Урок геометрии в 8 классе "Взаимное расположение прямой и окружности"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Виктория Славовна Басаева

Разработка урока по геометрии 8 класс "Взаимное расположение прямой и окружности" в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока. Презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_geometrii.docx90.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока геометрии, 8 класс

Тема урока: «Взаимное расположение прямой и окружности»

Цель деятельности учителя

Создать условия для рассмотрения различных случаев взаимного расположения прямой и окружности

Содержательные цели урока

Познакомить с тремя случаями взаимного расположения прямой и окружности, с понятием касательная к окружности, обучить использовать полученные на уроке факты, определения для решения задач.

Термины и понятия

Окружность, хорда, радиус, диаметр, касательная, секущая

Организация пространства

Форма работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

  • Учебник Геометрии 7-9 под редакцией Л.С.Атанасян.
  • Задания для фронтальной и групповой работы

Оборудование

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  •  Презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point
  • Карточки с заданиями

Время проведения

40 минут

Тип урока

Урок открытия нового знания

Место урока в учебном плане

Первый урок в главе «Окружность»

План урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Актуализация знаний

4. Постановка проблемы

5. Открытие нового знания

6. Физкультминутка

7. Применение нового знания

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формирование УУД, технология оценивания

Организационный момент

(1 мин)

-Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

- Для дальнейшей работы предлагаю вам разделиться на 3 группы (можно по рядам).

[Приветствуют учителя, садятся, слушают]

[Разбиваются на группы]

Познавательные:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы на протяжении всего урока;

- умение анализировать объекты и выделять существенные признаки;

- умение находить информацию в тексте (чтение и работа с информацией);

- использовать знаково-символические средства (модели) для решения задач;

- обобщать;

- устанавливать аналогии;

- извлекать информацию и перерабатывать ее.

Регулятивные: 

- умение ставить и сохранять на протяжение всего урока учебную задачу;

-самооценивание;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

-преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникатив-ные:

- учитывают разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение работать в группе – договариваться и приходить к общему решению;

- умение строить монологическое высказывание;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: 

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

- формирование причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

- формирование самооценки, основных моральных норм.

Мотивация учебной деятельности (2 мин)

- Сегодня урок, посвятим изучению материала, основы которого вы уже изучали в 7 классе. А материал этот относится к одной из древнейших геометрических фигур, считавшейся самой совершенной. Представление о ней дает обод колеса, спицы которого относятся к элементам этой геометрической фигуры. На слайде еще представлены изображение предметов, которые мы можем встретить в жизни, напоминающие контуры этой геометрической фигуры.

- Может, кто-то уже догадался, о какой линии, геометрической фигуре идёт речь? (Если ученики не догадываются, то учитель делает ещё попытки их натолкнуть).

- Об окружности

Актуализация знаний (4 мин)

- Итак, для начала вспомним, что же такое окружность, продолжите фразу окружность – это…

Вспомним, как задается окружность.

- Скажите с помощью какого инструмента можно построить окружность?

- Для построения окружности необходимо определить?

- Хорошо, а как называются отрезки АВ, ВС, ОК?

- Что можно сказать о взаимном расположении точек и окружности, изображенных на чертеже?

- А есть у нас определение у точки?

- А какая еще геометрическая фигура также не имеет определение?

- Давайте попробуем сформулировать задачу урока.

- Окружность - это множество всех точек на плоскости, равноудалённых от одной точки, называемой центром окружности.

- Циркуль

- Центр и радиус

- ОК = r- радиус,

АВ - хорда, ВС- диаметр

- А ,В, С, Д и К принадлежат окружности;

- Точка О является центром окружности;

- М не принадлежит окружности.

- Нет, неопределяемое понятие

- Прямая

- Выяснить взаимное расположение прямой и окружности

Постановка проблемы

(4 мин)

- Как вы думаете, сколько общих точек может иметь прямая и окружность?

- На этот вопрос я предлагаю вам ответить совместно, работая в группах.

- Подумайте, как могут располагаться по отношению друг к другу прямая и окружность

(каждой группе раздаются кейсы с заданиями) (Приложение 1)

На доске приготовлен чертеж окружности.

- Итак, сделаем вывод: сколько случаев у нас получилось?.

- А теперь подумайте, от чего зависит то, что окружность и прямая имеют две или одну общую точку или не имеют их совсем.

- Давайте вспомним, что же является расстоянием от точки до прямой?

[Работают в группах]

[После обсуждений, учащиеся по одному от группы выходят и представляют на доске по одному варианту взаимного расположения прямой и окружности]

- Три случая

[После обсуждения каждая группа предлагает свою гипотезу]

- От расстояния от центра окружности до прямой.

- Перпендикуляр, опущенный из этой точки на прямую.

Открытие новых знаний

(14 мин)

- Итак, рассмотрим подробнее все эти случаи (учащимся раздаются кейсы) (Приложение 2).

- Исследуем взаимное расположение прямой и окружности в первом случае.

[Учитель вывешивает на доску наглядный материал по каждому рассмотренному случаю]

- Расстояние от центра окружности до прямой обозначим буквой d.

- Что можно сказать про d и r в этом случае?

- Как бы вы назвали прямую АВ в соответствии с ее расположением относительно окружности?

- Исследуем взаимное расположение прямой и окружности во втором случае.

- Что можно сказать про d и r в этом случае?

- Как бы вы назвали прямую р в соответствии с ее расположением относительно окружности?

- Попробуйте дать самостоятельно определение касательной.

- Проверим истинность вашего высказывания, обратившись к учебнику на странице 164.

- Исследуем взаимное расположение прямой и окружности в третьем случае.

- Что можно сказать про d и r в этом случае?

- Итак, сделаем вывод. Каково взаимное расположение прямой и окружности.

[Учащиеся работают вместе с учителем, обозначают отрезки на чертежах и делают выводы по каждому случаю]

d

Вывод: Если расстояние от центра до прямой меньше радиуса окружности, то окружность и прямая имеют две общие точки.

- Секущая

d = r

Вывод: Если расстояние от центра до прямой равно радиусу окружности, то эта прямая и окружность имеют одну общую точку.

- Касательная

- Касательная - это прямая имеющая с окружностью одну общую точку.

[Работают с учебником]

d > r

Вывод: Если расстояние от центра до прямой больше радиуса окружности, то эта прямая и окружность не имеют общих точек.

Физкультминутка (1 мин)

- Отдохнем.

Упражнения по профилактике нарушения зрения

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

 2) горизонтальное вправо – влево;

 3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

 

[Обучающиеся выполняют упражнения]

Применение нового знания

( 10 мин)

- Теперь нам необходимо наши с вами знания применить на практике.

[Каждой группе раздается конверт с кейсами (Приложение 3). Карточки содержат задания на соответствие]

- На выполнение задания вам 2 минуты.

[Проверка задания. Учащиеся свои ответы с ответами на слайде]

- А сейчас предлагаю вместе заполнить таблицу?

(изображена на доске) (Приложение 4)

[Таблица изображена на доске]

- Первая группа заполняет первые 1-2 колонки, вторая группа заполняет 3-4, а 3 группа 5-6.

- На выполнение задания вам 2 минуты, после по одному человеку от команды выходят к доске и заполняют таблицу.

- Итак, чему мы учились на данном этапе?

- Ребята, а вы давно были в цирке?

- А вы знаете, что во всех цирках мира окружность арены имеет длину 40,8 метра, а ее диаметр составляет 6,8 метра.

- Представьте такую ситуацию в цирке. В центре арены стоит клоун у него в руках веревочка, на конце которой привязана мышка, он ею пугает зрителей. Расстояние от края арены до первого ряда равно 1 метр. Сможет ли клоун достать мышкой зрителя сидящего в первом ряду, если длина его веревочки 5 метров?

-Итак, сделаем вывод, сможет ли клоун напугать зрителя в первом ряду?

[Выполняют задание в группах и сверяются с результатами на слайде]

[Выполняют задание]

- Учились определять взаимное расположение прямой и окружности по d и r, а так же дополняли недостающие данные по теме.

[Высказывания детей]

[Решают задачу устно в группах, потом выдвигают свои предположения и доказывают]

- Клоун сможет напугать зрителя, так как расстояние от центра арены до зрителя составляет 4,4 метра

Рефлексия

(3 мин)

- А теперь подведем итог нашего урока.

- Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какую задачу мы себе поставили.

- Какое взаимное расположение прямой и окружности вы сегодня узнали? (по слайду)

- Какая прямая называется касательной к окружности?

-Составьте синквейн к уроку

[Вспоминают задачу урока поставленную ими в начале]

- Прямая с окружностью имеет одну, две или не одной общих точек.

- Прямая, имеющая с окружностью одну общую точку.

Домашнее задание

(1 мин)

- Теперь запишите домашнее задание

П.70, вопросы 1,2; № 633.

-для желающих получить дополнительную оценку: составить свою задачу на взаимное расположение прямой и окружности.

- Спасибо за урок, до свидания!

[Учащиеся записывают домашнее задание в дневники]

                                                                                                                                                                                                                     

    Приложение 1.

Приложение 2.

Взаимное расположение прямой и окружности

1 случай                                                         2 случай                                                3 случай

Приложение 3.

r = 15 см,

d = 12 см

прямая - секущая

r = 5 см,

d = 4,8 см

прямая - секущая

r = 6,2 дм,

d = 3,7 дм

общих точек нет

r = 9 см,

d = 1,2 дм

прямая - касательная

r = 6 см,

d = 60 мм

прямая - секущая

Приложение 4.

Задание. Заполнить таблицу

1 группа

2 группа

3 группа

Радиус окружности (r)

4 см

83 мм

1,8 см

9,3 см

Расстояние от центра окружности до прямой (d)

7 см

35 дм

9,3 см

8,25 м

Вывод о взаимном расположении окружности и прямой

нет общих точек

прямая -касательная

две общие точки

нет общих точек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по геометрии в 8 классе "Взаимное расположение прямой и окружности"

Тема «Взаимное расположение прямой и окружности» изучается  в 8 классе.Основная задача учителя -  сформировать математические понятия: касательная к окружности, взаимное расположение прямой ...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе на тему "Взаимное расположение прямой и окружности"

Презентация к уроку геометрии в 8 классе на тему "Взаимное расположение прямой и окружности"...

Урок в 8 классе по геометрии "Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме "Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности". Презентация к уроку....

Урок по геометрии “Взаимное расположение прямой и окружности” 8 класс

Тип урока: Урок «Открытие новых знаний».Цель урока: Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, обучить использовать полученные на уроке факты, определения для...