Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Развёртка куба".
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.

Обучение геометрии должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, геометрических тел, предметов окружающей действительности.   (М.Н. Перова. В.В. Эк)

В качестве наглядных средств на уроке используются модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета; плакаты с изображением фигур и тел; конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами и телами.

Выбор методов и приёмов, применяемых на уроке, определяется содержанием геометрического материала, индивидуальными возможностями обучающихся, образовательными и коррекционными задачами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Конспект урока математики в 9 классе по теме:

«Развёртка куба»

(для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида)

                                             

 

Учитель Н.Н. Никифорова

                                                   

Тема урока: «Развёртка куба»

Цели урока:

  1. Знакомство обучающихся с развёрткой куба. Практическое ознакомление с приёмами изготовления развёртки куба.
  2. Развитие восприятия формы, воображения, активизация мыслительной и творческой деятельности
  3. Воспитание усидчивости, терпеливости, чувства удовлетворения от достигнутых на уроке успехов.

Оборудование. Модели кубов разного размера; картонные (бумажные) модели кубов; развёртка куба для демонстрации; плакаты с изображением подарочных коробок, их развёрток; цветной картон, цветная бумага; тесьма и др. предметы для украшения коробок; линейки чертёжные, треугольники, ножницы.

Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока)
  2. Повторение

а) элементы куба и его основные свойства.

Учитель даёт каждому обучающемуся модель куба. Кубы имеют различную длину ребра. Учитель последовательно показывает элементы куба (вершины, рёбра, грани) и просит их назвать. Он предлагает обучающимся сосчитать на своих моделях вершины куба и назвать их количество.

http://player.myshared.ru/635073/data/images/img3.png

Затем предлагается назвать все грани куба (учитель упорядочивает показ граней): «Покажите грань, на которой стоит куб. Покажите противоположную грань. Как называются эти две грани куба (нижнее и верхнее основания)?  Пронумеруем грани куба: № 1 – это нижнее основание, № 2 – верхнее основание».

Далее учитель просит показать остальные грани куба и спрашивает: «Как называются остальные грани куба? Сколько у куба боковых граней? Покажите переднюю часть куба – пусть это будет грань № 3. Покажите противоположную ей, заднюю грань куба – грань № 4. Покажите левую боковую грань – грань № 5. Покажите правую боковую грань – грань № 6.

Сколько всего граней у куба? Сколько боковых граней? Покажите и назовите любые две противоположные грани. Покажите и назовите номера любых смежных граней».

Учитель называет одну из граней, и предлагает показать и назвать противоположную и все смежные с ней грани, и спрашивает, какую фигуру представляет собой грань куба. Ответ обучающихся: «Все грани куба – квадраты».

Далее повторяются свойства рёбер куба. Обучающиеся показывают все рёбра куба. Учителю следует следить за упорядоченностью этого показа.  Целесообразно выработать определённый навык:

  1. показывать рёбра, принадлежащие нижнему, затем верхнему основанию, т.е. горизонтально расположенные,
  2. показывать рёбра между основаниями, т.е. вертикально расположенные.

Устанавливается количество рёбер. Учитель спрашивает, каким свойством обладают рёбра куба, просит показать на своих моделях, что действительно рёбра одного куба равны между собой.

Важно установить и другую зависимость: рёбра куба – это стороны граней или квадратов, ещё и поэтому они равны между собой.

  1. Объяснение нового материала

Знакомство с развёрткой куба

Учитель объясняет: «Геометрическое тело – куб – ограничено поверхностью куба, которая состоит из 6 квадратов. Сделать модель куба можно, например из пластилина или из дерева. А поверхность куба можно сделать из бумаги или картона, изготовив сначала развёртку.

Учитель предлагает обучающимся взять ножницы и разрезать бумажную или картонную модель по всем рёбрам нижнего основания, кроме ребра, общего для граней № 1 и № 3, а затем все рёбра верхнего основания, кроме ребра, общего для граней № 2 и № 3. Проводится разрез по одному боковому ребру (общему для граней № 3 и № 5). Развернув модель дети получат развёртку куба.

Живой учебник геометрии - Перельман Яков - Скачать бесплатно книгу, Читать онлайн, fb2 txt html, Страница 6 - LikeBook

Учитель сообщает, что это развёртка куба или помещённая в одну плоскость полная поверхность куба.

Учитель демонстрирует развёртку куба:

Фотокубик

Устанавливается, что эта развёртка и развёртки, полученные каждым учеником при разрезании модели куба, состоят из 6 одинаковых квадратов.

  1. Закрепление изученного материала

1. Построение чертежа развёртки куба и получение из развёртки модели куба

На листе бумаги ученики вычерчивают прямоугольник, состоящий из четырёх равных квадратов (боковую поверхность), расположенных друг за другом, чертят квадраты – основания (каждый обучающийся вычерчивает развёртку своего куба), затем вычерчивают в установленных местах припуски для склеивания. Вычерченная развёртка и та, которая получена из модели, совмещаются для проверки правильности чертежа.

Затем развёртка вырезается, сгибается по рёбрам. Получена модель куба, которую осталось только склеить.

2. Изготовление картонной коробки в форме куба

Картонная коробка — удивительная штука! В нее можно упаковать что-то большое или наоборот собрать какие-то мелочи, а может и для упаковки подарка пригодиться, если над ней хорошенько поработать. Конечно, в наше время мы можем купить коробку любого формата, но зачем? Ведь так интересно сделать ее своими руками — она будет красивой, оригинальной и соответствовать вашим требованиям.

  пасхальная корзинка       http://images.ru.prom.st/96339992_w640_h640_upakovka_korob__til_bant_5.jpg             http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b86a9c8dbdbd48169818bbd859f8d6bb-134-144&n=21             

Учитель предлагает обучающимся изготовить подарочную упаковку в форме куба. Для этого нужно начертить развёртку куба и изготовить модель куба.

         развертка    Свертка             развертка

       а)                                                   б)

http://player.myshared.ru/43240/data/images/img13.jpg            http://player.myshared.ru/43240/data/images/img13.jpg                 http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b10ea4e91f01816e594e9293e9d23cae-113-144&n=21

           в)

        Учитель: «Крышка для коробки делается на 1-5 мм больше, чем сама коробка. Не стоит делать крышку намного больше, иначе она будет все время слетать с коробки. Перенесите на лист картона первоначальный квадрат или прямоугольник и увеличьте его на несколько миллиметров с каждой стороны. Сделайте выступы, которые будут удерживать крышку. Прежде чем склеивать крышку, закрепите заготовку скрепками и примерьте на коробку. Если крышка оказалась велика, придется чертить новую.

        Если вы хотели сделать красивую коробку, то картон необходимо обклеить тканью, цветной или оберточной бумагой, можно даже старыми открытками. Обклеивать можно как готовую коробку, так и цельный лист картона до вырезания. Готовую коробку сверху можно декорировать цветами из лент, оригами, кружевом и т.п.»

  1. Итог урока

1. Вопросы учителя:

 -  Что научились делать на уроке?

 -  Из каких геометрических фигур состоит развёртка куба?

 - Сколько  квадратов содержится в развёртке куба?

 - Могут ли полученные на уроке знания пригодиться вам в жизни?

2. Выставка работ. Самооценка и оценка работ.

3. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сумма и разность кубов" 7 класс

Урок новой темы "Сумма и разность кубов" в 7 классе по алгебре разработан по технологии критического мышления.  На стадии вызова используется "дерево предположений", на стадии осмысления - "...

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Презентация к уроку по теме "Развёртка пирамиды"

Презентация предназначена для изучения темы "Развёртка пирамиды" и позволяет учащимся с умственной отсталостью  расширить представления о пирамиде....

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Развёртка параллелепипеда"

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.Обучение геометрии д...

Разработки к урокам. Технологическая карта урок алгебры 7 класс "Сумма и разность кубов"

Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс " Сумма и разность кубов"...

Конспект урока по математике в 5 классе по теме:«Развертка куба и параллелепипеда»

Формирование УУДПредметные УУД: Формировать умения находить объем куба, читать и различать на чертеже ребра, вершины, грани . Сворачивать из развертки многогранник. Строить развертки на клетчатой бума...