Рабочая программ по геометрии 8 класс (по ФГОС)
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Толок Светлана Найдановна

РП составлена в соответствии с ФГОС, с Положением о РП МАОУ СОШ № 20

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8b_geom2019-2020.doc937.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая примерная программа учебного предмета геометрия для 8 класса является преемственной по отношению к программе геометрия 7 класса, реализованной на этапе освоения уровня основного общего образования.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 29.12.2014 N 1644 О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- Основной образовательной программой основного общего образования школы.

- Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов МАОУ СОШ№20

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения   и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели обучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности

Формы организации учебного процесса:

Фронтальные, индивидуальные, групповые, классные, внеклассные.

Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, рефлексивная, личностного саморазвития.

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, ИКТ, технологии проблемного обучения и критического мышления.

Данная программа  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Количество контрольных работ – 5.

    Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • 1. Геометрия. 7 – 9  классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Прсвещение, 2017.
  • 2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2017.
  • 3. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2017.
  • 4. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2015.

Планируемые результаты обучения геометрии в 8 классе

Предметные результаты изучения предмета «Геометрия»:

Ученик научится:

-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);

-распознавать виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;

- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);

-распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);

-применения понятия развертки для выполнения практических расчетов.

-вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольного параллелепипеда.

«Геометрические фигуры»

Ученик научится:

-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до  180 градусов, применяя определения, свойства

-и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение, подобие, симметрию);

-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

-решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия методом, перебора вариантов;

-приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата

  • идей движения при решении геометрических задач;

-овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля

  • линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

-научится решать задачи на построение методом подобия;

-приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

«Измерение геометрических величин»

Ученик научится:

-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

-вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций.

-вычислять периметры треугольников;

-решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых, формул площадей фигур;

-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

 Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения впрактической деятельности и повседневной жизни для:

-вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;

-вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;

-вычислять площади многоугольников, используя отношения и равносоставленности;

  • приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата идей движения при решении задач на вычисление.

Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие качества:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации;

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Содержание курса геометрии  в 8 классе

Четырехугольники – 14 часов

Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Площадь  фигур – 16 часов

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.

Подобные треугольники – 20 часов

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признак равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 90. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника:

точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.

Окружность и круг - 17 часов

Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное положение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

В том числе

уроков

к/р /№

1

Четырехугольники

14

13

к/р  №1

2

Площадь

16

15

к/р  №2

3

Подобные треугольники

20

18

к/р  №3, №4

4

Окружность

17

16

к/р   №5

5

Повторение

1

1

Итого:

68

63

5


Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса

урока

Содержание учебного материала

Кол-тво часов

По плану

По факту

Четырёхугольники

14

1

Многоугольники

1

3.09

2

Решение задач по теме: Четырёхугольник

1

5.09

3   У-И

Параллелограмм.

1

10.09

4

Признаки параллелограмма

1

12.09

5

Решение задач по теме «Параллелограмм»

1

17.09

6

Трапеция.

1

19.09

7

Теорема Фалеса

1

24.09

8  У-П

Задачи на построение

1

26.09

9

Прямоугольник.

1

1.10

10

Ромб и квадрат

1

3.10

11

Осевая и центральная симметрия.

1

8.10

12

Решение задач по теме: Четырехугольники

1

10.10

13  У-ПТ

Решение задач по теме: Четырехугольники

1

15.10

14

Контрольная работа №1по теме: «Четырёхугольники»

1

17.10

Площади фигур

16

15

Анализ контрольной работы № 1

Площадь многоугольника.

1

22.10

16

Площадь прямоугольника.

1

24.10

17

Площадь параллелограмма.

1

29.10

18

Площадь параллелограмма.

1

31.10

II четверть

19

Площадь  треугольника

1

12.11

20  У-И

Площадь  треугольника

1

14.11

21

Площадь трапеции

1

19.11

22

Площадь трапеции

1

21.11

23

Решение задач по теме «Площадь фигур»

1

26.11

24  У-ПТ

Решение задач по теме «Площадь фигур»

1

28.11

25

Теорема Пифагора.

1

3.12

26

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

5.12

27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

10.12

28  У-П

Теорема обратная теореме Пифагора

1

12.12

29

Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора, при решении задач.

17.12

30

Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур»

1

19.12

Подобные треугольники

20

31

Анализ контрольной работы №2

Пропорциональные отрезки.

1

24.12

32

Определение подобных треугольников.

1

26.12

III четверть

33

Отношение площадей подобных треугольников.

1

14.01

34  У-ПТ

Решение задач по теме « Определение подобных треугольников».

1

16.01

35

Первый признак подобия треугольников.

1

21.01

36

Второй признак подобия треугольников

1

23.01

37

Третий признак подобия треугольников

1

28.01

38

Решение задач по теме:

 « Признаки подобия треугольников»

1

30.01

39

Контрольная работа № 3по теме: « Признаки подобия треугольников»

1

4.02

40  У-П

Анализ контрольной работы №3.

Средняя линия треугольника.

1

6.02

41

Свойство медиан треугольника.

1

11.02

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

13.02

43

Задачи на построение

1

28.02

44  У-КВН

Практические приложения подобия треугольников.

1

20.02

45

Задачи на построение методом подобных треугольников.

1

25.02

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

27.02

47

Значение синуса, косинуса и тангенса для  углов  300, 450, 600.

1

3.03

48

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

5.03

49  У-ПТ

Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами.

1

10.03

50

Контрольная работа №4 по теме: “Подобные треугольники”

1

12.03

                 Окружность

17

51

Анализ контрольной работы №4.

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

17.03

52

Касательная к окружности.

1

19.03

IV четверть

53

Решение задач по теме: «Касательная к окружности»

1

2.04

54  У-ПТ

Центральный угол.

1

7.04

55

Теорема о вписанном угле.

1

9.04

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

14.04

57

Центральные и вписанные углы.

1

16.04

58

Свойство биссектрисы угла.

1

21.04

59  У-И

 Серединный перпендикуляр.

1

23.04

60

Теорема о пересечении высот треугольника

1

28.04

61

Вписанная окружность

1

30.04

62

Свойство описанного четырехугольника.

1

5.05

63

Описанная окружность

1

7.05

64  У-ПТ

Свойство вписанного четырехугольника

1

12.05

65

Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружности»

1

14.05

66

Решение задач по теме: «Вписанные и описанные четырехугольники»

1

19.05

67

Контрольная работа №5 по теме: “Окружность”

1

21.05

Повторение

68  У-ПТ

Повторение. Обобщающий урок.

1

26.05

У-И – Урок-игра

У-П – Урок-путешествие

У- КВН

У-ПТ – Урок-проектов и творческих работ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фонд оценочных средств по учебному предмету ___геометрия - 8__________

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочного средства

1

Четырехугольники

к/р  №1

2

Площадь

к/р  №2

3

Подобные треугольники

к/р  №3, №4

4

Окружность

к/р  / №5

5

Повторение

Итого:

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по геометрии в 7классе (ФГОС ООО)

Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобра...

Рабочая программа по геометрии в 7классе ( ФГОС)

Рабочая программа составлена по учебнику Атанасян ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....