Программа по наглядной геометрии
рабочая программа по геометрии (5 класс)

Программа по наглядной геометрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nagl_geom_5-6.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по наглядной геометрии

1. Результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках наглядной геометрии направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

— ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

— целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;

— умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить пример;

— критичность мышления, умение распознавать логические некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

— креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

— способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

— умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;

— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни;

— умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.);

— умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

— совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в математической деятельности;

— анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);

— действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

— применять приемы самоконтроля при решении геометрических задач;

— оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

— самостоятельно ставить учебные пели;

— видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

— основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью. направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

— строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

— брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

— основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);

— осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;

— анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

— формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов;

— с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые геометрические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— самостоятельно давать определение понятиям;

— строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Предметные результаты характеризуют уровень овладения следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:

— знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;

— изображать знакомые фигуры по их описанию;

— выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

— иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

— измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

— выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем;

— решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

— вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

— проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

— пользоваться геометрической символикой;

— устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам.

Основные умения и навыки:

— владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;

— умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;

— построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий

пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;

— умение анализировать свойства геометрических фигур;

— складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

— умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;

— конструирование объемных фигур;

— умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;

— построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;

— использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;

— развивать навыки по нахождению плошали, объема, площади боковой поверхности;

— умение использовать теоретические знания в практической работе.

2. Содержание курса с содержанием форм организации и основных видов деятельности

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

  1. Введение. Поиск геометрических свойств

Форма и фигура. Модели и рисунки геометрических фигур. Пространственные и плоские геометрические  фигуры.  Геометрические тела – цилиндр, конус, шар, пирамида, призма, куб -  и их элементы. Круг и многоугольники.  Конструкции из кубиков и шашек, шифры и виды. Графические диктанты и «Танграм».  Поверхность геометрических тел. Развертки

Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. Изготавливать из пластилина, разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. Различать (на моделях, по названию, по некоторым признакам) и изображать пространственные и плоские геометрические фигуры. Записывать шифр и составлять по шифру или собственному замыслу конструкции из шашек. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. Составлять по нарисованному контуру фигуру из частей квадрата и перекраивать её в другие фигуры («Танграм»). Изготавливать модели цилиндра, конуса, призмы и пирамиды, используя развертки-выкройки из бумаги.  Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление разверток поверхностей геометрических тел

Компьютерная поддержка темы «Введение. Поиск геометрических свойств»

Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Конструкции из кубиков и шашек», «Графические диктанты и Танграм»

  1. Отрезок и другие геометрические фигуры

Отрезок. Прямая. Луч. Дополнительные лучи. Шкалы и координаты. Пентамино и танграм.  Плоскость.  Куб и конструкции из кубиков. Сравнение отрезков.  Равносторонний и равнобедренный треугольники. Измерение отрезков. Единицы длины. Координатный луч

Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Изображать прямую и луч на чертеже. Исследовать взаимное расположение точек, отрезков, лучей и прямых: а) на плоскости; б) определяемых элементами куба.  Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину и строить отрезки заданной длины.

Выражать одни единицы измерения длины через другие. Изображать фигуры по координатам точек относительно двух шкал отсчета на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. На основе мысленного оперирования кубиками определять все возможные конструкции по двум заданным видам. Изображать координатный луч

Компьютерная поддержка темы «Отрезок и другие геометрические фигуры»

Использовать программы: «Конструкции из кубиков и шашек», «Графические диктанты и Танграм»

2 . Окружность и её применение

Окружность. Центр, радиус, хорда, диаметр, дуга, полуокружность. Круг. Конструкции из шашек и виды.  Вышивки, узоры и математическое вышивание

Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из шашек одного и разных цветов. Конструировать узоры по мотивам различных вышивок. Строить по заданным алгоритмам некоторые кривые методом математического вышивания.

Компьютерная поддержка темы «Окружность и её применение»

Использовать программы: «Конструкции из кубиков и шашек», «Математическое вышивание»

3. Углы. Многоугольники и развертки

Угол. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Равные углы. Прямой, острый и тупой углы. Измерение углов. Градусная мера угла. Сумма углов треугольника. Виды треугольников. Прямоугольник и прямоугольный параллелепипед. Правильные многоугольники. Развертки.

Распознавать, обозначать и изображать углы, смежные и вертикальные углы. Сравнивать углы, используя модели. Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного угольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов, определять величину углов с помощью основных свойств градусной меры угла. Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов. Изображать (строить) развертки поверхностей прямых призм и правильных пирамид

Компьютерная поддержка темы

«Углы. Многоугольники и развертки»

Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Измерение геометрических величин»

4. Площадь и объем

Плоская геометрическая фигура и её величина. Измерение площади. Единицы площади. Основные свойства площади. Площадь прямоугольника. Измерение объема. Единицы объема. Основные свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Модели и размерность геометрических фигур.

Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник.  Описывать по рисунку и на моделях: а) процесс измерения площади прямоугольника; б) процесс нахождения объема конструкции из кубиков и объема прямоугольного параллелепипеда. Записывать формулу для вычисления: а) площади прямоугольника и квадрата; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба.

 Использовать формулы: а) площади прямоугольника и квадрата при решении задач на вычисление и построение; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций из кубов. Выражать одни единицы измерения площади или объема через другие

Компьютерная поддержка темы «Площадь и объем»

Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Конструкции из кубиков и шашек», «Графические диктанты и Танграм», «Измерение геометрических величин»

5. Отрезки и ломаные

Геометрия и архитектура. Ломаные. Замкнутые ломаные. Простые ломаные. Многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Пространственная ломаная. Виды ломаной - вид спереди, вид сверху, вид слева. Алгоритмы и узоры. Древние трактаты и узоры

Распознавать и описывать ломаные разного типа на рисунках и чертежах. Различать, изображать и исследовать ломаные и многоугольники заданной конфигурации и длины (периметра). Исследовать различные конфигурации из вершин, ребер и граней куба. Определять по рисунку виды- вид спереди, вид сверху, вид слева - ломаной на поверхности куба. Изображать ломаные на поверхности куба по трем заданным видам. Решать задачи на сочетание видов и некоторых метрических характеристик пространственной ломаной и куба. Анализировать и изображать орнаменты Древнего Востока по рисункам, схемам или подробному описанию. Создавать собственные узоры по мотивам национальных орнаментов. Принять участие в разработке проекта или просто -  в диалоге об истории культуры, архитектуры, письменности Древней Руси.

Компьютерная поддержка темы «Отрезки и ломаные»

Использовать программы: «Конструкции из кубиков и шашек», «Геометрические конструкции из отрезков», «Орнаменты»

6. Прямые и плоскости

Основные геометрические фигуры. Точки и прямые на плоскости. Точки и плоскости в пространстве. Пересекающиеся прямые.  Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые. Параллельные плоскости. Пересекающиеся плоскости

Исследовать конфигурации из основных геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Формулировать отдельные аксиомы геометрии. Распознавать на чертежах и изображать пересекающиеся (в т.ч. перпендикулярные) и параллельные прямые. Находить величины углов, образованных двумя или тремя пересекающимися прямыми, использовать параллельные прямые для определения величины некоторых углов. Исследовать и описывать взаимное расположение двух прямых; прямой и плоскости; двух плоскостей в пространстве. Устанавливать и описывать взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в различных пространственных конфигурациях, представленных на рисунке с помощью призм и пирамид.

Компьютерная поддержка темы «Прямые и плоскости»

Использовать программу «Геометрические конструкции из прямых на плоскости»

7. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве

Координатные оси. Координаты. Прямоугольная система координат. Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Многогранники. Пирамида. Призма. Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Цилиндр. Конус. Шар.

Определять координаты точки и строить точку по её координатам на координатной плоскости. Выполнять графические диктанты на координатной плоскости (по тексту, по рисунку, по собственному замыслу). Решать задачи на поиск и изображение геометрических фигур, удовлетворяющих некоторым условиям относительно их формы, размеров и расположения на координатной плоскости. Распознавать, описывать, узнавать по некоторым признакам и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решать задачи на построение и вычисление, используя некоторые свойства и признаки определенных четырехугольников. Распознавать, изготавливать модели, описывать, различать по признакам, изображать на рисунке разные многогранники и фигуры вращения. Решать задачи на построение: а) разверток поверхностей призм и пирамид, удовлетворяющих определенным условиям относительно формы и размеров используемых многоугольников; б) сечений

Компьютерная поддержка темы «Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве»

Использовать программы: «Геометрия и моделирование», «Графические диктанты и Танграм», «Геометрические конструкции из прямых и плоскостей»

8. Узоры симметрии

Страницы каменной летописи мира. Симметрия. Осевая симметрия. Поворот. Центральная симметрия. Параллельный перенос. Линейные орнаменты (бордюры). Мотив и элементарная ячейка. Сетчатые (плоские) орнаменты. Паркеты. Правильные и полуправильные паркеты.

Познакомиться с различными проявлениями принципа симметрии в природе и человеческой деятельности. Находить   и строить образы точек и некоторых геометрических фигур при заданных    осевой симметрии, повороте, параллельном переносе плоскости. Распознавать на иллюстрациях, описывать (указывать мотив и элементарную ячейку) и изображать на листе в клетку линейные орнаменты. Анализировать и изображать сетчатые орнаменты и паркеты. Создавать узоры на паркетах с помощью движения фигур.

Компьютерная поддержка темы «Орнаменты»

Использовать программу «Орнаменты»

3. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

5 класс

Первые шаги в геометрии

1

Первые шаги в геометрии. Решение задач

1

Пространство и размерность

1

Перспектива. Решение задач

1

Простейшие геометрические фигуры

1

Простейшие геометрические фигуры. Решение задач

1

Конструирование из Т

1

Куб и его свойства

1

Куб и его свойства. Решение задач

1

Задачи на разрезание и складывание фигур

2

Треугольник. Построение треугольников

1

Пирамида. Изготовление флексагона

1

Правильные многогранники

1

Изготовление правильных многогранников по разверткам

1

Геометрические головоломки. Танграм

1

Геометрические головоломки. Стомахион

1

Измерение длины

1

Старинные русские и иностранные меры длины

1

Измерение площади о объема

1

Вычисление длины, площади и объема

1

Окружность. Как нарисовать окружность?

1

Окружность. Решение задач

1

Деление окружности на части

1

Геометрический тренинг

1

Топологические опыты

2

Задачи со спичками

2

Зашифрованная переписка

1

Задачи, головоломки, игры

3

Итого

33

6 класс

Фигурки из кубиков

1

Фигурки из кубиков и их частей

1

Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций

1

Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой

1

Параллельность и перпендикулярность. Пересекающиеся, скрещивающиеся прямые

1

Параллельность и перпендикулярность

1

Параллелограмм

1

Квадрат, прямоугольник, ромб. Свойства квадрата, прямоугольника, ромба

2

Опыты с листом. Золотой прямоугольник

1

Золотое сечение

1

Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Игра «Морской бой»

1

Координаты в пространстве

1

Координаты. Игра "Остров сокровищ"

1

Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами

2

Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола

1

Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды

1

Кривые Дракона

1

Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок

1

Лабиринты. Метод зачеркивания тупиков. Правило одной руки

1

Геометрия на клетчатой бумаги

1

Зеркальное отражение

1

Симметрия, ее виды. Осевая симметрия. Симметричные фигуры

1

Симметрия, ее виды. Центральная симметрия

1

Бордюры. Трафареты

1

Бордюры. Трафареты. Творческие работы

1

Орнаменты. Паркеты

1

Орнаменты. Паркеты. Творческие работы

1

Симметрия помогает решать задачи

1

Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр

2

Задачи, головоломки, игры

1

Итого

33

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе

Рабочая программа по наглядной геометрии  предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы . Основой  данной программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю. Ход...

Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Ра бочая программа по наглядной геометрии, 5, 6 классы...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Ра бочая программа по наглядной геометрии, 5, 6 классы...

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе: Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина. Основной образовательной программы...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....