Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Рассмотрено и рекомендовано методическим объединением Протокол №____ от_____________2020 г. Руководитель МО ____________________ | Утверждено приказом по школе №___ от___________2020 г. Директор школы ____________________________ Базаров Б.Г. |
ИРОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: ГЕОМЕТРИЯ
КЛАСС: 8 А
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68
ФИО УЧИТЕЛЯ: ГАЛСАНОВА Л.Б.
Год разработки: 2020 г.
Срок действия: 2020 - 2021 уч.год.
с.Ташир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии в 8 «а» классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласно положению о рабочей программе МБОУ Иройская СОШ на основе примерной программы «Геометрия» 7 – 9 классы (авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко) – М.: Вентана-граф, 2014.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии и в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Предназначена для работы по УМК: «Геометрия 7-9» авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
В программе учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться
Геометрия - важнейший компонент математического образования. Необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания. Изучение геометрии вносит значительный вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательство.
Цели изучения курса геометрии
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Задачи изучения курса геометрии
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Предназначена для работы по УМК:
1. «Геометрия - 8 класс»: учебник для учащихся образовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.-Вентана-Граф, 2012.
2. «Геометрия - 8 класс»: дидактические материалы: пособие для учащихся образовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М.Рабинович, М.С. Якир.-Вентана-Граф, 2013.
3. «Геометрия - 8 класс»: Методическое пособие/ Е.В.Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.-Вентана-Граф, 2013.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У учащихся будут сформированы:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативнсть мышления, инициативы, активности при решении арифметических задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные
Учащиеся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебно-математических проблем;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- понимать и использовать математические средства наглядности(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них);
- умение решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- умение проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Учащиеся получат возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение (3 часа)
Четырехугольники (23 часа)
Четырехугольник и его элементы. Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки параллелограмма. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о центральных и вписанных углах, об описанной и вписанной окружности четырехугольника.
Контрольная работа:2
Подобие треугольников (12 часов)
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников. Теорема Менелая. Теорема Птолемея. Второй и третий признаки подобия треугольников. Прямая Эйлера.
Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применение; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Контрольная работа: 1
Решение прямоугольных треугольников (15 часов)
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Основная цель – формировать умения учащихся о решении прямоугольных треугольников, доказать одну из основных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Контрольных работ: 2
Многоугольники. Площадь многоугольника (12 часов)
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Чевы.
Основная цель – расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей, вывести формулы площадей наиболее важных видов четырехугольников, доказать теорему Чевы.
Контрольная работа:1
Повторение. Решение задач (3 часа)
Основная цель – систематизировать и повторить основные вопросы курса геометрии 8 класса.
Тематическое планирование по геометрии в 8 классе на 2020-2021 уч. год
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Повторение курса 7 класса (3 часа) | ||
1 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников | 1 |
2 | Параллельные прямые. Признаки и свойства | 1 |
3 | Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. | 1 |
Четырёхугольники (23 часа) | ||
4 | Четырёхугольник и его элементы. | 1 |
5-6 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 2 |
7-8 | Признаки параллелограмма | 2 |
9 | Прямоугольник. Свойства прямоугольника | 1 |
10 | Признаки прямоугольника | 1 |
11 | Ромб. Свойства ромба | 1 |
12 | Признаки ромба | 1 |
13 | Квадрат | 1 |
14 | Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1 |
15 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1 |
16 | Средняя линия треугольника | 1 |
17-18 | Трапеция. Виды трапеции | 2 |
19 | Средняя линия трапеции | 1 |
20 | Решение задач по теме: «Трапеция» | 1 |
21-22 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | 2 |
23 | Описанная окружность четырехугольника. | 1 |
24 | Вписанная окружность четырехугольника | 1 |
25 | Признак принадлежности четырёх точек одной окружности | 1 |
26 | Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция» | 1 |
Подобие треугольников (12 часов) | ||
27 | Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса | 1 |
28-29 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 2 |
30 | Подобные треугольники | 1 |
31 | Первый признак подобия треугольников | 1 |
32 | Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | 1 |
33 | Теорема Менелая, теорема Птолемея | 1 |
34 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 1 |
35 | Второй признак подобия треугольников | 1 |
36 | Третий признак подобия треугольников | 1 |
37 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
38 | Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» | 1 |
Решение прямоугольных треугольников (15 часов) | ||
39 | Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 |
40-41 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 2 |
42-43 | Теорема Пифагора | 2 |
44 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
45 | Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | 1 |
46 | Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 |
47 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 |
48 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1 |
49-51 | Решение прямоугольных треугольников | 3 |
52 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
53 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1 |
Многоугольники. Площадь многоугольника (12 часов) | ||
54 | Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1 |
55 | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | 1 |
56-57 | Площадь параллелограмма | 2 |
58-60 | Площадь треугольника | 3 |
61-63 | Площадь трапеции | 3 |
64 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
65 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | 1 |
Повторение курса 8 класса (3часа) | ||
66 | Четырехугольники. Виды, свойства, признаки | 1 |
67 | Подобные треугольники. | 1 |
68 | Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....