Урок математики 10 класс. Решение задач по теме "Пирамида"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_po_teme_piramida_m-10.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ. Базовый уровень. Задание 16. Пирамида

1. 

Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.

2. 

Стороны основания правильной шестиугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды.

3. 

Найдите площадь поверхности правильной четырехугольной пирамиды, стороны основания которой равны 6 и высота равна 4.

4.

Найдите площадь боковой поверхности правильной четырехугольной пирамиды, сторона основания которой равна 6 и высота равна 4.

5.

В правильной четырёхугольной пирамиде SABCD высота SO равна 9, диагональ основания BD равна 8. Точки К и М — середины рёбер CD и ВС соответственно. Найдите тангенс угла между плоскостью SMK и плоскостью основания ABC.

6. С-2

В правильной четырехугольной пирамиде PABCD, все ребра которой равны 4, точка K ― середина бокового ребра AP.

а) Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной прямым PB и BC.

б) Найдите площадь сечения.

ЕГЭ. Базовый уровень. Задание 16. Пирамида

1. 

Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.

2. 

Стороны основания правильной шестиугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды.

3. 

Найдите площадь поверхности правильной четырехугольной пирамиды, стороны основания которой равны 6 и высота равна 4.

4.

Найдите площадь боковой поверхности правильной четырехугольной пирамиды, сторона основания которой равна 6 и высота равна 4.

5.

В правильной четырёхугольной пирамиде SABCD высота SO равна 9, диагональ основания BD равна 8. Точки К и М — середины рёбер CD и ВС соответственно. Найдите тангенс угла между плоскостью SMK и плоскостью основания ABC.

6. С-2

В правильной четырехугольной пирамиде PABCD, все ребра которой равны 4, точка K ― середина бокового ребра AP.

а) Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной прямым PB и BC.

б) Найдите площадь сечения.

        

Урок математики. 10 класс. Решение задач по теме «Пирамида»

Цель:

Образовательная – формирование обобщенных навыков приемов решения задач; формирование навыков построения высоты пирамиды; рассмотрение случаев расположения проекции вершин неправильной пирамиды.

Развивающая – развитие пространственного воображения, развитие общих приемов мыслительной деятельности; развитие логического мышления.

Воспитательная – воспитание аккуратности при выполнении чертежей, воспитание конструктивных умений, аргументированности, поиск решения в проблемной ситуации.

Задачи: систематизировать знания по теме «Пирамида»,

закрепить навыки построения пирамид.

УМК: «Геометрия 10» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов

Тип урока: комбинированный – содержательно-поисковый

Методы: по познавательной деятельности –

проблемной подачи материала, эвристический (частично-поисковый);

методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоению учебного материала -

индуктивный, дедуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации,

системного анализа, сравнительный, гипотез;

методы, обеспечивающие передачу учебной информации – практические, иллюстративно–объяснительный;

методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные самопроверки.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

План урока: 1) Организационный момент

2) Актуализация опорных знаний, создание проблемной ситуации

3)формирование умений и навыков: решение задач

4) Контроль и рефлексия.

Ход урока

І. Организационный момент: объявление темы и целей урока. (2мин.)

Наш урок я хочу начать с арабской пословицы «Все боится времени, а время боится пирамид.»

Как Вы можете растолковать ее смысл? (ответы детей). Это одно из чудес света, сохранившееся до наших времен.

А подтверждение тому можно рассмотреть в высказывании ученого-философа, министра культуры СССР (1954-55г.) Георгия Федоровича Александрова «Каким бы грандиозным ни было сооружение, оно все равно не переживет пирамиды Хеопса.»

Но на уроке мы будем рассматривать пирамиду с математической точки зрения. Сообщение темы урока.

Какие задачи  поставим на урок?

- систематизировать знания по теме «Пирамида»,

- закрепить навыки решения задач о пирамидах,

ІІ. Проверка теоретических знаний. (12мин.) Фронтальный опрос.

Теоретические сведения

  •  Какой многогранник называется пирамидой?
  •  Сколько вершин, ребер и граней в пирамиде?
  •  Какая пирамида является правильной?
  •  Что называется площадью полной поверхности пирамиды?
  •  Какой отрезок называется апофемой?
  •  Что называется площадью боковой поверхности пирамиды?
  •  Чему равна площадь боковой поверхности правильной пирамиды?

Оцените себя на этом этапе урока, отразив это в таблице оценкой от 2до 5.

Этап урока

Теоретические сведения

Решение задач (устно)

Решение задачи (письм.)

Анализ геометрических высказываний

Самостоятельная работа

самооценка

 

 

 

 

 

ІІІ.  Решение задач. (15 мин.)

Устно:

1. Во сколько раз увеличится площадь поверхности пирамиды, если все ее ребра увеличить в 6 раз?

2. Плоскость, проходящая через точки A, B и C, разбивает правильную треугольную призму на два многогранника. Сколько вершин у получившегося многогранника с меньшим числом граней? См.Рисунок.

3. В правильной треугольной пирамиде SABC точка N — середина ребра BC, S — вершина. Известно, что AB = 1, а SN = 16. Найдите площадь боковой поверхности.

4. В правильной четырехугольной пирамиде   точка  О – центр основания,   S-вершина, SO=4,   BD=6. Найдите боковое ребро  пирамиды.

5. Ребра тетраэдра равны 24.  Найдите площадь сечения, проходящего через середины четырёх его рёбер.

Письменно:

Б.16.В правильной четырёхугольной пирамиде SABCD высота SO равна 13, диагональ основания BD равна 8. Точки К и М — середины рёбер CD и ВС соответственно. Найдите тангенс угла между плоскостью SMK и плоскостью основания ABC. Изображение пирамиды заготовлено на доске.

Решение. 

Взаимоценка.

VI. Разноуровневая самостоятельная работа. (10 мин.) Карточки

1уровень.  В правильной треугольной пирамиде SABC точка K – середина ребра BCS – вершина. Известно, что SK = 4, а площадь боковой поверхности пирамиды равна 54. Найдите длину ребра AC. 

2 уровень.

В правильной четырехугольной пирамиде PABCD, все ребра которой равны 8, точка K ― середина бокового ребра AP.

а) Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной прямым PB и BC.

б) Найдите площадь сечения.

V. Контроль и рефлексия. (2мин.)

Назовите три момента, которые у нас получились хорошо в процессе урока и одно действие, которое улучшит работу в дальнейшем.

Домашнее задание: п.32,33;  составить кластер «пирамида»; №244.

_______________________________ Ф.И.ученика

Этап урока

Теоретические сведения

Решение задач (устно)

Решение задачи (письм.)

Анализ геометрических высказываний

Самостоятельная работа

самооценка

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. В-1.

В правильной треугольной пирамиде SABC точка K – середина ребра BCS – вершина. Известно, что SK = 4, а площадь боковой поверхности пирамиды равна 54. Найдите длину ребра АС.

  

Ответ: _______

______________________________ Ф.И.ученика

Этап урока

Теоретические сведения

Решение задач (устно)

Решение задачи (письм.)

Анализ геометрических высказываний

Самостоятельная работа

самооценка

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. В-1.

В правильной треугольной пирамиде SABC точка K – середина ребра BCS – вершина. Известно, что SK = 4, а площадь боковой поверхности пирамиды равна 54. Найдите длину ребра АС.

  

Ответ: _______

_______________________________ Ф.И.ученика

Этап урока

Теоретические сведения

Решение задач (устно)

Решение задачи (письм.)

Анализ геометрических высказываний

Самостоятельная работа

самооценка

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. В-2.

В правильной четырехугольной пирамиде PABCD, все ребра которой равны 8, точка K ― середина бокового ребра AP.

а) Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной прямым PB и BC.

б) Найдите площадь сечения.

_______________________________ Ф.И.ученика

Этап урока

Теоретические сведения

Решение задач (устно)

Решение задачи (письм.)

Анализ геометрических высказываний

Самостоятельная работа

самооценка

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. В-2.

В правильной четырехугольной пирамиде PABCD, все ребра которой равны 8, точка K ― середина бокового ребра AP.

а) Постройте сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку K и параллельной прямым PB и BC.

б) Найдите площадь сечения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «МАТЕМАТИКА + ЭКОЛОГИЯ» «Решение задач на движение».

Цель: Научить решать задачи на движение.Задачи:        обучающие: формирование умений и навыков умножения и деления чисел, решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния...

Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса

Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...

Статья на тему: "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"

Материал на тему:  "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ , НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Решение  задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний. Решение задач в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепен...

Урок математики "Проценты. Решение задач"

Урок разработан для учащихся с интеллектуальными нарушениями, способствует повторению изученных правил и решению задач по теме "Проценты". В ходе урока учитываются личностные особенности шко...

Эссе Активные методы обучения на уроках математики при решении задач в условиях реализации ФГОС ООО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...