Рабочая программма "Введение в геометрию"
рабочая программа по геометрии (6 класс)

Мощанова Оксана Александровна

Рабочая программа  "Введение  в геометрию" 6 класса  составлена на основе авторской программы "Введение в геметрию. 6 класс" / автор-составитель И.В. Фотина.

Программа пропедевтического курса изучения геометрии учащимися 6 классов предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей учащихся. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии  и наличие в нем практических занятий. Тематическое планирование, богатый ресурсный материал к занятиям все это существенно съэкономит время подготовки к встрече с учениками и поможет провести интересные путешествия в мир занимательной, наглядной геометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Введение в геометрию» 6 класса составлена на основе авторской программы «Введение в геометрию. 6 класс» /авт.-сост. И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2010.

Программа пропедевтического курса изучения геометрии учащимися 6 классов предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей учащихся. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии и наличие в нем большого количества практических занятий.

Тематическое планирование, богатый ресурсный материал к занятиям - все это существенно сэкономит время подготовки к встрече с учениками и поможет провести интересные путешествия в мир занимательной, наглядной геометрии.

Целью изучения пропедевтического курса геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся с помощью методов геометрической наглядности. Важнейшими направлениями такого курса являются геометрическое конструирование и моделирование.

Пропедевтический курс по количеству часов, отведенных на него, и по объему сведений, получаемых учащимися, небольшой, но строго последовательный и содержательный. Изучение наглядной геометрии требует особой активности учащихся. Только в таком случае могут быть достигнуты основные цели курса. Во-первых, ученики развивают творческие способности, приобретают различные умения, навыки и ряд сведений, необходимых им в дальнейшей практической жизни. Во-вторых, развивается и углубляется их пространственное и образное мышление, что крайне необходимо для сознательного изучения систематического курса геометрии.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование,  а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие

Задачи: 

  • Введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших  геометрических конфигураций;
  • Совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • Отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • Расширение знаний учащихся о  геометрии.

В связи с увеличением учебных недель (35учебных недель), календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов.

Программа предмета по выбору «Введение в геометрию» предназначена для учащихся 6 класса. На изучение курса отводится 1 час в неделю.

В конце изучения курса проводится зачёт в виде контрольной работы.

УМК

«Введение в геометрию. 6 класс» /авт.-сост. И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2010.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные .

         Осуществляется электронное обучение на платформе информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья»:  «Библиотека материалов», «Виртуальный класс»,  «Виртуальная лаборатория».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • примеры геометрических объектов и утверждений о них, важны для практики.

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком; описания предметов окружающего мира;
  •  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять  преобразования фигур;
  • решать геометрические задачи, опираясь  на изученные свойства фигур и отношения  между ними и применяя дополнительные  построения, алгебраический аппарат и соображения  симметрии;
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
  • Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие

6 класс. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы

Содержание курса и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение. Введение в курс эмоционально окрашенного материала способствует формированию у учащихся эмоционально-целостного отношения к предмету.

Особенностью курса является то, что приобретение знаний осуществляется в основном в результате их самостоятельной деятельности.

Изучаемые темы не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность их перестановки.

В результате внедрения предлагаемой программы будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступят к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение позволит существенно повысить усвоение учащимися в будущем основного материала

Формы и средства контроля

         В конце изучения курса проводится зачёт по изученному материалу в виде контрольной работы.

Контрольная работа

1.Раздели прямоугольник на 4 равные части по величине и форме так, чтобы в каждой из них находился один кружок.

2.Разделите фигуру на 3 равные части.

3.Два прямоугольника имеют размеры: 8см  и  6 см ; 9см и  5см.

Что  можно сказать об их периметре? А о площади?

4.Девять точек расположены в виде квадрата по три в каждом вертикальном и горизонтальном рядах. Не отрывая от бумаги карандаша, изобразите четырехзвенную ломаную, проходящую через все точки.

•   •    •

•   •    •

•   •   •

5.Построить точки по заданным координатам. «Нарисовать животного».

(3;3), (4;2), (3;2), (3;1), (4;0),(6;0), (6;1),(7;1),(7;-4), (6;-4), (6;-2), (3;-2), (3;-2), (3;-4), (2;-4), (2;-1), (1;0); (0;0); (0;1), (1;2), (2;2); (2;3), (3;4), (3;3), (2;2)   Глаз (1;1)

Материально-техническое оснащение

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Основная школа

Обеспеченность в %

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по математике

+

100% 

 

1.2

Примерная программа основного общего образования по математике

+

100% 

1.3

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

+

100% 

 

1.4

Методические пособия для учителя

+

100% 

 

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Портреты выдающихся деятелей математики

+

100% 

3.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

3.1

Мультимедийные обучающие программы.

+

100%

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Мультимедийный компьютер

+

100% 

4.2

Сканер

+

100%

4.3

Принтер лазерный

+

100% 

4.4

Мультимедиапроектор

4.5

Средства телекоммуникации

+

100% 

4.6

Диапроектор или графопроектор (оверхэд)

4.7

Экран (на штативе или навесной)

+

100% 

5.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

5.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

+

100% 

5.2

Доска магнитная с координатной сеткой

5.3

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

+

100% 

6.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

6.1

Компьютерный стол

+

100% 

6.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

6.3

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)

6.4

Стенд экспозиционный

6.5

Ящики для хранения таблиц

+

100% 

6.6

Штатив для таблиц

Используемые средства обучения

Используемый учебно-методический комплект

1. «Введение в геометрию. 6 класс» /авт.-сост. И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2010.

Оборудование

Линейка, ножницы, спички, набор геометрических фигур

                                 Условия реализации содержания  программы

     Кабинет  математики, оснащенный с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе.

     Оснащение кабинета математики: рабочие места для учащихся и учителя, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Учебное оборудование для кабинета математики включает:

1) экранно-звуковые средства обучения ( электронные пособия);

2)учебно-методическая литература для учителя и учащихся (обучающие задания)

4) оборудование и приборы (угольник, транспортир, циркуль, линейка)

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Фактические сроки прохождения

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Сетевой класс Белогорья

1

3.09

Вводное занятие

1

3.09

2

10.09

Разрезание и складывание плоских фигур

1

10.09

3

17.09

Разрезание и складывание плоских фигур

1

17.09

4

24.09

Разрезание и складывание плоских фигур

1

24.09

5

1.10

Разрезание и складывание плоских фигур

1

1.10

6

8.10

Разрезание и складывание плоских фигур

1

8.10

7

15.10

Точки и ломаные

1

15.10

8

22.10

Сложи квадрат

1

22.10

9

29.10

Упражнения со спичками

1

29.10

10

12.11

Упражнения со спичками

12.11

11

19.11

Отрезок. Графики

1

19.11

12

26.11

Задачи с возможными жизненными ситуациями

1

26.11

13

3.12

Площади комбинированных фигур

1

3.12

14

10.12

Равные фигуры. Деление треугольника на равные части

1

10.12

15

17.12

Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры

1

17.12

16

24.12

Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объёмов этих фигур

1

24.12

17

14.01

Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объёмов этих фигур

1

14.01

18

21.01

Мозаики. Головоломки Сома

1

21.01

19

28.01

Полимино

1

28.01

20

4.02

Полимино

1

4.02

21

11.02

Иллюзии зрения

1

11.02

22

18.02

Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания

1

18.02

23

25.02

Введение в топологию. Лист Мёбиуса

1

25.02

24

4.03

Осевая симметрия

1

4.03

25

11.03

Осевая симметрия

1

11.03

26

18.03

Центральная симметрия

1

18.03

27

Центральная симметрия

1

1.04

28

Зашифрованная переписка

1

8.04

29

Орнаменты

1

15.04

30

Секреты квадрата и куба

1

22.04

31

Секреты квадрата и куба

1

29.04

32

Координатная плоскость

1

6.05

33

Координатная плоскость

1

13.05

34

Координатная плоскость

1

20.05

35

Контрольная работа

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...