«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ , НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
проект (5 класс) на тему

Ягья Елена Борисовна

 

Решение  задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний. Решение задач в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепенно, звено за звеном. человеку невозможно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность сразу, « одним взглядом» охватить все входящие в проблемную ситуацию компоненты, а практические действия позволяют установить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику исследуемого явления и тем самым облегчают поиск решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ          ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«ПРИМЕНЕНИЕ  ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ

ЗАДАЧ , НАПРАВЛЕННЫХ  НА  АКТИВИЗАЦИЮ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

       

                                                                                        Учителя      математики :

                                                                                                                     Ягья Елена Борисовна     

ГБПОУ  МЦО

Г.МОСКВА-2016

Постановка проблемы

В XXI веке человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.

Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование . Необходимость развивать различные виды мыслительной деятельности вытекает из специфики продуктивного, творческого мышления. Процесс открытия новых знаний и у ребенка, впервые познающего давно открытые человечеством истины, и у ученого, впервые проникающего за пределы известного, не происходят в виде строгих логических рассуждений, непосредственно опирающихся на знакомые закономерности. Решение проблемы нередко происходит интуитивно, и в этом процессе существенную роль играют и практическое и образное мышление, непосредственно связанное с чувственной опорой.

Решение  задач приближает школьное обучение к жизненной практике, повышает действенность знаний. Решение задач в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепенно, звено за звеном. человеку невозможно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность сразу, « одним взглядом» охватить все входящие в проблемную ситуацию компоненты, а практические действия позволяют установить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику исследуемого явления и тем самым облегчают поиск решения.

Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих людей.

Вот почему я думаю, что одним из важнейших принципов развития творческого мышления является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям индивида) развитие разных видов мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления. Привлечение наглядности(проведение уроков с использованием ИКТ и мультимедийное сопровождение уроков), в том числе наглядных аналогий, как опоры для поиска решения.

Гипотеза

Известно, что  первоклассники могут оперировать отвлеченными символами, решать задачи на основе формул, овладевать грамматическими понятиями и т. д.

Наблюдая за тем как дети всегда увлекаются ,играя в игры на компьютере, можно предположить, что использование ИКТ и проведение уроков с мультимедийным сопровождением позволит повысить интерес к получению новых знаний и позволит лучше усвоить учебный материал.

Нельзя забывать о том, что и отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление, далеко выходя за пределы чувственного опыта, только тогда обладает действенной силой, позволяет проникать в суть познаваемой действительности, когда оно неразрывно связано с наглядно-чувственными представлениями. Форсированное развитие отвлеченного мышления, без достаточной конкретизации усваиваемого материала, без связи с наглядно-практическим и наглядно-образным мышлением может привести к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности.

Объект

образовательный процесс , направленный на активизацию  мыслительной деятельности при решении  практикоориентированных  задач.

Предмет

система  формирования и развития практически ориентированных знаний и умений учащихся.

Цель

 выработать ряд методических приемов, включенных в обычные    программные уроки и позволяющих овладевать приемами продуктивного мышления, а следовательно облегчать усвоение материала и активизировать творческие способности школьников.

Задачи

  1. Использовать систематически на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.
  2. Осуществлять  целенаправленно  обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, с помощью мультимедийного  сопровождения уроков
  3. Учить учащихся  наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
  4. Раскрывать  индивидуальные особенности  школьника, проводить дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.

Методы реализации

              - иллюстративно-объяснительный;

              - частично поисковый.

План работы

Содержание деятельности 

Сроки выполнения 

1

-подобрать и систематизировать разнообразный  наглядный материал, который может быть использован  при объяснение нового материала , закреплении и проверки знаний ( для различных групп учащихся) по теме «Основные задачи на дроби».

В течении учебного года

Выполнено

2

-нацелить обучающий материал на формирование важнейших умений и навыков , в котором приводятся образцы решения  основных задач , правила ,некоторые термины и др.по теме «Нахождение процентов»

В течении учебного года

Выполнено

3

-подобрать и систематизировать разнообразный  наглядный материал, который может быть использован  при объяснение нового материала , закреплении и проверки знаний ( для различных групп учащихся) по теме «Решение  задач на движение».

В течении учебного года

Выполнено

4

-составить работы «Проверь себя»  содержащие задания с выбором ответа снабдить иллюстрациями и перечнем верных ответов. Они предназначены для самостоятельного обзора ,обсуждения ошибок и повторения законченных фрагментов учебного материала

В течении учебного года

Выполнено

5

-экспериментальная проверка педагогической эффективности подготовленных  и разработанных уроков;

- анализ результатов, внесение корректив в учебно-методический комплект.

В течении учебного года

Выполнено

Ожидаемый результат

Решение  задач такими методами ,должно  приблизить школьное обучение к жизненной практике, повысить действенность знаний, поскольку последние приобретены в процессе более или менее самостоятельной активной мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «МАТЕМАТИКА + ЭКОЛОГИЯ» «Решение задач на движение».

Цель: Научить решать задачи на движение.Задачи:        обучающие: формирование умений и навыков умножения и деления чисел, решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния...

Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса

Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...

Статья на тему: "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"

Материал на тему:  "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"...

Урок математики "Проценты. Решение задач"

Урок разработан для учащихся с интеллектуальными нарушениями, способствует повторению изученных правил и решению задач по теме "Проценты". В ходе урока учитываются личностные особенности шко...

Эссе Активные методы обучения на уроках математики при решении задач в условиях реализации ФГОС ООО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Патриотическое воспитание на уроках математики через решение задач по теме «Показательные и логарифмические выражения».

     Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным вопросом в системе образования. В своей работе я использую основные направления, способствующие патриотическому вос...