Урок геометрии в 8 классе по теме "Симметрия это красиво..."
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Урок геометрия в 8 классе
Тема: «Симметрия это красиво…».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: урок – практикум.
Цель урока: знакомство обучающихся с понятием осевой и центральной симметрией.
Задачи:
Образовательные задачи: - рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства геометрических фигур; - выработать навыки построения образов точек, отрезков, и других фигур при осевой и центральной симметрии; - научить распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Развивающие задачи: - развитие мыслительной деятельности, творческих способностей и логического мышления учащихся при выполнении практической работы;
- развивать умение самостоятельно работать;
- развивать пространственное мышление, воображение, кругозор, обогащать словарный запас детей;
-развивать наблюдательность, память учащихся;
- расширить знания учеников об окружающем их мире.
Воспитательные задачи:
-заинтересовать детей национальной мордовской вышивкой;
- воспитывать у обучающихся интерес к национальной культуре;
- показать, как симметрия создает красоту в природе, в вышивке, архитектуре;
- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при построении фигур;
- формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: формирование умений коллективной деятельности обучающихся, умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Предметные результаты: научиться строить симметричные фигуры, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Оборудование: стенд с рисунками и вышивками, набор карточек с тестом, таблички для рефлексии, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ресурсы: компьютерная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geometrii_8_klass_poteme_simmetriya_eto_krasivo.docx | 217.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока геометрии по теме «Симметрия это красиво…» для обучающихся 8 класса.
Урок геометрия в 8 классе
Тема: «Симметрия это красиво…».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: урок – практикум.
Цель урока: знакомство обучающихся с понятием осевой и центральной симметрией.
Задачи:
Образовательные задачи: - рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства геометрических фигур; - выработать навыки построения образов точек, отрезков, и других фигур при осевой и центральной симметрии; - научить распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Развивающие задачи: - развитие мыслительной деятельности, творческих способностей и логического мышления учащихся при выполнении практической работы;
- развивать умение самостоятельно работать;
- развивать пространственное мышление, воображение, кругозор, обогащать словарный запас детей;
-развивать наблюдательность, память учащихся;
- расширить знания учеников об окружающем их мире.
Воспитательные задачи:
-заинтересовать детей национальной мордовской вышивкой;
- воспитывать у обучающихся интерес к национальной культуре;
- показать, как симметрия создает красоту в природе, в вышивке, архитектуре;
- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при построении фигур;
- формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: формирование умений коллективной деятельности обучающихся, умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Предметные результаты: научиться строить симметричные фигуры, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Оборудование: стенд с рисунками и вышивками, набор карточек с тестом, таблички для рефлексии, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ресурсы: компьютерная презентация.
Подготовка к уроку: Ученикам заранее было дано задание, нарисовать рисунки, принести вышивки. Из них мы подготовили стенд. Также ребята подготовили небольшие сообщения о применении симметрии в архитектуре, природе, технике, литературе, быту.
Структура урока.
I.Организационный момент (1мин)
II. Актуализация знаний (2мин). III. Изучение нового материала. (6мин)
IV Закрепление изученного материала
1.Работа по таблице - устно (2мин)
2.Симметрия в русских узорах (3мин)
3. Нарисуй узор (7 мин)
4. Физкультминутка (1мин)
5.Симметрия в природе (3мин)
6.Симметрия в архитектуре (3мин)
7.Симметрия в литературе, технике, быту (3 мин)
8. Тестовая работа (10 мин)
V. Итог урока (2 мин)
VI. Домашнее задание (1мин)
VII. Рефлексия результативности, настроения. (1мин)
Ход урока:
I Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, ребята. В удивительном мире геометрии существует много красот.
Вот опять красоты нас удивят
Геометрия вновь покоряет ребят. Так, давайте войдём в храм науки затем,
Чтоб раскрыть дружно тайны загадочных тем!
II Актуализация знаний (Слайд 1-2)
-Вы хотите узнать тему нашего урока? Для этого посмотрите на наш стенд, где помещены ваши работы . Посмотрите, как красиво изображены рисунки, они радуют нас. А почему они красивы?
Ученик: Потому что они нарисованы правильно, пропорционально, симметрично.
Учитель: Да, рисунки изображены с помощью математического явления, которое называется симметрией. Давайте напишем в тетради число, классная работа и тему урока «Симметрия это красиво…». Давайте вместе сформулируем цели урока. (Слайд 3). Мы сегодня познакомимся с понятием симметрии. Узнаем, какие симметрии бывают, научимся изображать фигуры. Прикоснёмся к прекрасному!
III Изучение нового материала
1. Объяснение материала.
- Слово симметрия происходит от греческого слова и означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
(Слайд 4) В словаре С.И. Ожегова записано «Симметрия - соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-нибудь по обе стороны от середины, центра».
Немецкий математик Герман Вейль сказал о симметрии так:
«Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».
(Слайд5) Различают три вида симметрии: симметрия относительно
прямой, симметрия относительно точки, симметрия
относительно плоскости.
Сегодня на уроке мы познакомимся с центральной и осевой симметрией. Симметрия относительно прямой называется осевой симметрией.
Точка А1 называется симметричной точке A относительно прямой l , если прямая АА1 перпендикулярна прямой l и АО=ОА1, где O - точка пересечения прямой АА1 и прямой l.
(Учитель строит на доске, ученики в тетрадях). Отметьте точку A и прямую l. Из точки опустите перпендикуляр АО на прямую l , теперь от точки O отложите перпендикуляр ОА1= АО. Две точки A и А1 называются симметричными относительно прямой l. Такая прямая называется осью симметрии. Для точки B постройте самостоятельно.
– Фигура называется симметричной относительно прямой a, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой a также принадлежит этой фигуре. (Слайд 6) У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии, а может и не быть совсем. Посмотрите на рисунок.
Как вы думаете, сколько осей симметрии у квадрата? (4) У прямоугольника? (2) А у окружности? (Круг имеет бесконечно много осей симметрии). Для неразвёрнутого угла существует единственная ось симметрии — это биссектриса данного угла. Для равнобедренного треугольника есть единственная ось симметрии. Для равностороннего треугольника — три оси. Есть фигуры без осей симметрии — это параллелограмм и треугольник, все стороны которого различны.
(Слайд 7) Можно построить симметричные точки не только относительно прямой, но и относительно какой-либо точки. Возьмём произвольную точку A и точку O, относительно которой будем строить симметричную точку. Соединяем точки A и O отрезком, затем от точки O откладываем отрезок ОА1 = ОА. Таким образом, О – середина отрезка АА1 . Точки A и А1 называются симметричными относительно точки О. Точка O называется центром симметрии.
– Фигура называется симметричной относительно точки O, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки O также принадлежит этой фигуре.
(Слайд 8)
- Окружность имеет один центр симметрии - это центр окружности. Параллелограмм имеет один центр симметрии – точка пересечения диагоналей, прямая – бесконечно много, любая точка прямой является её центром симметрии. А вот у треугольника нет центра симметрии. Прямоугольник — центрально симметричная фигура. Центром симметрии параллелограмма является точка пересечения его диагоналей.
IV Закрепление нового материала 1.Устная работа - Давайте обобщим полученные знания по таблице. Рассмотрим симметрию в геометрии. (Слайд 9)
- А сейчас мы узнаем, где встречается симметрия.
2.Симметрия в русских узорах. (Слайд11-18)
Сообщение учителя: Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония, красота. Значит, человек использовал и использует симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древнейших времен у нашего народа распространена вышивка. Она отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.
3 . Нарисуй узор
Учитель:. для каждого я раздам незаконченный узор.
Задание: нарисуйте от руки фигуру симметричную одной из данных относительно вертикальной оси.( Детям раздаются карточки).
4.Физкультминутка (Слайд 19)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
(Далее шёпотом)
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
5.Симметрия в природе (С презентацией выступает Подколзина Виктория)
На слайде стихи
Симметрия, я гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю!
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожки,
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой – творение мороза.
6. Симметрия в архитектуре. (С презентацией выступает Бородина Наталья)
Сообщение Бородиной Н.: Прекрасные образы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Симметрия в архитектуре служит неким украшением. Здания, имеющие симметричные черты, смотрятся более строго и со вкусом. Симметрия - это красота, красота зданий, которые украшают город, село, делают его ярче и «заметней». Наш родной город -Курск. Он очень красивый.
В Курске много красивых зданий. Они тоже построены с применением симметрии. Именно с симметрией связана красота этих зданий.
Наша школа тоже красивая, потому что построена на основе симметрии.
Наташа: А вот посмотрите на герб России, он тоже симметричен.
7.Симметрия в литературе, технике, быту. (С презентацией выступает Малыхин Роман)
8. Тестовая работа. (Слайд 20)
1.(Раздать листочки-карточки) На карточке изображена часть узора и проведены две его оси симметрии. Требуется восстановить узор вышивки. Разрешается выбрать по желанию.
2. Имеют ли оси симметрии буквы: Ф, А, М, Б, В, О, Р, Н, П, Т.
3. Соедините название геометрической фигуры с соответствующими числами осей симметрии:
РОМБ 4
КВАДРАТ 2
КРУГ БОЛЬШЕ 4.
4. Каким словом, начинается знаменитая пушкинская фраза:
«…! Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Дочертите симметричные части букв, и вы прочитаете это слово.
V. Подведение итогов
-Сегодня на уроке вы попытались сами создавать красоту, приобщиться к тому, как наши предки использовали симметрию. Мы увидели, какое ощущение спокойствия уверенности и красоты придает симметрия.
Посмотрите на выполненные тестовые работы. (Учитель прикрепляет листы на доску). Красота и гармония!
Симметрия – очень важная вещь,
И часто различна она,
А точечка О, симметрии центр,
Бывает же только одна.
Она красива и строга,
Точна и грациозна.
Всегда, везде, во всём нужна,
Соразмерна и серьёзна.
Французский сад, дворец античный,
Снежинки зубчатый узор,
Кленовый лист, вокзал столичный –
Один у них у всех закон.
Вот центр, вот ось.
Лучи прямые фигуры делят на куски,
Чтоб без ошибок, точно, ясно
Могли чертить ученики.
(Слайд 21)
В течение урока вы работали хорошо. Что нового вы узнали?
( Учитель выставляет оценки за работу самым активным учащимся.) Хочу закончить урок словами Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного».
VI Домашнее задание: п. 47, вопросы 16 -20 №419, №421.
VII Рефлексия результативности, настроения.
Учитель: Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Если урок понравился, то покажите солнышко, если не понравился, то тучу. – На этом урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....
Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....
Технологическая карта урока геометрии 7 класс. Тема урока: Второй признак равенства треугольников.
Тема урока: Второй признак равенства треугольников. Тип урока: Урок изучения нового материала...
Геометрия. Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"
Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"...
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма». Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий.
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма».Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий....
Проект урока геометрии 8 класс. Тема урока: «Площадь треугольника»
Конспект урока...