Уроки повторения по геометрии 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение знаний по теме «Основные геометрические фигуры»
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- развивать умение рассуждать и доказывать, внимание;
- развивать геометрическую интуицию, глазомер;
- воспитывать познавательный интерес к предмету и аккуратность.
Ход урока:
- Организационный момент.
В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».
Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия.
- Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос «Дальше, дальше…»
- Что такое геометрия?
- Что такое планиметрия?
- Приведите примеры плоских и неплоских фигур.
- Опишите понятие точка.
- Опишите понятие прямая.
- Опишите понятие плоскость.
- Что означает запись А, В?
- Сформулируйте основное свойство расположения точки на прямой.
- Что такое луч?
- Как обозначается луч?
- Какие лучи называются дополнительными?
- Что такое отрезок?
- Что такое концы отрезка?
- В каких единицах измеряется отрезок?
- Сформулируйте основное свойство измерения отрезков.
- Что такое середина отрезка?
- Что такое расстояние между двумя точками?
- какая фигура называется углом?
- Как обозначаются углы?
- В каких единицах измеряются углы?
- Какой угол называется острым?
- Какой угол называется прямым?
- Какой угол называется тупым?
- Какой угол называется развернутым?
- Сформулируйте основное свойство измерения углов.
- Что такое биссектриса угла?
- Какие углы называются равными?
3. Обобщение и систематизация знаний.
1. По рисунку найдите все лучи с началом в точке К.
а) КС, КМ; М
б) КD, КМ;
в) КD, КС; С
г) КС, КМ, КD.
D К
2. Какая из трех точек А, М, N лежит между двумя другими, если МА=3см, АN=4см, MN=7см.
а) М; б) А; в) ни одна; г) N.
3. Если ON –биссектриса <КОМ и <КОМ=84, то <КОN равен:
А) 168; Б) 84; В) 42; Г) 96
2-я часть:
4. В С
Дано: <АОВ=53, <ВОС=94.
А О D Найти:
5. Точка М - середина отрезка АВ, точка F – середина отрезка МВ. Найдите длину отрезка AF, если длина отрезка АВ равна 48 см.
3-я часть:
6. Точка М делит отрезок АВ на части, которые относятся как 3:4. Найдите длину отрезка МВ, если АВ=-42 см. Сколько решений имеет задача?
4. Геометрическая пауза из истории транспортира.
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение(градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятиричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60(календарь вавилонян включал 360 дней).
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута (часть градуса) и секунда (часть минуты). Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке.
История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.
Но древние ученые производили измерения не только транспортиром – ведь этот инструмент был неудобен для измерений на местности и решения задач прикладного характера. А именно прикладные задачи и являлись главным предметом интереса древних геометров. Изобретение первого инструмента, позволяющего измерять углы на местности, связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского(I в. до.н.э). Он описал инструмент “диоптр”, позволяющий измерять углы на местности и решать множество прикладных задач.
Таким образом, можно говорить о возникновении геодезии - системы наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
Транспортир (фр. transporteur, от лат. transporto «переношу») — инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°. В некоторых моделях — от 0 до 360°.
Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Точность транспортира прямо пропорциональна его размеру.
Разновидности транспортиров
Полукруговые (180 градусов) — наиболее простые и древние транспортиры.
5. Самостоятельная работа.
1 А С В 2 А М В
АВ=18см, С – середина АМ=5см, М – середина
Найти: АС и СВ Найти: АВ и МВ
3 А С В 4 А С М В
АВ=12см, АС=3см АВ=15см, АС=МВ=4см
Найти СВ Найти СМ
5 6 1
1 2 2 4
3
а) ∠ 1 = 30º Найти ∠ 2 ∠ 2 = 50º
б) ∠ 2 = 120º Найти ∠ 1 Найти ∠ 4, ∠ 3, ∠2?
6 . Итоги урока. Рефлексия.
- Что повторили на данном уроке?
- Где в жизни нам эти знания пригодятся?
7. Домашнее задание:
1) Точка М - середина отрезка АВ, точка N – середина отрезка АМ. Найдите длину отрезка NВ, если длина отрезка NM равна 7 см.
2) Точка К делит отрезок SP на части, которые относятся как 2:5. Найдите длину отрезка SK, если SP=-21 см. Сколько решений имеет задача?
Тема урока: Повторение и систематизация знаний по теме «Треугольники».
Цели:
- Обучающая: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся о треугольнике, закрепить навыки и умения при решения задач, используя определения и теоремы по данной теме.
- Развивающая: развивать математическую речь учащихся, их память, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, обосновано делать выводы, развивать умение преодолевать трудности при решении задач, а также познавательный интерес учащихся.
- Воспитывающая: воспитание навыков контроля и самоконтроля, воспитание правильной самооценки, аккуратности, внимательности, положительное отношение к обучению.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2. Мотивация урока.
Хочется ещё раз повторить народную мудрость "Ум без догадки - гроша не стоит", т.к. при решении геометрических задач нужна смекалка, умение рассуждать, анализировать, а это невозможно без знаний и вдохновения. К. Вейерштрасс сказал по этому поводу "Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком". Вдохновения вам на протяжении всего урока.
3. Актуализация опорных знаний.
1) Геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале развития служила преимущественно практическим целям. Исходя из этого, в первую очередь мы с вами ребята должны уметь строить и применять полученные знания на практике.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать.
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умею
Треугольники «решать».
Из трех точек состоит из века в век
Потому, что так придумал человек.
Не лежат при этом точки на прямой,
Хоть и хочется друг к другу им домой.
Три отрезка их всю жизнь объединяют
И друг с другом их всегда соединяют.
И вершинами те точки называют,
И отрезки тех сторон не забывают.
В стране Геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур.
2) «Лови ошибку». Определить ложные утверждения.
- Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным.
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, называется медианой треугольника (ложное утверждение).
- В треугольнике против большей стороны лежит больший угол.
- В прямоугольном треугольнике гипотенуза больше катета.
- В треугольнике против большего угла лежит меньшая сторона (ложное утверждение).
- Если два угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный.
- Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90 градусов.
- Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то треугольники равны. (И)
- Если три стороны треугольника равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. (Л) (Пропущено слово: соответственно)
- Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то треугольники равны. (И)
- В треугольнике углы при основании равны. (Л) (Пропущено слово: равностороннем или равнобедренном)
- Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, называется высотой и биссектрисой. (И)
4. Решение упражнений на обобщение и систематизацию знаний по теме «Треугольники».
1) По какому признаку треугольники равны и при произношении равенства треугольников правильно укажет соответствие вершин.
Ответ: треугольник … = треугольнику … по двум сторонам и углу между ними.
2) Назвать равные треугольники и признак, по которому они равны.
Ответ: треугольник … = треугольнику … по трем сторонам.
3) Назвать равные треугольники и сформулировать их признак равенства.
Ответ: треугольник … = треугольнику … по двум сторонам и углу между ними.
4) Тест:
1. Треугольники BCD и AFE равны. Найдите сторону AE, если BC=7см, EF=14см, периметр треугольника BCD равен 29см.
А) 29см; Б) 13см; В) 8см; Г) 4см.
2. Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 100°. Найдите остальные углы треугольника.
А) 100°, 60°; Б) 80°, 80°; В) 40°,40°; Г) 50°, 50°.
3. Сколько всего равнобедренных треугольников можно найти на рисунке?
А) 10 Б) 6 В) 8 Г) 4
5. Самостоятельная работа.
1) Докажите, что треугольники MFE и DCE равны.
2) Один из внутренних углов треугольника в 2 раза больше другого, а внешний угол при вершине третьего угла равен 117°. Найдите углы треугольника.
3) Периметр равнобедренного треугольника в 4 раза больше основания и на 10см больше боковой стороны. Найдите стороны треугольника.
6. Итоги урока.
- Какие знания по теме «Треугольники» вы сегодня применяли при решении задач?
- Почему так важно знать признаки равенства треугольников? (С помощью признаков равенства треугольников решаются также алгебраические, географические, физические задачи.)
Простая это фигура треугольник: три вершины, три стороны, три угла. А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем вычислять площади треугольников, применять теорему косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, о признаках равенства прямоугольных треугольников и многое ещё осталось загадочным для вас.
Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного, а если соединить друг с другом несколько треугольников?! Чувствуете красоту полета мыслей, объем для работы мозга?
7. Домашнее задание:
№ 1. Докажите, что треугольники ABC и CDA равны.
№ 2. Один из внутренних углов треугольника на 14° больше другого, а внешний угол при вершине третьего угла равен 110°. Найдите углы треугольника.
№ 3. Боковая сторона равнобедренного треугольника в 2 раза больше основания и на 12см меньше периметра треугольника. Найдите стороны треугольника.
Тема урока: «Окружность и круг. Геометрические построения».
Цели урока:
Обучающие:
1) обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся об окружности, круге, закрепить навыки и умения при решения задач на геометрические построения, используя определения и теоремы по данной теме.
Развивающие:
1) совершенствовать умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух;
2) стимулировать познавательную деятельность учащихся постановкой проблемного задания, оценкой и поощрением;
Воспитательные:
1) воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний;
2) воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока.
Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.
И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.
А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, этот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
- Какая геометрическая фигура изображена на чертеже?
- Назовите центр окружности.
- Чем является отрезок АК?
- Есть ли на чертеже еще диаметры?
- Чем является отрезок ОВ?
- Есть ли на чертеже еще радиусы?
- Как называется отрезок ML?
- Есть ли на чертеже еще хорды?
- Какой отрезок называется хордой?
- Является ли хордой диаметр?
- Можно ли измерить длину хорды, радиуса?
- С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Какими единицами измерения будет выражен результат?
- Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? (Возможные ответы: с помощью нитки, веревки и т.п.)
4. Обобщение и систематизация знаний по теме.
Решение задач на построение.
Устно (чертежи для анализа – на доске):
- Как построить углы, величиной: а) 45°; б) 30°; в) 60°?
[а) построить биссектрису прямого угла или равнобедренный прямоугольный треугольник; б), в) построить прямоугольный треугольник, у которого катет в два раза меньше гипотенузы или построить равносторонний треугольник]
Существует 4 этапа работы над задачами на построение:
- Анализ
- Построение
- Доказательство
- Исследование
Построение треугольника по заданным элементам
Постройте треугольник по двум сторонам и углу напротив одной из них.
По стороне, прилежащему углу и биссектрисе этого угла.
Построение прямоугольных треугольников.
1.Построить прямоугольный треугольник по двум катетам.
2.Построить прямоугольный треугольник по катету и острому углу ( рассмотреть два случая).
3.Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.
4.Построить прямоугольный треугольник по катету и гипотенузе.
5. Самостоятельная работа . Работа в парах.
- Дан треугольник АВС. Построить точку пересечения его высот.
Сделать предполагаемый вывод.
2) Дан треугольник АВС. Построить точку пересечения его медиан.
Сделать предполагаемый вывод.
6. Историческая справка:
Уже в древности греческие математики встретились с тремя задачами на построение, которые не поддавались решению. Эти задачи следующие:
Первая задача. Задача об удвоении куба. Требуется построить ребро куба, который по объему был бы в два раза больше данного куба.
Вторая задача. Задача о трисекции угла. Требуется произвольный угол разделить на три равные части.
Третья задача. Задача о квадратуре круга. Требуется построить квадрат, площадь которого равнялась бы данному кругу.
Эти три задачи на построение и носят название "знаменитых геометрических задач древности".
Большую роль задачи на построение играют в "Началах" Эвклида (3 в. до н. э.), где "Началах" Эвклида находятся почти все задачи на построение, которые изучаются в настоящее время в школе.
7. Итоги урока.
8. Рефлексия.
Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Мое настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока мне был полезен / бесполезен
- интересен / скучен
- Домашнее задание мне кажется легким / трудным
- интересно / не интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА . Уроки повторения. Модуль «Геометрия». Часть 2. Задание №24.Демоверсия 2012г.
Задание №24. Модуль «Геометрия» часть 2. В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C известны катеты:AC = 6 , BC =8 . Найдите медиану CK этого треугольника. Кодификатор Учащийся д...
Уроки повторения-обобщения геометрии в 10 классе
Подборка задач по стереометрии для 10-го класса позволяет иметь учителю достаточный материал для уроков. Заучивание теорем и их доказательств не приносит желаемого результата в обучении геометрии, а с...
Четырехугольники. Площади. Урок-повторение по геометрии в 8 классе.
Вспомнить основные свойства фигур и формулы, необходимые для решения задач.Создать "шпаргалку" по видам и свойствам четырехугольниковСоздать "шпаргалку" по формулам площадей основных фигурРешить...
Урок-повторение по геометрии в 7 классе
Повторительно-обобщающий урок -соревнование по всему курсу геометрии 7класса....
Урок повторение по геометрии 7 класс "Параллельные прямые"
Проводится в форме устного опроса. Решение задач по готовым чертежам. Решение кросворда. Тестирование. Самостоятельная работа. Все этапы сразу проверяются и выставляется оценка....
9 класс. Обобщающий урок-повторение курса геометрии за 8-ой класс
9 класс. Обобщающий урок-повторение курса геометрии за 8-ой класс...
урок- повторение курса геометрии в 7 классе.
Урок геометрии в 7 классе по теме "Повторение"....