Прикладные задачи по геометрии. Объемы геометрических тел.
учебно-методический материал (11 класс)
Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.
Одним из основных средств, применение которого создает хорошие условия для достижения прикладной и практической направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера). Независимо от того, какой жизненный путь и профессию выберут выпускники в дальнейшем, опыт решения «жизненных» задач, несомненно, пригодится им в жизни и поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikladnye_zadachi_po_geometrii_obemy_tel.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Прикладные задачи по геометрии.
Объемы геометрических тел.
Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.
Одним из основных средств, применение которого создает хорошие условия для достижения прикладной и практической направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера). Независимо от того, какой жизненный путь и профессию выберут выпускники в дальнейшем, опыт решения «жизненных» задач, несомненно, пригодится им в жизни и поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе.
Удачно подобранные задачи прикладного содержания способны пробудить интерес, создать уверенность в её полезности, её практической значимости, укрепить представления о возникновении и развитии математики в результате практической, производственной деятельности людей, показать значимость и ценность теоретических знаний.
Прикладные задачи целесообразно использовать в процессе обучения для достижения таких дидактических целей как:
- мотивация введения новых математических понятий и методов;
- иллюстрация учебного материала;
- закрепление и углубление знаний по предмету;
- формирование практических умений и навыков.
Решение прикладных задач по геометрии позволяет усилить практическую направленность изучения школьного курса геометрии; выработать необходимые навыки решения практических задач, умения оценивать величины и находить их приближенные значения; сформировать представления о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических величин; повысить интерес, мотивацию и, как следствие, эффективность изучения геометрии.
Используя в старших классах при изучении геометрии блочную подачу учебного материала, как одно из средств интенсивного обучения математики, у меня высвободилось время для повторения вопросов теории и особенно решения задач. Понимая, что более глубокое осмысление теории происходит при решении различных задач, мне пришлось разнообразить представленные задачи в учебнике путём усиления практической и прикладной направленности их содержания.
Опыт работы показывает, что решение задач прикладного характера для одного ученика являются простым и понятным, а для другого – сложным. Поэтому данный дидактический материал можно использовать как при работе со всем классом, так и для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. В своей работе я практикую использование дидактического материала следующим образом: если класс подготовленный, то задачи решают индивидуально, а если класс слабый, то задачи решают парами. При индивидуальной работе школьников я использую рейтинговую систему оценивания, т.е. чем больше учащихся класса решили данную задачу, тем меньше баллов за неё получает ученик. Для решения прикладных задач по каждой теме выделяю не менее 2 часов.
Прикладные задачи
Объемы геометрических тел.
- Египетские пирамиды – древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Пирамида Хеопса имеет форму правильной четырехугольной пирамиды. Высота пирамиды на сегодняшний день составляет 138,75 м, сторона основания 230м. Вычислите объем пирамиды.
- Вычислите количество нефти в тоннах, находящейся в цистерне цилиндрической формы, диаметр которой равен 22 м, а высота 8м, плотность нефти 800 кг/м3.
- Три латунных куба с рёбрами 3см, 4см и 5см переплавлены в один куб. Какую длину имеет ребро этого куба?
- Какой объем молока может войти в тетрапак в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной 20см, высотой 24см.
- Найти диаметр медной проволоки, если 30м проволоки весят 121,2г и плотность меди 8,9г/см3.
- Сколько шариков диаметром в 1см можно отлить из куска свинца весом в 1 кг, если плотность свинца 11,4 г/см3?
- Сколько литров воды вмещает водоём, имеющий форму правильной четырехугольной усеченной пирамиды, если глубина его равна 1,2 м, а стороны оснований – 10м и 5м?
- Найдите объем детали, изображенной на рисунке (все двугранные углы – прямые).
- Автоцистерна для перевозки молока имеет форму цилиндра. Внутренний диаметр, которого равен 1,4 м, а длина - 3,5 м. Сколько тонн молока можно налить в такую цистерну, если заполнить ее доверху? Плотность молока 1032 кг/м3.
- В цилиндрический сосуд, в котором находится 6 дм3 воды, опустили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся в 1,5 раза. Чему равен объем детали?
- Куча щебня имеет коническую форму, радиус основания которой 2м и образующая 3,5м. Сколько надо возов, чтобы перевезти весь щебень, уложенный в десяти таких кучах, если 1 м3 щебня весит 3 т и на один воз грузят 0,5 т.
- Прямоугольный золотой лист имеет размеры 4,7см × 6,2см и весит 6,3г. Найдите толщину листа (плотность золота 19,3г/см3).
- Бак, имеющий форму правильной четырехугольной усеченной пирамиды, вмещает 190л бензина. Найдите глубину этого бака, если стороны его оснований равны 60см и 40см.
- Железнодорожная насыпь дана в разрезе (см. чертёж); размеры указаны в метрах. Найти, сколько кубических метров земли приходится на 1 км насыпи.
- Внутренний диаметр чугунного полого шара 8см, а внешний 10см. Найти вес шара (плотность чугуна 7,3г/см3).
- Стаканчик для мороженого конической формы имеет 12см глубину и 5см по диаметру верхней части. На него сверху положили две ложки мороженного в виде полушарий диаметра 5см. Переполнит ли мороженое стаканчик если позволить ему растаять.
- Свинцовая труба с толщиной стенок в 4 мм имеет внутренний диаметр 13 мм. Сколько весят 25 м этой трубы, если плотность свинца 11,4г/см3?
- На полке в магазине стоят две банки цилиндрической формы земляничного варенья одного и того же сорта. Одна банка в 2 раза выше другой, но зато её диаметр в 2 раза меньше. Высокая банка стоит 23 цента, а низкая 43 цента. Какую из банок купить выгоднее?
- Стог сена имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2,5 м, высота 4м, причём цилиндрическая часть стога имеет высоту 2,2 м. Определить вес стога (плотность сена 0,03г/см3).
- Стальной вал, имеющий 1,40 м длины и 0,083 м в диаметре, обтачивается на токарном станке, причём его диаметр уменьшается на 0,003 м. Сколько он теряет в весе благодаря обточке? (плотность стали 7,4г/см3)
Ответы
- 2446625м3
- 6см
- не переполнит
- низкую банку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии .7 класс. Тема«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ».
Урок геометрии . 7 класс ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ». Цели: 1. Обучающая – создать условия для формирования умений и ...
Геометрия. 8 класс. Площади многоугольников (прикладные задачи)
Презентация по теме "Площади многоугольников. Решение прикладныз задач". План урока. Варианты заданий для работы в группах....
Решение практико-ориентированных задач на вычисление объемов и площадей геометрических тел
Актуальность проблемы использования задач с практическим содержанием в курсе геометрии не вызывает сомнения, так как условия естественного развития личности обучающегося наиболее полно реализуются в с...
Методическая разработка урока геометрии по теме: «Объем цилиндра. Решение прикладных задач». 11 класс
Урок геометрии в 11 классе. Объем цилиндра....
Прикладные задачи по геометрии
Предлагаемый дидактический материал предназначен для использования при подготовке учащихся к ОГЭ или включении в урок при изучении указанных тем в качестве самостоятельной работы. Первый вариант разби...
7 класс Геометрия Решение задач по теме Простейшие геометрические фигуры
Презентация к уроку Решение задач по теме Простейшие геометрические фигуры...
Прикладные задачи. Геометрия (11 класс) «Геометрические тела в пространстве»
Цель: использование задач прикладной направленности с целью активизации изучения старшеклассниками стереометрии в средней школе...