Урок геометрии в 10 классе для детей с нарушением слуха по теме "Взаимное расположение прямой и окружности"
план-конспект урока по геометрии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока геометрии в 10 классе школы-интерната №18 г. Рязани для детей с нарушением слуха.
Подготовила учитель математики Куликова Л.А.
Тема урока: «Взаимное расположение прямой и окружности».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
обучающие: рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности; совершенствовать навыки решения задач;
развивающие: создать условия для развития мыслительных способностей учащихся; познавательной активности; слуха и речи;
воспитательные: создать условия для воспитания целеустремлённости, организованности, самостоятельности, взаимопомощи.
Задачи:
- организовать знакомство учащихся с новым свойством с помощью лабораторной работы;
- формировать умение определять взаимное расположение прямой и окружности по данному расстоянию и радиусу;
- организовать процесс повторения основных понятий по теме «Окружность»;
- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и делать выводы;
- формировать умение групповой и индивидуальной работы;
- подвести учащихся к рефлексивной оценке работы на уроке.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Учебное оборудование: компьютер, интерактивная доска, чертежные инструменты, раздаточный материал: карточки с заданиями, лабораторная работа, памятки с новым свойством.
Литература:
Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Решение задач на повторение.
- Лабораторная работа.
- Запись нового свойства.
- Решение задач (устно).
- Самостоятельная работа в парах.
- Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся со свойством расположения прямой и окружности. Прочитайте, пожалуйста, план урока.
-Сегодня вам предстоит оценивать свою работу, поможет вам в этом оценочная таблица. В конце урока мы вместе обсудим ваши оценки. ( Приложение 1)
- Актуализация опорных знаний. На данном этапе идёт повторение основных понятий по теме «Окружность», а также планируется воспроизведение учащимися знаний, необходимых для нового «открытия».
-Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые правила и формулы, которые мы изучали ранее.
Продолжите предложения:
- Окружностью называется……
- Радиус – это….
- Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется….
- Хорда, проходящая через центр окружности – это….
- Чтобы найти расстояние от точки до прямой нужно…..
Запишите на доске следующие формулы:
а) расстояние между точками;
б) уравнения окружности (с центром в точке А(a;b) и с центром в точке О(0;0));
- Решение задач на повторение.
Учащимся раздаются карточки с заданиями. ( Приложение 2)
-А сейчас решим несколько задач на повторение. Решать вы будете самостоятельно, а затем проверите друг у друга.
После выполнения работы учащиеся обмениваются листочками и проверяют друг у друга. Правильное решение выведено на доску.
Критерии оценки:
«5» - все задания выполнены верно ;«4» - допущена одна ошибка;
«3» - допущено две ошибки; «2» - допущено более двух ошибок.
- Лабораторная работа. На данном этапе учащиеся приходят к открытию нового свойства. Эта работа способствует развитию умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Учащимся раздаются подготовленные листочки с тремя вариантами расположения прямой и окружности (прямая пересекает окружность; прямая касается окружности; прямая и окружность не пересекаются).
Задание. Найдите расстояние от центра окружности до прямой и сравните его с радиусом данной окружности.
-Давайте ещё раз вспомним, как определить расстояние от точки до прямой? (Расстояние от точки до прямой- есть длина перпендикуляра, проведенного из точки к этой прямой)
-В своих лабораторных работах восстановите перпендикуляр от центра окружности до прямой в каждом из 3 случаев. Измерьте это расстояние и сравните его с радиусом окружности. Какие выводы можно сделать?
- Запись нового свойства.
-Давайте сформулируем наши выводы:
1) Окружность и прямая пересекаются (имеют две общие точки), если расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса окружности (d˂ R);
2) Окружность и прямая касаются (имеют одну общую точки), если расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу окружности (d= R);
3) ) Окружность и прямая не пересекаются (не имеют общих точек), если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности (d˃ R).
-Эти памятки вклейте себе в тетрадь. ( Приложение 3 )
- Решение задач. На данном этапе урока формируется умение определять взаимное расположение прямой и окружности по данному расстоянию и радиусу.
-Ребята, давайте закрепим новое свойство, решая устные упражнения.
Задание №1. Как расположены прямая и окружность, если:
а) d=7,R=9; б) d=7,R=4; в) ) d=7,R=7
(d - расстояние от центра окружности до прямой; R- радиус окружности).
Задание №2. Точка (3;5) – центр окружности, R – радиус окружности. Пересекается ли эта окружность с осью ОХ, если:
а) R=1; а) R=5; а) R=8.
- Самостоятельная работа в парах.
Учащимся раздаются карточки с заданиями. ( Приложение 4)
- А теперь выполним небольшую самостоятельную работу. Работать будете в парах.
Работы проверяет учитель и озвучивает результаты. Учащиеся заносят оценки в оценочный лист.
- Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
-Наш урок подошёл к концу. Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
-Чему вы научились на уроке?
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу своих товарищей? (Каждый высказывает своё мнение).
Выставляются оценки за урок, учитывая мнение учащихся и среднее арифметическое оценочного листа.
Домашнее задание: п.80, задача №32 (стр.120)
-Спасибо за урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по геометрии для 10 класса (для детей с нарушением слуха)
Планирование по геометрии для слабослышащих учащихся 10 класса (9 класс обычных школ) состоит из 7 блоков, составлено на компетентностной основе....
Урок математики в 6 классе для детей с нарушением слуха по теме « Проценты».
Урок закрепления изученного материала....
Презентация к уроку математики в 6 классе для детей с нарушением слуха на тему "Проценты".
Данная презентация подготовлена к уроку математики в 6 классе по теме "Проценты"....
Презентация к уроку математики в 6 классе для детей с нарушением слуха на тему "Пропорция."
Данная презентация подготовлена к уроку объяснения нового материала....
Презентация к уроку алгебры в 9 классе для детей с нарушением слуха по теме "Квадратное уравнение и его корни".
Данная презентация подготовлена к урокам объяснения и первичного закрепления нового материала....
Урок алгебры в 10 классе для детей с нарушением слуха по теме: "Функция. Область определения и область значений функций".
План-конспект урока закрепления изученного материала....
Урок математики в 7 классе для детей с нарушением слуха по теме "Решение линейных уравнений"
Конспект урока с презентацией....