Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Развёртка параллелепипеда"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.

Обучение геометрии должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, геометрических тел, предметов окружающей действительности.   (М.Н. Перова. В.В. Эк)

В качестве наглядных средств на уроке используются модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета; плакаты с изображением фигур и тел; конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами и телами.

Выбор методов и приёмов, применяемых на уроке, определяется содержанием геометрического материала, индивидуальными возможностями обучающихся, образовательными и коррекционными задачами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Конспект урока математики в 9 классе по теме:

«Развёртка параллелепипеда»

(для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида)

                                             

 

Учитель Н.Н. Никифорова

                           

Тема урока: «Развёртка параллелепипеда»

Цели урока:

  1. Знакомство обучающихся с развёрткой параллелепипеда. Практическое ознакомление с приёмами изготовления развёртки параллелепипеда.
  2. Развитие восприятия формы, воображения, активизация мыслительной и творческой деятельности
  3. Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни на основе изготовления подарочных коробок  из разверток параллелепипеда.
  4. Воспитание усидчивости, терпеливости, чувства удовлетворения от достигнутых на уроке успехов.

Оборудование: деревянные, картонные (бумажные) модели параллелепипедов разного размера; развёртка параллелепипеда для демонстрации; развёртки параллелепипедов (для обучающихся); плакаты с изображением подарочных коробок, их развёрток; цветной картон, цветная бумага; тесьма и др. предметы для украшения коробок; линейки чертёжные, треугольники, ножницы; презентация: «Подарочная упаковка (коробка) своими руками», мультимедиа.

Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока)
  2. Повторение

Элементы параллелепипеда и его основные свойства

Учитель даёт каждому обучающемуся модель параллелепипеда и последовательно показывает его элементы (вершины, рёбра, грани) и просит их назвать. Он предлагает обучающимся сосчитать на своих моделях вершины параллелепипеда и назвать их количество.

Затем предлагается назвать все грани параллелепипеда (учитель упорядочивает показ граней): «Покажите грань, на которой стоит параллелепипед. Покажите противоположную грань. Как называются эти две грани параллелепипеда (нижнее и верхнее основания)?  Пронумеруем грани параллелепипеда: № 1 – это нижнее основание, № 2 – верхнее основание».

Далее учитель просит показать остальные грани параллелепипеда и спрашивает: «Как называются остальные грани параллелепипеда? Сколько у параллелепипеда боковых граней? Покажите переднюю часть параллелепипеда – пусть это будет грань № 3. Покажите противоположную ей, заднюю грань параллелепипеда – грань № 4. Покажите левую боковую грань – грань № 5. Покажите правую боковую грань – грань № 6.

Сколько всего граней у параллелепипеда? Сколько боковых граней? Покажите и назовите любые две противоположные грани. Покажите и назовите номера любых смежных граней».

Учитель называет одну из граней, и предлагает показать и назвать противоположную и все смежные с ней грани, и спрашивает, какую фигуру представляет собой грань параллелепипеда. (Ответ обучающихся: «Все грани параллелепипеда – прямоугольники»).

Далее обучающиеся показывают все рёбра параллелепипеда. Учителю следует следить за упорядоченностью этого показа.  Целесообразно выработать определённый навык:

  1. показывать рёбра, принадлежащие нижнему, затем верхнему основанию, т.е. горизонтально расположенные,
  2. показывать рёбра между основаниями, т.е. вертикально расположенные.

Устанавливается количество рёбер. Важно установить зависимость: рёбра параллелепипеда – это стороны граней или прямоугольников.

  1. Объяснение нового материала

Знакомство с развёрткой параллелепипеда.

 Учитель объясняет: «Геометрическое тело – параллелепипед – ограничено поверхностью параллелепипеда, которая состоит из 6 прямоугольников.

Сделать модель параллелепипеда, также как и модель куба, можно, например, из пластилина или из дерева. А поверхность параллелепипеда можно сделать из бумаги или картона, изготовив сначала развёртку.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=13e1ae0c02ad79e292d3a4edb7abca14-130-144&n=21

Учитель предлагает обучающимся взять ножницы и разрезать бумажную или картонную модель параллелепипеда по всем рёбрам нижнего основания, кроме ребра, общего для граней № 1 и № 3, а затем все рёбра верхнего основания, кроме ребра, общего для граней № 2 и № 3. Проводится разрез по одному боковому ребру (общему для граней № 3 и № 5). Развернув модель дети получат развёртку параллелепипеда.

Развертка кубика, основные цвета

Учитель сообщает, что это развёртка параллелепипеда или помещённая в одну плоскость полная поверхность параллелепипеда.и демонстрирует развёртку параллелепипеда.

Устанавливается, что эта развёртка и развёртки, полученные каждым учеником при разрезании модели куба, состоят из 6 одинаковых квадратов.

  1. Закрепление изученного материала

1. Построение чертежа развёртки параллелепипеда и получение из развёртки модели параллелепипеда

На листе бумаги ученики вычерчивают прямоугольник, состоящий из четырёх прямоугольников (боковую поверхность), расположенных друг за другом, чертят прямоугольники – основания (каждый обучающийся вычерчивает развёртку своего параллелепипеда), затем вычерчивают в установленных местах припуски для склеивания. Затем развёртка вырезается, сгибается по рёбрам. Получена модель параллелепипеда, которую осталось только склеить.

как сделать параллелепипед из бумаги1

2. Изготовление картонной коробки в форме параллелепипеда

http://sovetclub.ru/tim/b8dfa1d6525fb92b72829b7b36507b71.jpg

Учитель предлагает обучающимся изготовить подарочную упаковку в форме параллелепипеда. Для этого нужно начертить развёртку параллелепипеда и изготовить модель параллелепипеда.

3. Презентация по теме: «Подарочная упаковка (коробка) своими руками»

Подарочные упаковки в форме параллелепипеда:

http://sovetclub.ru/tim/c52bfd209e07d8e938236349ecbe9589.jpg  корзиночки из бумаги Как сделать подарочную коробку (3)

4. Самостоятельная работа. Изготовление обучающимися подарочных упаковок из цветного картона.

V. Итог урока

1. Учитель: «Как видите, изготовление подарочной упаковки своими руками – достаточно несложное, но очень интересное и творческое занятие».

2.  Вопросы учителя:

 -  Что научились делать на уроке?

 -  Из каких геометрических фигур состоит развёртка параллелепипеда?

 - Сколько  прямоугольников содержится в развёртке параллелепипеда?

 - Могут ли полученные на уроке знания пригодиться вам в жизни?

3. Выставка работ.

4. Самооценка и оценка работ учителем. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока геометрии 9 класс Понятие вектора

План конспект урока №1 по  геометрии 9 класс. Понятие вектора. Учебник Атанасяна...

Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"

Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики.  Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...

Конспект урока геометрии 8 класс "Вписанные углы"

Коенспект урока геометрии  по теме "Вписанные углы"  для учащихся 8 класса...

Конспекты уроков геометрии 7 класса УМК Атанасяна Л.С. по теме "Треугольники"

5 конспектов уроков к главе второй " Треугольники" УМК Л.С. Атанасяна...

конспект урока геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"

Урок  содержит организацию различных видов деятельности на развитие УУД, прослеживаются межпрежметные связи ....

Конспект урока Геометрия 10 класс

Конспект двух уроков по геометрии по теме "Пирамида". Учимся моделировать пирамиду....