Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки Российской федерации. Пр. №1897 от 17.12.2010.
• Приказ №1577 от 31.12.2015 "О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897"
• Школьный учебный план на 2018-2019 уч.год;
• Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений.
Программа рассчитана на 68 часов в год. Количество недельных часов: 2 часа в неделю. Количество учебных недель: 34.
Преподавание ведется по учебнику: Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2016 г.
Цели обучения:
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
будут сформированы:
- навыки использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии
- ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
- целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- коммуникативной компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, а также
ученики получат возможность сформировать:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
научатся
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся получат возможность усовершенствовать опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
Тема | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться |
Векторы | Учащийся научится
| Учащийся получит возможность научиться
|
Метод координат | Учащийся научится:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника.Скалярноепроизве-дение векторов | Учащийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов: | Учащийся получит возможность научиться:
|
Длина окружности и площадь круга | Учащийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
Движения | Учащийся научится:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
Повторение курса планиметрии | Учащийся научится:
|
3.Содержание рабочей программы
Подобие фигур
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. При-знаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Цент-ральные и вписанные углы и их свойства.
Основная цель — усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
Данная тема фактически завершает изучение главнейших вопросов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сумма углов треугольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.
Решение треугольников
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В данной теме знания учащихся о признаках равенства треугольников, о построении треугольника по трем элементам дополняются сведениями о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его опре-деленных элемента. Таким образом, обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя независимыми элемен-тами.
В начале темы доказываются теоремы синусов и косинусов, которые вместе с теоремой о сумме углов треугольника составляют аппарат решения треугольников.
Применение теорем синусов и косинусов закрепляется в решении задач, воспроизведения доказательств этих теорем можно от учащихся не требовать.
Многоугольники
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого много-угольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в пра-вильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного много-угольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера уг-ла.
Основная цель — расширить и систематизировать сведения о много-угольниках и окружностях.
Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырехугольниках: теорема о сумме углов многоугольника — обобщение теоремы о сумме углов треугольника, равносторонний треу-гольник и квадрат — частные случаи правильных многоугольников. Изучение формул, связывающих стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей, решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с многогранниками и телами вращения в стереометрии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику.
Площади фигур
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, па-раллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Основная цель — сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
Понятие площади и ее основные свойства изучаются с опорой на наг-лядные представления учащихся и их жизненный опыт. В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на основе которой выводятся формулы площадей других плоских фигур. Это до-казательство от учащихся можно не требовать.
Вычисление площадей многоугольников и круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения в курсе стере-ометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе решения соответствующих задач.
Элементы стереометрии
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
В начале темы дается определение предмета стереометрии, приводится система аксиом стереометрии и пример доказательства с их помощью теорем.
Рассматриваются различные случаи расположения прямых и плоскостей в пространстве. Определение простейших многогранников и тел вращения проводится на основе наглядных представлений.
Повторение курса планиметрии.
Повторение курса планиметрии. Решение задач
Основная цель — повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курсы геометрии 7-9.
4.Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол- во часов |
1 | Подобие фигур | 16 |
2 | Решение треугольников | 8 |
3 | Многоугольники | 16 |
4 | Площади фигур | 17 |
5 | Элементы стереометрии | 7 |
6 | Повторение. | 4 |
Всего 68 часов |
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОМЕТРИЯ 9 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Подобие фигур(16ч.) | ||||
1. | Инструкция по технике безопасности. Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. | 1 | 4.09 | |
2. | Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия: решение задач. | 1 | 7.09 | |
3. | Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам. | 1 | 11.09 | |
4. | Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам: закрепление материала. | 1 | 14.09 | |
5. | Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольника по трем сторонам. | 1 | 18.09 | |
6. | Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольника по трем сторонам. | 1 | 21.09 | |
7. | Решение задач на признаки подобия. | 1 | 25.09 | |
8. | Подобие прямоугольных треугольников. | 1 | 28.09 | |
9. | Подобие прямоугольных треугольников. Закрепление материала. | 1 | 2.10 | |
10. | Контрольная работа №1«Подобие фигур». | 1 | 5.10 | |
11. | Анализ к/р. Углы, вписанные в окружность. | 1 | 9.10 | |
12. | Закрепление материала по теме : «Углы вписанные в окружность.» | 1 | 12.10 | |
13. | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | 1 | 16.10 | |
14. | Решение задач по теме : «Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.» | 1 | 19.10 | |
15. | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 23.10 | |
16. | Контрольная работа №2.«Углы вписанные в окружность». | 1 | 26.10 | |
Решение треугольников(8ч.) | ||||
17. | Анализ К/Р. Теорема косинусов. | 1 | 6.11 | |
18. | Решение задач по теме : «Теорема косинусов». | 1 | 9.11 | |
19. | Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. | 1 | 13.11 | |
20. | Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. | 1 | 16.11 | |
21. | Решение треугольников. | 1 | 20.11 | |
22. | Решение треугольников. | 1 | 23.11 | |
23. | Закрепление материала по теме : «Решение треугольников». | 1 | 27.11 | |
24. | Контрольная работа №3.«Решение треугольников». | 1 | 30.11 | |
Многоугольники(16ч.) | ||||
25. | Анализ К/Р. Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | 1 | 4.12 | |
26. | Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | 1 | 7.12 | |
27. | Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | 1 | 11.12 | |
28. | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | 14.12 | |
29. | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | 18.12 | |
30. | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | 21.12 | |
31. | Построение некоторых правильных многоугольников. | 1 | 25.12 | |
32. | Контрольная работа №4: « Многоугольники» | 1 | 28.12 | |
33. | Анализ К/Р. Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 1 | 11.01 | |
34. | Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 1 | 15.01 | |
35. | Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 1 | 18.01 | |
36. | Длина окружности. | 1 | 22.01 | |
37. | Длина окружности. | 1 | 25.01 | |
38. | Радианная мера угла. | 1 | 29.01 | |
39. | Радианная мера угла. | 1 | 1.02 | |
40. | Контрольная работа №5.«Многоугольники». | 1 | 5.02 | |
Площади фигур(17ч.) | ||||
41. | Анализ К/Р. Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 1 | 8.02 | |
42. | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 1 | 12.02 | |
43. | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 1 | 15.02 | |
44. | Площадь параллелограмма. | 1 | 19.02 | |
45. | Площадь параллелограмма. | 1 | 22.02 | |
46. | Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. | 1 | 26.02 | |
47. | Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. | 1 | 1.03 | |
48. | Площадь трапеции. | 1 | 5.03 | |
49. | Площадь трапеции. | 1 | 12.03 | |
50. | Контрольная работа №6.«Площади фигур». | 1 | 15.03 | |
51. | Анализ К/Р. Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. | 1 | 19.03 | |
52. | Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. | 1 | 22.03 | |
53. | Площади подобных фигур. | 1 | 2.04 | |
54. | Площади подобных фигур. | 1 | 5.04 | |
55. | Площадь круга. | 1 | 9.04 | |
56. | Площадь круга. | 1 | 12.04 | |
57. | Контрольная работа №7«Площади подобных фигур». | 1 | 16.04 | |
Элементы стереометрии(7ч.) | ||||
58. | Анализ К/Р. Аксиомы стереометрии. | 1 | 19.04 | |
59. | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | 23.04 | |
60. | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | 26.04 | |
61. | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | 30.04 | |
62. | Многогранники. Тела вращения. | 1 | 7.05 | |
63. | Многогранники. Тела вращения. | 1 | 14.05 | |
64. | Многогранники. Тела вращения. | 1 | 17.05 | |
Повторение(4ч.) | ||||
65. | Повторение курса планиметрии. | 1 | 21.05 | |
66. | Повторение курса планиметрии. Решение задач. | 1 | 25.05 | |
67. | Повторение курса планиметрии. Решение задач. | 1 | ||
68. | Обобщающий урок за курс 9-го класса | 1 | ||
Итого 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....