Рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Ориентирована на учебник "Геометрия. 7 класс" авторов А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии

7 класс

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по курсу геометрии (7 – 9 классы), созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной  А.Г.Мерзляком, В.Б.Полонским, М.С.Якиром, Д.А. Номировским, включенных в систему «Алгоримт успеха» (М.: Вентана-Граф, 2018).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Геометрия.7 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018

Раздел 2. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение по геометрии в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

  1. контрольных работ: 5

Раздел 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Алгебра»

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.

Метапредметными результатами изучения предмета являются формирование следующих умений и качеств:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)  делать выводы;
  • Умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
  • Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Первоначальные представления  об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
  • Умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • Умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем,  и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;
  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
  • Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметными результатами изучения предмета являются формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
  • Представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • Развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  • Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • Систематические знания о фигурах и их свойствах;
  • Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

- изображать фигуры на плоскости;                                                                                            - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

- проводить практические расчеты.

Раздел 4. Содержание учебного предмета «Геометрия»

1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

2. Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4.Окружность и круг. Геометрические построения.

Сумма углов треугольника.  Соотношение между сторонами углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Простейшие геометрические фигуры и их свойства.

16

2

Треугольники.

18

3

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника.

16

4

Окружность и круг. Геометрические построения.

15

5

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

3

Всего: 102

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Планируемые

сроки

Основные виды учебной деятельности

Простейшие геометрические фигуры и их свойства – 16 часов

1-2

Точки и прямые.

Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.                                                     Формулировать:
определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;
свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.
Классифицировать углы.
Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).
Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.
Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.
Пояснять, что такое аксиома, определение. Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения

3-5

Отрезок и его длина.

6-9

Луч. Угол. Измерение углов.

10-12

Смежные и вертикальные углы.

13

Перпендикулярные прямые.

14

Аксиомы.

15

Повторение и систематизация учебного материала.

16

Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства »

Треугольники -18 часов

17-18

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника.

Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.
Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.
Классифицировать треугольники по сторонам и углам.
Формулировать:
определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;
свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;
признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.
Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.
Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.

Решать задачи на вычисление и доказательство.

19-23

Первый и второй признаки равенства треугольников.

24-27

Равнобедренный треугольник и его свойства.

28-29

Признаки равнобедренного треугольника.

30-31

Третий признак равенства треугольников.

32

Теоремы.

33

Повторение и систематизация учебного материала.

34

Контрольная  работа № 2 по теме: «Треугольники».

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника -16 часов

35

Параллельные прямые.

Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Формулировать определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета; свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы углов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых; признаки: параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников. Доказывать:  теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников. Решать задачи на вычисление и доказательство.

36-37

Признаки параллельности прямых.

38-40

Свойства параллельных прямых.

41-44

Сумма углов треугольника.

45-46

Прямоугольный треугольник.

47-48

Свойства прямоугольного треугольника.

49

Повторение и систематизация учебного материала.

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника».

50

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника».

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Окружность и круг. Геометрические построения – 15 часов

51-52

Геометрическое место точек. Окружность и круг.

Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.                     Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.
Формулировать определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, окружности, вписанной в треугольник;                             свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;                           признаки касательной.

Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.

Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ. Строить треугольник по трем сторонам. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение.

53-55

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

56-58

Описанная и вписанная окружности треугольника.

59-61

Задачи на построение

62-63

Метод геометрических мест точек в задачах на построение.

64

Повторение и систематизация учебного материала.

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения по теме.

65

Контрольная работа № 4 по теме  «Окружность и круг. Геометрические построения».

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Обобщение и систематизация учебного материала  - 3 часа

66

Повторение курса 7 класса.

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения за 7 класс. Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

67

Повторение курса 7 класса.

68

Итоговая контрольная работа №5

Раздел 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Алгебра»

Геометрические фигуры

Ученик научится:

  •  пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
  •  классифицировать геометрические фигуры;
  •  доказывать теоремы;
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Ученик  получит возможность научиться:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
  •  овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  •  научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек;
  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  • приобрести опыт выполнения проектов.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

  • использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, градусной меры угла;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы;
  •  решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...