Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УР Директор МБОУ
А.Н. Шутова «Новоаганская ОСШ №1»
_______________ ____________________ _____________________
Протокол № 1 Л.Н.Константинова
от «___» ______20___г. «____» _________20___г. Приказ №_____ от _________
Рабочая программа учебного курса
«Геометрия»
для 9 класса
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Новосельцева Ольга Альбертовна
учитель математики
Новоаганск, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
- Приказа Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерально перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказами Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, от 17 мая 2012 г. № 413; согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего, основного общего образования и среднего общего образования (см. п. 10 изменений, утв. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 и от 31.12.2015 № 1578, соответственно);
- Авторской программы Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. составитель Т. А. Бурмистрова М.: Просвещение, 2016 – с. 37-39
- Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ № 1» на 2020-2021 учебный год
Цели обучения:
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи изучения учебного предмета
- - Образовательные: выработать основные группы знаний, умений и навыков, связанных с решение типовых задач и задач повышенной сложности по математике; подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов по математике; формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
- - Развивающие: развить мышление, математическую речь, память, внимание.
- - Воспитательные: использовать все удобные моменты в содержании обучения курса математики для воспитания у учащихся: устойчивого интереса к изучению математики; активной жизненной позиции; ответственности, инициативности, самостоятельности, упорства, организованности, привычки к систематическому труду, дисциплине, добросовестного отношения к порученному делу; общей культуры и научного мировоззрения через ознакомление с ролью математики; культуры общения, эстетическое воспитание.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет - ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение (2 часа)
Глава 9,10. Векторы. Метод координат. (20 часа)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (12 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (11 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Глава 13. Движения. (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Об аксиомах геометрии. (2 часа)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии. (7 часов)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Повторение. Решение задач. (8часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Вид контроля | ||
мд | тесты | кр | |||
1 | Вводное повторение | 2 | 2 | 2 | 0 |
2 | Векторы | 20 | 1 | 1 | 2 |
3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 12 | 0 | 1 | 1 |
4 | Длина окружности и площадь круга | 11 | 1 | 1 | 1 |
5 | Движения | 8 | 0 | 1 | 1 |
6 | Начальные сведения из стереометрии | 7 | 2 | 2 | 0 |
7 | Аксиомы планиметрии | 2 | 0 | 1 | 0 |
8 | Итоговое повторение | 8 | 1 | 2 | 1 |
Итого | 70 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы/урока | Дата проведения | |
п/п | План | Факт | |
| Вводное повторение | 2 часа | |
1 | Повторение | ||
2 | Повторение | ||
Векторы | 20 часов | ||
3 | Понятие вектора | ||
4 | Понятие вектора | ||
5 | Понятие вектора | ||
6 | Сложение и вычитание векторов | ||
7 | Сложение и вычитание векторов | ||
8 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | ||
9 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | ||
10 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | ||
11 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | ||
12 | Решение задач по теме «Векторы» | ||
13 | Контрольная работа №1 «Векторы» | ||
14 | Координаты вектора | ||
15 | Координаты вектора | ||
16 | Координаты вектора | ||
17 | Простейшие задачи в координатах | ||
18 | Простейшие задачи в координатах | ||
19 | Уравнение окружности и прямой | ||
20 | Уравнение окружности и прямой | ||
21 | Уравнение окружности и прямой | ||
22 | Контрольная работа №2 «Метод координат» | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 12 часов | ||
23 | Синус, косинус и тангенс угла | ||
24 | Синус, косинус и тангенс угла | ||
25 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ||
26 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ||
27 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ||
28 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ||
29 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ||
30 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | ||
31 | Скалярное произведение векторов | ||
32 | Скалярное произведение векторов | ||
33 | Скалярное произведение векторов | ||
34 | Контрольная работа № 3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | ||
Длина окружности и площадь круга | 11 часов | ||
35 | Правильные многоугольники | ||
36 | Правильные многоугольники | ||
37 | Правильные многоугольники | ||
38 | Правильные многоугольники | ||
39 | Правильные многоугольники | ||
40 | Длина окружности и площадь круга | ||
41 | Длина окружности и площадь круга | ||
42 | Длина окружности и площадь круга | ||
43 | Длина окружности и площадь круга | ||
44 | Решение задач «Длина окружности и площадь круга» | ||
45 | Контрольная работа № 4 «Длина окружности и площадь круга» | ||
Движения | 8 часов | ||
46 | Понятие движения | ||
47 | Понятие движения | ||
48 | Понятие движения | ||
49 | Параллельный перенос | ||
50 | Поворот | ||
51 | Решение задач по теме « Движения» | ||
52 | Решение задач по теме « Движения» | ||
53 | Контрольная работа № 5 «Движения» | ||
Начальные сведения из стереометрии | 7 часов | ||
54 | Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. | ||
55 | Параллелепипед | ||
56 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда | ||
57 | Пирамида | ||
58 | Цилиндр | ||
59 | Конус | ||
60 | Сфера и шар | ||
Аксиомы планиметрии | 2 часа | ||
61 | Об аксиомах планиметрии | ||
62 | Аксиомы планиметрии | ||
Повторение | 8 часов | ||
63 | Повторение темы «Параллельные прямые» | ||
64 | Повторение темы «Треугольники» | ||
65 | Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники » | ||
66 | Повторение темы «Окружность» | ||
67 | Векторы. Метод координат | ||
68 | Итоговая контрольная работа | ||
69 | Решение задач | ||
70 | Решение задач |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2017
2. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С. идр. – М.: Просвещение, 2017.
3. Н.Б.Мельникова. Дидактические материалы по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна, М.: «Экзамен», 2017
4. Н.Б.Мельникова. Контрольные работы по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна, М.: «Экзамен», 2016
5. В.А.Гусев. Сборник задач по геометрии, 8 класс, М: «Экзамен», 2013
6. Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы, М: «Просвещение», 2014
7. А.В. Фарков. Тесты по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна, М.: «Экзамен», 2015
8. Ю.А.Глазков, М.Я.Гаиашвили. Геометрия, итоговая аттестация. Типовые тестовые задания, М.: «Экзамен», 2015
9. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя. Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение. 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....