Конспект урока по математике в 5 классе по теме:«Развертка куба и параллелепипеда»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Шалимова Людмила Александровна

Формирование УУД

Предметные УУД: Формировать умения находить объем куба, читать и различать на чертеже ребра, вершины, грани . Сворачивать из развертки многогранник. Строить развертки на клетчатой бумаге.

Метапредметные УУД: Способствовать развитию способности сопоставлять модели с реальными объектами. Анализировать, сравнивать, находить соответствие между пространственным видом многогранника и его плоскостным изображением (разверткой).

Личностные УУД: Формирование пространственного воображения.  развитие активности при выполнении заданий, умение делать выводы. Умение работать в паре и уважительно относиться к мнению одноклассников.

Оборудование: Рабочие тетради, учебник «Математика Арифметика Геометрия» 5 кл, автор Е. А. Бунимович, тетрадь тренажер, ножницы, листы лабораторной работы, листы в клетку, цветные карандаши, проектор, ПК, экран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 5 классе

Тема: «Развертка куба и параллелепипеда»

Подготовила и провела:  Шалимова Л.А.

учитель математики

2023год

Формирование УУД

Предметные УУД: Формировать умения находить объем куба, читать и различать на чертеже ребра, вершины, грани . Сворачивать из развертки многогранник. Строить развертки на клетчатой бумаге.

Метапредметные УУД: Способствовать развитию способности сопоставлять модели с реальными объектами. Анализировать, сравнивать, находить соответствие между пространственным видом многогранника и его плоскостным изображением (разверткой).

Личностные УУД: Формирование пространственного воображения.  развитие активности при выполнении заданий, умение делать выводы. Умение работать в паре и уважительно относиться к мнению одноклассников.

Оборудование: Рабочие тетради, учебник «Математика Арифметика Геометрия» 5 кл, автор Е. А. Бунимович, тетрадь тренажер, ножницы, листы лабораторной работы, листы в клетку, цветные карандаши, проектор, ПК, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку, психологического настроя учеников.

Дорогие мыслители, здравствуйте! Рада видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас присесть. Поприветствуйте друг друга и разомните пальчики.

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй (вся ладонь).

  1. Актуализация знаний.

Девизом нашего урока будут слова «Всегда везде и всюду – хочу, могу и буду». (слайд 1)

  • Что для вас значат эти слова?
  • Над какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках?
  • По отношению к этой теме, что означает слово могу?
  • Что означает слово хочу, буду?

Тогда чем мы сейчас займемся? (повторением того, что знаем). Прошу внимание на экран. Я предлагаю вам несколько заданий.

(Слайд 2)

  1. Как называется многогранник, изображенный на рисунке?
  2. Назовите его вершины.
  3. Ребра
  4. Грани.
  5. Найдите объем данного параллелепипеда. (V=45 дм3)

(Слайд 3)

Как называются изображенные многогранники?

Найти объем параллелепипеда.

Чему равна сторона куба, если его объем равен 8 дм3?

(V=300 дм3; а=2дм)

  1. Проблемное объяснение нового материала.

На доске,  два столбика, в одном изображены фигуры, в другом названия этих фигур.  Соотнести каждое определение с графическим изображением.

Прямоугольник

Треугольник

Квадрат

Куб

Цилиндр

Пирамида

Куб

  • Какое действие я вам предложила?
  • Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?
  • В чем причина затруднения?
  • Как можно выйти из этого затруднения?
  • Эта фигура плоская или объемная?
  • Можно ли из этой плоской фигуры сделать объемную?
  • Предложите свои варианты.
  • Чем будем заниматься на сегодняшнем уроке?
  • Что должны изучить?
  • Чему должны научиться?
  • Как звучит тема урока?
  • Какую цель ставите каждый для себя?

Итак, запишите в тетрадях тему урока. А теперь давайте попробуем дать ей определение. (Учащиеся высказывают каждый свое мнение, после этого прочитать определение в учебнике).

Развертка – это фигура составленная из многоугольников, являющихся его гранями и расположенных определенным образом.

  1. Первичное закрепление.

Для закрепления я предлагаю вам выполнить лабораторную работу в парах. (У каждой пары лист с лабораторной работой (см. приложение), время на работу 10 минут + 5 минут на обсуждение).

Поставьте себе оценки за работу. Если у вас все получилось с первого раза, и вы правильно вырезали и сложили развертку в куб, то оценка 5. Если возникли, какие-то затруднения, на каком-то из этапов работы, то оценка 4. Если у вас не получилось выполнить работу и вы оцениваете себя на 3, то на следующих уроках мы над этим поработаем.

  1. Физминутка.

А сейчас отдохнем, встаем все и повторяем за персонажами.

  1. Обучающий фильм.

Мы хорошо поработали и узнали много нового.

С разверткой, какой фигуры мы работали? (куб). вы работали только с одним видом развертки куба.  А сейчас предлагаю вашему вниманию фильм, после просмотра, которого вы будете знать, сколько разверток имеет куб и как они выглядят. (фильм 4,30 мин). (www.etudes.ru)

После просмотра обсудить.

(работа с учебником и Т.Т.) У. стр. 200 № 713 (все учащиеся). Для решения воспользоваться разверткой из лабораторной работы, нанести на нее буквы и ответить на вопрос задачи. (Работа в паре).  Т.Т. стр.112 № 246 сильные ученики (для этого номера заранее приготовить развертку). Сильные ученики работают самостоятельно, потом один показывает решение у доски на развертке. Резерв Т.Т. стр.112, № 262

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

        

Ребята, какие затруднения у вас были в начале урока?

В течении урока все затруднения сняли?

Все поняли? К чему вы сейчас готовы?(К самостоятельной работе).

Для чего человеку нужна самостоятельная работа?

Какое качество вам поможет выполнить самостоятельную работу?

Что я себе, как учителю сейчас скажу?(они смогут)

(слайд 4)

  1. Какая из данных разверток является разверткой куба?

А)        Б)         В)

  1. Какое количество разверток имеет куб?

А) 10        Б) 11      В)  12

  1. Какая грань является верхней, если закрашенная нижняя?

Ответы: 1) А; 2) Б; 3) Д

Поставьте оценки себе за самостоятельную работу. Если все правильно – оценка 5, два правильных - оценка 4. Если не правильно все, то вам нужно еще поработать над этой темой и тогда все получится.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Те знания, которые вы получили на уроке, где вам могут пригодиться? (При выполнении домашнего задания)

Д.З. (слайд 5)

 Всем: У. стр. 198-199 теория. Начертить развертку куба на нелинованной бумаге, вырезать ее, добавив припуски для склеивания и склеить модель куба.

Дополнительно: найти измерения получившегося куба и вычислить его объем.

К чему стремились в течении урока?

Какая цель была? Достигли ли вы этой цели?

Как вы узнали, что у вас это получилось?(успешно выполнили самостоятельную работу).

А сейчас я предлагаю вас оценить в совокупности свою работу, заполнив оценочный лист.

Сдайте мне свои листы и самостоятельную работу. Спасибо за внимание, удачи в выполнении домашнего задания. Урок окончен, досвидания.


Приложение

 Практическая работа по теме: «Развертка куба и параллелепипеда»

Цель: Научиться складывать куб из развертки.

Оборудование: Линейка, карандаш, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Перечертить развертку на бумагу так, чтобы сторона каждого квадрата была равна 5 см.

  1. Вырезать фигуру из бумаги.

  1. Сложить ее так, чтобы получился куб.

  1. Сделать вывод, ответив на вопросы:

  • Чему научились, в ходе работы?
  • Что интересного узнали?
  • В чем были трудности?
  • Как мы их преодолели?

 


Пример оценочного листа.

Моя деятельность на уроке.

Поставь + или – в зависимости от своей работы.

Я хорошо работал(ла) на уроке.

Я смог(ла) сформулировать цель своей деятельности.

Я понял(ла) что такое развертка.

Я научился(лась) складывать из развертки объемную фигуру.

Я правильно работал(ла) в паре и у нас получился результат.

Я хорошо справился(лась) с самостоятельной работой.

Мне необходимо поработать над(перечисли темы для доработки).

Я работал на уроке и заработал оценку (поставь себе оценку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Развёртка куба".

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.Обучение геометрии д...

Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».

Методическая разработка урока математики  для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...