Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Рабочая программа по геометрии 9 класс содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание, учебно-тематический план, календарно-тематический план, ресурсное обеспечение рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geom_9.docx | 179.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, обязательного минимума образования, программы общеобразовательных учреждений " Геометрия 7-9 классы", автор: Т. А. Бурмистрова ; М.Просвещение, 2012г., Положения о рабочей программе, в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает семь разделов:
титульный лист, пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню полготовки обучающихся; учебно-тематический план, календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационноемком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Ггометрия — один из важных компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
• развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
•развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
• развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
•сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели:
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 2 ч в неделю с 7 по 9 класс.
Примерная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, т.к. в школьном Учебном плане на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
* планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
* исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
*ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпритации, аргументации и доказательства;
* проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
* поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Содержание программы
Геометрия, 9 класс
(68ч,2ч неделю)
1. Векторы. (8ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
2. Метод координат (10ч)
Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11ч).
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.
4. Длина окружности и площадь круга(12ч)
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Длина окружности и площадь круга. Площадь кругового сектора.
5. Движения. (8ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
6. Начальные сведения из стереометрии.(8ч)
Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
7. Об аксиомах планиметрии(2ч)
8. Итоговое повторение (9ч)
Требования
к уровню подготовки обучающихся по геометрии
Уметь:
• распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
• изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования геометрических фигур;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический тригонометрический аппарат, отображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам.
Применять полученные знания:
• при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
• для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Учебно-тематический план
(9 класс, геометрия)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | |
Контрольные работы | Тестовый контроль | |||
1 | Векторы | 8 | 1/9ч | |
2 | Метод координат | 10 | 1 | 1/9ч |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 | 1/9ч |
4 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 | 1/9+1/9ч |
5 | Движения | 8 | 1 | 1/9ч |
6 | Начальные сведения из стереометрии | 8 | ||
7 | Об аксиомах планиметрии | 2 | ||
8 | Итоговое повторение | 9 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Дата провед. по плану | Дата провед. фактическая |
Глава 9. ВЕКТОРЫ | 8ч | |||
1. Понятие вектора | 2ч | |||
1 | Инструктаж ТБ. Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | ||
2 | Откладывание вектора от данной точки. | 1 | ||
2. Сложение и вычитание векторов | 3ч | |||
3 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | ||
4 | Сумма нескольких векторов. | 1 | ||
5 | Вычитание векторов | 1 | ||
3. Умножение вектора на число. | 3ч | |||
6 | Произведение вектора на число | 1 | ||
7 | Применение векторов к решению задач. | 1 | ||
8 | Средняя линия трапеции. | 1 | ||
ГЛАВА 10. Метод координат | 10ч | |||
1. Координаты вектора. | 2ч | |||
9/1 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. | 1 | ||
10/2 | Координаты вектора. Решение задач. | 1 | ||
2. Простейшие задачи в координатах. | 2ч | |||
11/3 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. | 1 | ||
12/4 | Простейшие задачи в координатах. Решение задач. | 1 | ||
3. Уравнения окружности и прямой. | 3ч | |||
13/5 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 1 | ||
14/6 | Уравнение окружности. Решение задач. | 1 | ||
15/7 | Уравнение прямой | 1 | ||
16/8-17/9 | Решение задач | 2 | ||
18/10 | Контрольная работа №1. Векторы. Метод координат. | 1 | ||
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11ч | |||
1. Синус, косинус, тангенс угла | 3ч | |||
19/1 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. | 1 | ||
20/2 | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки | 1 | ||
21/3 | Решение задач | 1 | ||
2 Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 4 | |||
22/4 | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. | 1 | ||
23/5 | Теорема косинусов | 1 | ||
24/6-25/7 | Решение треугольников | 2 | ||
3. Скалярное произведение векторов | 2ч | |||
26/8 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | ||
27/9 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | ||
28/10 | Решение задач | 1 | ||
29/11 | Контрольная работа №2. соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||
ГЛАВА 12. Длина окружности и площадь круга | 12ч | |||
1. Правильные многоугольники. | 4ч | |||
30/1 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | ||
31/2 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | ||
32/3 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | ||
33/4 | Построение правильных многоугольников. | 1 | ||
2. Длина окружности и площадь круга. | 4ч | |||
34/5 | Длина окружности. | 1 | ||
35/6 | Площадь круга. | 1 | ||
36/7 | Площадь кругового сектора | 1 | ||
37/8 | Решение задач | 1 | ||
38/9-40/11 | Решение задач | 3 | ||
41/12 | Контрольная работа №3. Длина окружности и площадь круга. | 1 | ||
ГЛАВА 13. ДВИЖЕНИЯ. | 8ч | |||
1. Понятие движения. | 3ч | |||
42/1-44/3 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 3 | ||
2. Параллельный перенос и поворот. | 3ч | |||
45/4 | Параллельный перенос | 1 | ||
46/5-47/6 | Поворот | 2 | ||
48/7 | Решение задач. | 1 | ||
49/8 | Контрольная работа № 4. Движения. | 1 | ||
ГЛАВА 14. Начальные сведения из стереометрии | 8ч | |||
1. Многогранники. | 4ч | |||
50/1 | Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | ||
51/2 | Призма. Параллелепипед . | 1 | ||
52/3 | Объем тела. Решение задач. | 1 | ||
53/4 | Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. | 1 | ||
2. Тела и поверхности вращения. | 4ч | |||
54/5 | Цилиндр. | 1 | ||
55/6 | Конус. | 1 | ||
56/7 | Сфера и шар. | 1 | ||
57/8 | Решение задач. | 1 | ||
58/1-59/2 | Об аксиомах планиметрии | 2ч | ||
Итоговое повторение. Решение задач. | 9ч | |||
60/1-61/2 | Повторение. Треугольник | 2 | ||
62/3 | Окружность | 1 | ||
63/4 | Четырехугольники. Многоугольники. | 1 | ||
64/5 | Векторы. Метод координат | 1 | ||
65/6 | Движения | 1 | ||
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
67 | Анализ ИКР | 1 | ||
68 | Подведение итогов года | 1 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Библиотечный фонд:
1. Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы». Т. А. Бурмистрова. -М. Просвещение, 2011г.
2. Учебник:
«Геометрия 7-9”. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. -М. Просвещение, 2013г.
3. Поурочные разработки по:
Геометрии 9 класс. Н. Ф. Гаврилова. -М. «ВАКО», 2011г
Дидактические материалы по:
Геометрии 7-9 классы. Б. Г. Зив. -М. Просвещение, 2011г.
Контрольные работы по геометрии. 9 класс. Н.Б.Мельникова. М.Экзамен.»2014г
Справочники:
В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. -М. Просвещение,1990г.
В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. М.Просвещение, 1990г.
Наглядные средства: - таблицы,
- иллюстрации к играм,
- ребусы,
-портреты выдающихся математиков.
Раздаточный материал:
1. Тематические тесты по геометрии. 9 класс. Т. М. Мищенко. -М «Экзамен», 2011г.
2. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
3. Модели геометрических плоских и пространственных фигур для практических работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....