рабочая программа по геометрии 8класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

БОРИСОВА НИНА ГЕОРГИЕВНА

рабочая программа по геометрии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_8_kl.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ №273  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, составлена на основе программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2014. – 181 с., ориентирована на учебно-методический комплект «Геометрия. 8 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов (35 недель) и соответствует учебному плану МБОУ «Ташеланская средняя общеобразовательная школа-интернат», адресована учащимся 8 класса в 2020-2021 у.г.

Программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания  и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.

Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия  развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

Цели изучения курса геометрии в 7–9 классах: развитие у учащихся  пространственного воображения и логического  мышления путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.

Задачи курса:

  • создать условия для овладения системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • способствовать интеллектуальному развитию, формированию качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формировать представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • создать условия для воспитания культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю,  всего 70 часов в год. Согласно годовому календарному учебному графику учебный год в МБОУ «Ташеланская средняя общеобразовательная школа - интернат» длится 35 учебных недель, поэтому данная программа рассчитана на 70 часов по 2 часа неделю.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Уровень обучения – базовый.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

Срок реализации рабочей учебной программы – 2020-2021 учебный год.

Программа актуальна для учащихся 8 класса МБОУ Ташеланская СОШИ в 2020-2021 у.г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:

  • способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,  отличать гипотезу от факта;
  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;
  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • сличать способ и результат  своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • оценивать достигнутый результат;
  • принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение планировать и осуществлять  деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Познавательные УУД:

  • строить логические цепи рассуждений;
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выделять и формулировать проблему;
  • умение понимать и использовать математические средства  наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • давать определение понятиям;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • представлять информацию в понятной форме;
  • устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и  системно - деятельностного обучения.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • пользоваться геометрическим языком  для описания предметов  окружающего  мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • существо понятия алгоритма;
  • распознавать и строить четырёхугольники и их элементы,  определять виды  четырехугольников, применять  их свойства;
  • распознавать, строить и  находить среднюю  линию  треугольника, среднюю  линию  трапеции;
  • распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
  • строить вписанную в четырехугольник  окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
  • оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
  • применять теорему  Пифагора;  метрические  соотношения в прямоугольном треугольнике;
  • формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций  основных углов;
  • распознавать многоугольники, равновеликие  многоугольники, понятие площади многоугольника;
  • находить площади четырехугольников  различных видов, различных треугольников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
  • для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса представлена следующими разделами:

1.Повторение  курса 7 класса. (3 часов) Треугольник,  виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые.  Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

2.Четырехугольники (23часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции.  Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

3.Подобие треугольников.(12часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.

6.Повторение курса 8 класса.(3часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.

Резерв (2 часа)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Количество часов

Повторение курса 7 класса (3ч)

1

Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства  треугольников

2

Параллельные прямые. Признаки и свойства

3

Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

Четырёхугольники (23ч)

4

Четырёхугольник и его элементы.

5-6

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

7-8

Признаки параллелограмма

9

Прямоугольник. Свойства прямоугольника

10

Признаки прямоугольника

11

Ромб. Свойства ромба

12

Признаки ромба

13

Квадрат

14

Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма"

15

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

16

Средняя линия треугольника

17-18

Трапеция. Виды трапеции

19

Средняя линия трапеции

20

Решение задач по теме: «Трапеция»

21-22

Центральные и вписанные углы. Их свойства

23

Описанная окружность четырехугольника.

24

Вписанная окружность четырехугольника

25

Признак принадлежности четырёх точек одной окружности

26

Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция.»  

Подобие треугольников (12ч)

27

Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса

28-29

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

30

Подобные треугольники

31

Первый признак  подобия треугольников

32

Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей

33

Теорема Менелая, теорема Птолемея

34

Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»

35

Второй признак  подобия треугольников

36

Третий признак  подобия треугольников

37

Повторение и систематизация учебного материала

38

Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников»

Решение прямоугольных треугольников(15ч)

39

Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

40-41

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

42-43

Теорема Пифагора

44

Повторение и систематизация учебного материала

45

Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»

46

Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

48

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

49-51

Решение прямоугольных треугольников

52

Повторение и систематизация учебного материала

53

Контрольная работа №5 по теме: «Решение  прямоугольных треугольников»

Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч)

54

Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов  многоугольника.

55

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника.

56-57

Площадь параллелограмма

58-60

Площадь треугольника

61-63

Площадь трапеции

64

Повторение и систематизация учебного материала

65

Контрольная работа №6  по теме:

 «Площади четырехугольников»

Повторение  курса 8 класса (3ч)

66

Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки

67

Подобные треугольники.

64-66

Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников

69-70

Резерв

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа: 

Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.

Учебный комплект для учащихся:

  1. Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: учебник  для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с. : ил.
  1. Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 112 с. : ил.
  2. Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс:  Рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2014. – 80 с. : ил.
  3. Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс:  Рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2014. – 80с. : ил.

Мониторинговый инструментарий:

  1. Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 112 с. : ил.
  2. Рабинович  Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7–9 классы. Геометрия. – Москва – Харьков: «ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ», 1999. – 61 с.
  3. Материально-техническое обеспечение программы
  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Доска магнитная
  5. Комплект чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30, 60), угольник (45, 45), циркуль.
  6. Коллекция цифровых образовательных ресурсов

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АГ Мерзляк, ВБ Полонский, ЕМ Рабинович, МС Якир «Сборник задач и контрольных работ для 8 класса»; «Илекса», «Гимназия», Москва – Харьков: 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....

рабочая программа по географии -8класс

рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...

рабочая программа по географии -8класс

рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по геометрии 8класс

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику Л.С.Атанасян...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 8класс

Рабочая программа по геометрии 8класс автор УМК Атанасян Л.С...