Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 9 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Пегусова Рита Вячеславовна

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия»  для 9 общеобразовательного  класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основании авторской программы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_9_klass.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа основного общего образования

по учебному предмету   «Геометрия»

 для 9 общеобразовательного  класса

на 2020 – 2021 учебный год

             

Составитель: Пегусова Р.В., учитель

математики, высшей квалификационной категории

                                                     п. Кировский, 2020 год

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ  основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

Основной образовательной программы основного общего образования.

Календарного учебного графика на  2020 - 2021 учебный год.

Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.

Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

Авторской программы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы, 2018г., с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

  1. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 классы.
  2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс.
  3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс.
  4. Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы.
  5. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Рабочие программы. Геометрия. 7-9 классы, 2018г. (сост.Т.А.Бурмистрова)

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» – 68 часов (из расчета – 2 часа в неделю).

1.5. Общая характеристика учебного предмета

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

 Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

1.6 Основные цели и задачи

Изучение геометрии вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

развитию логического мышления учащихся при обучении геометрии, развитию у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

1.7 Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, подгрупповая работа, фронтальная работа, практический метод с опорой на схемы, памятки, алгоритмы, работа в парах.

1.8 Методы работы с детьми с ОВЗ:

  1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
  2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
  3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
  4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
  5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

1.9 Формы организации образовательного процесса:

На уроках используются такие формы занятий как: практические занятия; самостоятельные, групповые, тренинг, консультация.

1.10 Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный. 

1.11 Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, беседа.

1.12 Формы и способы проверки знаний: индивидуальный опрос, проверочная, самостоятельная, контрольная работы, тест.

1.13 Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденным  локальным актом  «Положение о нормах и критериях оценивания учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора.

Структура изучаемого предмет:

Раздел учебного предмета

Количество часов

Из них контрольные работы

Векторы

8

Метод координат

10

1

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

1

Длина окружности и площадь круга

12

1

Движение

8

1

Начальные сведения из стереометрии

8

Об аксиомах планиметрии

2

Повторение. Решение задач

9

68

Календарно-тематический план

п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

Факт.

Векторы  

8

1

Понятие вектора

1

01.09

2

Понятие вектора

1

04.09

3

Сложение и вычитание векторов

1

08.09

4

Сложение и вычитание векторов

1

11.09

5

Сложение и вычитание векторов

1

15.09

6

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

18.09

7

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

22.09

8

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

25.09

Метод координат   

10

9

Координаты вектора

1

29.09

10

Координаты вектора

1

02.10

11

Простейшие задачи в координатах

1

06.10

12

Простейшие задачи в координатах

1

09.10

13

Уравнения окружности и прямой

1

13.10

14

Уравнения окружности и прямой

1

16.10

15

Уравнения окружности и прямой

1

20.10

16

Решение задач

1

23.10

17

Решение задач

1

03.11

18

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»  

1

06.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

19

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

1

10.11

20

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

1

13.11

21

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

1

17.11

22

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

20.11

23

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

24.11

24

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

27.11

25

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

01.12

26

Скалярное произведение векторов

1

04.12

27

Скалярное произведение векторов

1

08.12

28

Решение задач

1

11.12

29

Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

15.12

Длина окружности и площадь круга

12

30

Правильные многоугольники

1

18.12

31

Правильные многоугольники

1

22.12

32

Правильные многоугольники

1

25.12

33

Правильные многоугольники

1

12.01

34

Длина         окружности  и площадь круга

1

15.01

35

Длина         окружности  и площадь круга

1

19.01

36

Длина         окружности  и площадь круга

1

22.01

37

Длина         окружности  и площадь круга

1

26.01

38

Решение задач

1

29.01

39

Решение задач

1

02.02

40

Решение задач

1

05.02

41

Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности  и площадь круга»

1

09.02

Движения

8

42

Понятие движения

1

12.02

43

Понятие движения

1

16.02

44

Понятие движения

1

19.02

45

Параллельный перенос и поворот

1

26.02

46

Параллельный перенос и поворот

1

02.03

47

Параллельный перенос и поворот

1

05.03

48

Решение задач

1

09.03

49

Контрольная работа №4 по теме «Движения»  

1

12.03

Начальные сведения из стереометрии

8

50

Многогранники

1

16.03

51

Многогранники

1

19.03

52

Многогранники

1

02.04

53

Многогранники

1

06.04

54

Тела и поверхности вращения

1

09.04

55

Тела и поверхности вращения

1

13.04

56

Тела и поверхности вращения

1

16.04

57

Тела и поверхности вращения

1

20.04

Об аксиомах планиметрии  

2

58

Об аксиомах планиметрии

1

23.04

59

Об аксиомах планиметрии

1

27.04

Повторение. Решение задач  

9

60

Повторение

1

30.04

61

Повторение

1

04.05

62

Повторение

1

04.05

63

Повторение

1

07.05

64

Повторение

1

11.05

65

Повторение

1

14.05

66

Повторение

1

18.05

67

Повторение

1

21.05

68

Повторение

1

25.05

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к уровню подготовки обучающегося:

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты

- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении со всеми участниками образовательного процесса, в образовательной, учебно – исследовательской и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно планировать  пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- осознанное владение логическими действиям и определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления связей;

Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);

- первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию. Необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности ( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные результаты

- умение работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях  как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

- овладение навыками устных, письменных инструментальных вычислений;

- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

- усвоение системы знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и  практических задач;

- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7—9 КЛАССАХ

Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом (выделено курсивом) уровнях выпускник получит возможность научиться в 79 классах:

Геометрические фигуры

· Оперировать понятиями геометрических фигур;

· извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

· применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме, а также предполагается несколько шагов решения;

· решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;

· формулировать свойства и признаки фигур;

· доказывать геометрические утверждения;

· владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

· использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

· использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. ( Здесь и далее: на базовом уровне — распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия;

на углублённом уровне — знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.)

Отношения

· Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

· применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;

· характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

· использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

· Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

· применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

· применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;

· оперировать представлениями о длине, площади, объёме как о величинах;

· применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно и которые требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять

характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников), вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;

· проводить простые вычисления на объёмных телах;

· формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

· вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, применять формулы и вычислять площади в простых случаях;

· проводить вычисления на местности, применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

· Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;

· изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

· свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях;

· выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;

· изображать типовые плоские фигуры и объёмные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

· выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

· оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

· Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;

· оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;

· строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;

· применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

· распознавать движение объектов в окружающем мире;

· распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;

· применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

· Оперировать понятиями: вектор, сумма векторов, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;

· определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости;

· выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение векторов, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;

· применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

· использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения;

· использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

· Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

· знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;

· понимать роль математики в развитии России;

· характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

Методы математики

· Выбирать подходящий изученный метод при решении изученных типов математических задач;

· приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

· используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

· выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

· использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

· применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

УМК:

  1. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 классы.
  2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс.
  3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс.
  4. Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы.
  5. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Рабочие программы. Геометрия. 7-9 классы, 2018г. (сост.Т.А.Бурмистрова)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Акустическая система
  4. МФУ
  5. Экран настенный

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс)  геометрия

Составитель программ Пегусова Р.В.

Класс 9           Дата заполнения_______________

Эксперт______________________________________________________________

Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист

2

Пояснительная записка

- нормативные документы

- УМК

- срок реализации программы

- место в учебном плане (количество часов)

- общая характеристика учебного процесса

- цель и задачи  программы

  •  формы, методы и приемы организации образовательного процесса, в том числе формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении

  • методы работы с детьми с ОВЗ

- ведущий вид деятельности

- формы и способы проверки знаний обучающихся

-  критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся

3

Содержание курса (не обязательно)

4

Структура изучаемого предмета

5

Календарно-тематический  план

- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе

- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы

6

Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные  результаты  (для ФГОС)

7

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

8

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИСТОРИИ для 10-11 класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по истории для 10 класса...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра » 7а, б класс 2020 – 2021 учебный год

Основой данной рабочей программы по алгебре для 7 класса является авторская программа, её авторы: Зубарева И.И, Мордкович А.Г., Программа курса математики 5-9 классов, - М.: Мнемозина, 2011г.  Ра...

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7а,б класс 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. составлена на основе:1....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовате...

Рабочая программа по географии для 5 А класса на 2020-2021 учебный год

Программа разработана нна основе авторской Программы основного общего образования по географии для 5-9 классов Алексеева А.И., Климановой О.А., Климанова В.В., Низовцева В.А., опубликованной в сборник...

Рабочая программа по английскому языку для 10-11 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку М.В. Вербицкой к УМК Forward. Рабочая программа включает в себя планируемые результаты, содержание учебного курса и тема...