описанная и вписанная окружности треугольника | |
55 | 8.04 | Описанная и вписанная окружности треугольника | |
56 | 9.04 | Задачи на построение | 3 |
57 | 14.04 | Задачи на построение | |
58 | 15.04 | Задачи на построение | |
59 | 22.04 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 3 |
60 | 23.04 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | |
61 | 28.04 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | |
62 | 29.04 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
63 | 6.05 | Контрольная работа № 4 | 1 |
Повторение курса геометрии за курс 7 класса | 5 | ||
64 | 7.05 | "Начальные геометрические сведения, Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник" | 1 |
65 | 12.05 | Повторение по теме "Параллельные прямые" | 1 |
66 | 13.05 | Повторение по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" | 1 |
67 | 19.05 | Контрольная работа №5 | 1 |
68 | 21.05 | Заключительный урок по курсу 7 класса | 1 |
Итого | 68 |
Литература
- Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018г.
- Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2019-2020г.
- Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020г.
- Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2019-128с.
- Балаян Э.Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 классы/ Э.Н. Балаян – изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей физико-математического цикла
______________ Т.С. Трошова
ФИО председателя ШМО
протокол № 1_
«31» августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
____________ Е.В. Рогова
«31» августа 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Мерзляк)
продолжение программы 7 класса...
Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк
Рабочая программа составлена на основе:1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...
Рабочая программа по геометрии 8 класс УМК Мерзляк
Рабочая программа составлена из расчета 2 урока геометрии в неделю, 70 уроков в год....
Рабочая программа по геометрии 7 класса (Мерзляк)
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по математике и авторской программы по математике дл...
Рабочая программа по геометрии 8 класс Мерзляк
Рабочая программа по геометрии 8 класс...
Рабочая программа по геометрии 7 класс Мерзляк
Рабочая программа по геометрии 7 класс Мерзляк...
Рабочая программа по геометрии ,8 класс, Мерзляк
Рабочая программа по геометрии ,8 класс, Мерзляк...