Рабочая программа по геометрии 9 класс - ОВЗ
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Программы, разрабатываемые для обучающихся с ОВЗ, сохраняя обязательный минимум содержания, должны отличаться своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке), т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися. Такой подход позволит обеспечить усвоение обучающимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания математического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии 9 класс - ОВЗ | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа
Переславского муниципального района
«УТВЕРЖДАЮ» |
Директор МОУ Дубковской сош |
_______________Н.В.Беляева |
Приказ № 53 от 29.08.2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
МАТЕМАТИКА (Геометрия)
для обучающихся с ОВЗ 9 класс
Предметная линия учебников Атанасян Л.С.
Всего часов на изучение программы 68
Количество часов в неделю 2
Составитель:
Беляева Нина Васильевна,
учитель математики 1 категории
2014 — 2015 учебный год
Пояснительная записка.
I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя математики
Преподавание математики (геометрии) в 2014/2015 уч.г. осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
- Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
- Учебный план МОУ Дубковской СОШ реализующий адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015учебный год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885.
- Примерные программы по математике.
- Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 учебном году
- Приказ по школе №51 «Об утверждении годового учебного графика на 2014-2015 уч.год» от 29.08.2014 г.
Цель и задачи изучения курса геометрии в 9 классе
с учетом особенностей детей с ОВЗ
Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на достижение следующих целей:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Отличительные особенности данной рабочей программы для обучающихся с ОВЗ
по сравнению с примерной программой основного общего образования по геометрии.
Программы, разрабатываемые для обучающихся с ОВЗ, сохраняя обязательный минимум содержания, должны отличаться своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке), т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися. Такой подход позволит обеспечить усвоение обучающимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания математического образования. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курсов, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки, и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Обучающиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления обучающихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Ведущие формы и методы, технологии обучения,
средства проверки и оценки результатов обучения.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля- самостоятельная и контрольная работа.
Учебно-методический комплекс
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А. и др.Геометрия: Рабочая тетрадь: 9 класс. Зив Б. Г
- Геометрия: Дидактические материалы: 9 класс. Атанасян Л. С.,Бутузов В. Ф., Мищенко Т. М., Блинков А. Д.
- Геометрия: Тематические тесты: 9 класс.Кадомцев С. Б. и др.Геометрия, 7—9.
- Атанасян Л. С.,Бутузов В. Ф.,Глазков Ю. А. и др. Изучение геометрии в 7—9 классах.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.
В данном случае важно учесть, что обучение детей с ОВЗ проходит по общеобразовательной программе, то есть учебники, используемые в общеобразовательных классах соответствуют требованиям обучения детей с ОВЗ.
Данный комплект соответствует современным общеобразовательным стандартам, написан доступно и интересно. В изложении материала учебника сочетаются наглядность и строгая логика. Последовательность изложения различных разделов геометрии в данном учебнике отличается от других учебников. Последняя глава учебника является введением в стереометрию. В учебнике содержится богатый задачный материал. Большая часть задач предлагается непосредственно после параграфов (это основные задачи).
В конце каждой главы даны дополнительные задачи, которые важны для понимания красоты геометрии, для развития эвристического и логического мышления. Эти задачи, как и задачи повышенной трудности по каждому классу, дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учениками. Ко всем задачам даны ответы, а к наиболее трудным задачам указания по их решению. Рабочие тетради предназначены для работы на уроке. Задания, включающие большое количество чертежей, помогут легко и быстро усвоить материал.
В дидактические материалы вошли самостоятельные и контрольные работы, работы на повторение и математические диктанты в нескольких вариантах и различного уровня сложности, а также задачи повышенной трудности и примерные задачи к экзамену.
В методическом пособии даны методические рекомендации по проведению уроков по конкретным темам и распределению задач, самостоятельные и
контрольные работы, карточки для устного опроса, приводится тематическое планирование в двух вариантах, решены наиболее сложные задачи учебника.
Использование тематических тестов по геометрии в учебном процессе позволит, во-первых, осуществить оперативную проверку знаний и умений обучающихся, полученных ими в процессе обучения, и, во-вторых подготовить их к итоговой аттестации в 9 классе.
Содержание тем учебного курса
Вводное повторение
Метод координат.
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами.
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и теоремы косинусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников.
Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических.
В результате изучения раздела обучающиеся должны
знать:
- определение синуса, косинуса, тангенса, основные тригонометрические тождества;
- формулу площади треугольника, теорему синусов и косинусов;
уметь:
- выполнять тождественные преобразования и пользоваться основными тригонометрическими тождествами;
- находить площадь треугольника; шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным, определяющим треугольник.
При изучении данной темы следует опираться на сформированные представления о системе координат и соотношения для прямоугольных треугольников.
Изучение понятий синуса, косинуса и тангенса является особенно важным, поэтому следует акцентировать внимание обучающихся на значимости этого раздела, указать, что таким образом определены новые функции (останавливаться на их свойствах не требуется), важные и для практических целей. Необходимо дать учащимся простейшие формулы приведения, проиллюстрировав на чертеже (подробно останавливаться на доказательстве не следует). Доказательство теоремы косинусов может быть опущено.
При изучении раздела «Решение треугольников» следует обратить внимание учащихся на его связь с темой «Равенство треугольников» и на его практическое приложение.
Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Длина окружности и число . Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель – расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия дины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать:
- понятие правильного многоугольника; длины окружности; площади круга, кругового сектора;
уметь:
- вычислять площадь правильного многоугольника; строить правильный многоугольник;
- находить площадь круга, площадь кругового сектора по формуле;
- применять данные понятия при решении задач.
Изучение темы начинается с введения понятия правильного многоугольника, демонстрации правильных 3-,4-,6-угольников. Доказательство теоремы вписанных и описанных многоугольников не приводится. Важно, чтобы учащиеся поняли, что такое центр вписанного многоугольника. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его периметра, стороны, радиуса вписанной и описанной окружностей выводятся на примерах правильного треугольника, четырехугольника, шестиугольника. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки ограничивается построением треугольника, квадрата и 2n - угольника. При выводе формул для длины окружности и площади круга и сектора следует ограничиться демонстрацией правильных многоугольников, получающихся при последовательном удвоении числа сторон, и сослаться на интуитивно ясную связь их с длиной окружности и площадью круга. Важно подчеркнуть пропорциональность этих величин длине радиуса и ее квадрату соответственно.
Движения.
Примеры движения фигур. Параллельный перенос и поворот. Понятие о гомотетии.
Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости и его свойствами, с основными видами движений.
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать:
- понятие движения, наложения, параллельного переноса, поворота;
уметь:
- изображать фигуры при центральной и осевой симметрии, строить фигуры с помощью параллельного переноса и поворота.
При изучении этой темы следует сосредоточить внимание на ее общекультурных аспектах – применение знаний о движении при анализе различных ситуаций окружающей жизни.
Понятие «движение» вводится на интуитивном уровне с привлечением физической интерпретации. Обучающимся должно быть сообщено, что одно из основных понятий изучаемого курса – «наложение» может быть описано с помощью понятия расстояния. Следует ограничиться привитием навыков построения образов точек, отрезков и других фигур при различных движениях. Изучение имеющихся в учебнике теоретических положений не проводится. Учащимся предлагается подобрать примеры растений, животных, зданий и т.п., строение которых удобно описывать с помощью симметрии или других движений.
Начальные сведения из стереометрии.
Многогранники. Тела и поверхности вращения.
Цель: познакомить учащихся с предметом «Стереометрия». Рассмотреть многогранники и тела вращения (различные элементы этих фигур, формулы площадей и объемов).
Об аксиомах геометрии.
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИИ
Тип урока |
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом |
УЗИМ – урок закрепления изученного материала |
УПЗУ – урок применения знаний и умений |
КУ – комбинированный урок |
КЗУ – контроль знаний и умений |
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса по геометрии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны
знать:
- понятие вектора как направленного отрезка;
- теоремы синусов и косинусов, решение треугольников;
- понятие о правильных многоугольниках и формулы длины окружности и площади круга;
- понятие движения и его свойства;
уметь:
- выполнять действия над векторами как направленными отрезками, решать простейшие задачи в координатах;
- решать треугольники, используя теоремы косинусов и синусов и соотношения между сторонами и углами;
- строить правильные многоугольники;
- вычислять значения геометрических величин (объемов и площадей поверхностей тел);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур;
- пользоваться основными тригонометрическими тождествами;
- находить площадь треугольника, решать треугольники;
- вычислять площадь правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности;
- находить площадь круга, сектора по формуле;
- строить фигуру с помощью параллельного переноса и поворота;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- вычисления длин, площадей, объемов основных геометрических фигур с помощью формул;
- построений геометрическими инструментами, в т.ч. правильных многоугольников.
Критерии и нормы оценивания знаний обучающихся по геометрии.
Настоящие критерии разработаны в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.03.1997 №288 с изменениями от 10.03.2000 №212
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Так в вышеуказанных документах, применительно к классам СКК 7 вида, рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка |
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список литературы
Литература для учителя
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
- Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОМЕТРИИ. 9 КЛАСС
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Вводное повторение (2 ч) | Повторение. Треугольники. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 1)Классификация треугольников по углам, сторонам. 2)Элементы треугольника. 3)Признаки равенства треугольников. 4)Прямоугольный треугольник. 5)Теорема Пифагора. | З н а т ь: классификация треугольников по углам и сторонам; формулировку трех признаков равенства треугольников; свойства равнобедренного и прямоугольного треугольника. У м е т ь: применять вышеперечисленные факты при решении геометрических задач; находить стороны прямоугольного треугольника по теореме Пифагора.
| ||
2 | Повторение. Четырехугольники | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 1)Параллелограмм, его свойства и признаки. 2)Виды параллелограмма и их свойства и признаки. 3)Трапеция, виды трапеций. | З н а т ь: классификация параллелограммов; определение параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции. У м е т ь: формулировать их свойства и признаки; применять определения, свойства и признаки при решении задач; изображать чертеж по условию задачи | |||
3 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | УОНМ | 1)Координаты вектора; длина вектора. 2)Теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. | З н а т ь : существо леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. У м е т ь: проводить операции над векторами с заданными координатами. | |||
4 | Метод координат (10 ч) | Координаты вектора. | 1 | УОНМ | Координаты вектора, правила действия над векторами с заданными координатами | З н а т ь: понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведение вектора на число. | ||
5 | Координаты вектора. | 1 | УПЗУ | Действия над векторами. | З н а т ь: определение суммы, разности векторов, произведения вектора на число. У м е т ь: решать простейшие задачи методом координат | |||
6 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | УОНМ | Координаты вектора, координаты середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками. | З н а т ь: формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. У м е т ь: решать геометрические задачи с применением этих формул | |||
7 | 1 | КУ | ||||||
8 | Метод координат (10 ч) | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 1 | УОНМ | Уравнение окружности | З н а т ь: уравнение окружности. У м е т ь: решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности. У м е т ь: составлять уравнения окружности, зная координаты центра и точки окружности. | ||
9 | Уравнение прямой | 1 | КУ | Уравнение прямой | З н а т ь: уравнение прямой У м е т ь: составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек | |||
10 | Уравнение окружности и прямой. | 1 | УОСЗ | Уравнение окружности и прямой. | З н а т ь: уравнение окружности и прямой. У м е т ь: изображать окружности и прямые, заданные уравнениями, решать простейшие задачи в координатах. | |||
11 | Решение задач. | 1 | УЗИМ | Задачи по теме «Метод координат» | З н а т ь: правила действий над векторами с заданными координатами (суммы, разности, произведения вектора, на число); формулы координат вектора через координаты его начала и конца, координаты середины отрезка; формулу длины вектора по его координатам; формулу нахождения расстояния между двумя точками через их координаты; уравнения окружности и прямой. У м е т ь: решать простейшие геометрические задачи, пользуясь указанными формулами. | |||
12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Метод координат» | 1 | УПЗУ | Контроль и оценка знаний и умений | У м е т ь: решать простейшие задачи методом координат, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами. | |||
13 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла | 1 | УОНМ | 1) Синус, косинус, тангенс 2)Основное тригонометрическое тождество. 3)Формулы приведения. 4) Синус, косинус, тангенс углов от 0 0 до 180 0 | З н а т ь: определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 0 до 180 0 , формулу для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. У м е т ь: применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую. | |||
14 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | КУ | Формулы для вычисления координат точки. | З н а т ь: формулу основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения У м е т ь: определять значение тригонометрических функций для углов от 0 0 до 180 0 по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них | |||
15 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (13 ч) | Теорема о площади треугольника | 1 | УОНМ | Формулы выражающие площадь треугольника через две стороны и угол между ними | З н а т ь: формулу площади треугольника: S = У м е т ь: реализовывать этапы доказательства теоремы о площади треугольника, решать задачи на вычисление площади треугольника. | ||
16 | Теорема синусов | 1 | УОНМ | 1)Теорема синусов. 2)Примеры применения теоремы для вычисления элементов треугольника. | З н а т ь: формулировку теоремы синусов У м е т ь: проводить доказательство теоремы и применять ее при решении задач. | |||
17 | Теорема косинусов | 1 | КУ | 1)Теорема косинусов. 2)Примеры применения | З н а т ь: формулировку теоремы косинусов. У м е т ь: проводить доказательство теоремы и применять ее для нахождения элементов треугольника. | |||
18 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 | УПЗУ | Задачи на использование теорем синусов и косинусов | З н а т ь: основные виды задач. У м е т ь: применять теоремы синусов и косинусов, выполнять чертеж по условию задачи | |||
19 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (13 ч) | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 | УПЗУ | Решение треугольников | З н а т ь: способы решения треугольников. У м е т ь: решать треугольники по двум сторонам и углу между ними; по стороне и прилежащим к ней углам; по трем сторонам | ||
20 | Решение треугольников. Измерительные работы | 1 | КУ | Методы решения задач, связанные с измерительными работами. | З н а т ь: методы проведения измерительных работ У м е т ь: выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности. | |||
21 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | УОНМ | Понятие угла между векторами, скалярного произведения векторов и его свойств, скалярный квадрат вектора | З н а т ь: что такое угол между векторами, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов. У м е т ь: изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение | |||
22 | Скалярное произведение векторов в координатах. | 1 | КУ | Понятие скалярного произведения векторов в координатах и его свойства. | З н а т ь: теорему о скалярном произведении двух векторов и ее следствия. У м е т ь: доказывать теорему, находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах | |||
23 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (13 ч) | Решение треугольников. Скалярное произведение векторов. | 1 | УПЗУ | Задачи на применение синусов и косинусов и скалярного произведения векторов. | З н а т ь: формулировку теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о нахождении площади треугольника, определение скалярного произведения и формулу в координатах. У м е т ь:
| ||
24 | 1 | УОСЗ | ||||||
25 | Контрольная работа № 2 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | УКЗУ | Контроль и оценка знаний по теме. | З н а т ь: решать геометрические задачи с использованием тригонометрии | |||
26 | Длина окружности и площадь круга (12 ч) | Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники. | 1 | КУ | 1)Понятие правильного многоугольни-ка. 2)Формула для вычисления угла правильного n – угольника. | З н а т ь: определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n – угольника. У м е т ь: выводить формулу для вычисления угла правильного n – угольника и применение ее в процессе решения задач. | ||
27 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. | 1 | УОНМ | Теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольни-ка, и окружности, вписанной в него | З н а т ь: формулировки теорем и следствия из них. У м е т ь: проводить доказательства теорем и следствий из теорем и применять их при решение задач | |||
28 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | УОНМ | Формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиусами вписанной и описанной окружностей | З н а т ь: формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности. У м е т ь: применять формулы при решении задач. | |||
29 | Длина окружности и площадь круга (12ч) | Правильные многоугольники | 1 | УПЗУ | Задачи на построение правильных многоугольников | У м е т ь: строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки. | ||
30 | Правильные многоугольники | 1 | УОСЗ | Задачи по теме «Правильные многоугольники» | У м е т ь: решать задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности | |||
31 | Длина окружности | 1 | УОНМ | 1)Формула длины окружности. 2) Формула длины дуги окружности | З н а т ь: формулы длины окружности и ее длины У м е т ь: применять формулы при решении задач. | |||
32 | Длина окружности. Решение задач. | 1 | УПЗУ | Задачи на применение формул длины окружности и длины дуги окружности | З н а т ь: формулы. У м е т ь: выводить формулы длины окружности и длины дуги окружности, применять формулы для решения задач. | |||
33 | Площадь круга и кругового сектора | 1 | УОНМ | Формулы площади круга и кругового сектора | З н а т ь: формулы площади круга и кругового сектора, иметь представление о выводе формулы У м е т ь: находить площадь круга и кругового сектора | |||
34 | Длина окружности и площадь круга (12 ч) | Площадь круга. Решение задач. | 1 | УПЗУ | Задачи на применение формул площади круга и кругового сектора. | З н а т ь: формулы. У м е т ь: решать задачи с применение формул. | ||
3536 | Решение задач. | 2 | УОСЗ | 1)Длина окружности. 2) Площадь круга | И с п о л ь з о в а т ь: приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
37 | Контрольная работа № 3 по теме: «Длина окружности. Площадь круга» | 1 | УКЗУ | Контроль и оценка знаний по теме. | З н а т ь: формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сектора. У м е т ь: решать простейшие задачи с использованием этих формул | |||
38 | Движение (10 ч) | Анализ контрольной работы. Понятие движения | 1 | КУ | Понятие отображение площади на себя и движение | З н а т ь: понятие отображения плоскости на себя и движения. У м е т ь: выполнять построение движений, осуществлять преобразование фигур | ||
39 | Понятие движения | 1 | УОНМ | Осевая и центральная симметрия | З н а т ь: осевую и центральную симметрию У м е т ь: распознать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии. | |||
40 | Понятие движения | 1 | КУ | Свойства движения | З н а т ь: свойства движения. У м е т ь: применять свойства движения при решении задач | |||
41 | Движение (10 ч) | Параллельный перенос | 1 | УОНМ | Движения фигур с помощью параллельного переноса | З н а т ь: основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. У м е т ь: применять параллельный перенос при решении задач. | ||
42 | Поворот | 1 | УОНМ | Поворот | З н а т ь: определение поворота. У м е т ь: доказывать, сто поворот есть движение, осуществлять поворот фигур. | |||
43 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот». | 1 | УПЗУ | Движения фигур с помощью параллельного переноса и поворота | З н а т ь: определение параллельного переноса и поворота. У м е т ь: осуществлять параллельный перенос и поворот фигур. | |||
44 | Решение задач по теме «Движение» | 1 | УОСЗ | Задачи с применение движения | З н а т ь: все виды движений. У м е т ь: выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки | |||
45 | Решение задач по теме «Движение» | 1 | УПЗУ | Задачи на движения | У м е т ь: распознавать и выполнять различные виды движений. | |||
46 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | Задачи на движения | У м е т ь: осуществлять преобразования фигур. | ||||
47 | Контрольная работа № 4 по теме: «Движение» | 1 | УКЗУ | Контроль и оценка знаний и умений. | ||||
48 | Анализ контрольной работы. Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. | 1 | Урок беседа | 1)Предмет стереометрия. 2)Геометрические тела и поверхности. 3)Многогранники. 4)Вершины, грани, диагонали многогранника. 5)Призма. | Знать: сведения о телах и поверхностях в пространстве, определения многогранника, призмы. Уметь: изображать многогранники и распознавать их. | |||
49 | Параллелепипед | 1 | КУ | 1)Параллелепипед. 2)Прямой параллелепипед. 3)Прямоугольный параллелепипед. 4)Свойство диагоналей параллелепипеда.5)Виды сечений параллелепипеда. | Знать: определения. Уметь: строить сечения параллелепипеда. | |||
50 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | УОНМ | 1)Понятие объема. 2)Свойства объемов. 3)Принцип Кавальери. 4)Свойства прямоугольного параллелепипеда 5)Объем прямоугольного параллелепипеда 6)Объем призмы | Знать: свойства объемов тел, св-ва прямоугольного параллелепипеда, формулы для вычисления объема прям. параллелепипеда и призмы; в чем заключается принцип Кавальери. Уметь: находить объем прямоугольного параллелепипеда и призмы. | |||
51 | Пирамида. | 1 | 1)Пирамида. 2)Правильная пирамида. 3)Высота и апофема пирамиды. 4)Объем пирамиды. | Знать: какой многогранник называется пирамидой, какая пирамида является правильной, что такое высота и апофема пирамиды, формулу для вычисления объема пирамиды. Уметь: изображать и распознавать пирамиду, строить сечения, находить объем пирамиды. | ||||
52 | Начальные сведения из стереометрии(7 ч.) | Цилиндр. | 1 | КУ | 1)Цилиндр. 2)Боковая поверхность цилиндра. 3)Развертка боковой поверхности цилиндра. 4)Формулы объема и площади поверхности цилиндра. | Знать: какое тело называется цилиндром; что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра; формулу объема цилиндра; формулу площади боковой поверхности цилиндра. Уметь: объяснять, как получается развертка боковой поверхности цилиндра; использовать формулы объема цилиндра и площади боковой поверхности при решении задач; изображать и распознавать на чертеже. | ||
53 | Конус. | 1 | КУ | 1)Конус. 2)Ось, высота, основание, образующая, боковая поверхность конуса. 3)Формулы объема конуса и площади боковой поверхности конуса. | Знать: какое тело называется конусом, что такое ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие конуса; что представляет собой развертка боковой поверхности конуса; формулы объема и площади боковой поверхности конуса.
Уметь: распознавать и изображать конус; применять формулы при вычислении объема и площади боковой поверхности конуса. | |||
54 | Сфера и шар. | 1 | КУ | 1)Сфера. Шар. 2)Центр, радиус, диаметр сферы. 3)Объем шара. 4)Площадь сферы. | Знать: что называется сферой и что такое центр, радиус, диаметр; какое тело называется шаром; формулы объема шара и площади сферы. Уметь: распознавать и изображать на чертеже; вычислять объем шара и площадь сферы. | |||
55 | Аксиомы планиметрии (2 ч) | Об аксиомах планиметрии | 1 | КУ | 1)Аксиоматический метод. 2)Система аксиом. | З н а т ь: неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии | ||
56 | Об аксиомах планиметрии | 1 | Урок-беседа | Система аксиом. | З н а т ь: основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии | |||
57 | Итоговое повторение (12 ч) | Повторение темы «Параллельные прямые» | 1 | УОСЗ | Признаки параллельности прямых | З н а т ь: свойства и признаки параллельных прямых. У м е т ь: решать задачи по данной теме, выполнять чертежи по условию задач | ||
58 | Повторение темы «Треугольники» | 1 | УПЗУ | Равенство и подобие треугольников, сумму углов треугольников, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, формулы, выражающие площадь треугольника: через 2 стороны и угол между ними, через периметрии и радиус вписанной окружности, формула Герона. | З н а т ь и у м е т ь: применять пр решении задач основные соотношения между сторонами и углами треугольника; формулы площади треугольника. | |||
59 | Итоговое повторение (10 ч) | Повторение темы «Треугольники» | 1 | КУ | 1)Четыре замечательные точки треугольника 2)Теорема синусов. 3)Теорема косинусов | З н а т ь и у м е т ь применять при решении задач формулы площади треугольников. У м е т ь: решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов. У м е т ь применять признаки равенства и подобия при решении геометрических задач. | ||
60 | Повторение темы «Окружности» | 1 | УПЗУ | 1)Окружность и круг. 2)Касательная и окружность. 3) Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник. | З н а т ь: формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора. У м е т ь: решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат. | |||
61 | Повторение темы «Четырехугольники» | 1 | УОСЗ | Прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция | З н а т ь: виды четырех-угольников и их свойства, формулы площадей. У м е т ь: выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме «Четырехугольники» | |||
62 | Повторение темы «Четырехугольники, многоугольники» | 1 | УПЗУ | 1) Четырех-угольник, вписанный и описанный около окружности. 2)Правильные многоуголь-ники. | З н а т ь: свойство сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника. У м е т ь: решать задачи, опираясь на эти свойства | |||
63 | Итоговое повторение (12 ч) | Повторение темы «Векторы. Метод координат» | 1 | УПЗУ | 1) Вектор, длина вектора. 2)Сложение векторов, свойства сложения. 3)Умножение вектора на число и его свойства. 4)Коллинеарные векторы | У м е т ь: проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами. | ||
64 | Повторение темы «Векторы. Метод координат» | 1 | КУ | 1)Уравнения окружности, прямой 2)Движения. | З н а т ь: уравнения окружностей и прямой, уметь их распознавать. Иметь представление о видах движения | |||
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | УКЗУ | Контроль знаний и умений | И с п о л ь з о в а т ь приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин | |||
66 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | КУ | Анализ типичных ошибок | ||||
67-68 | Решение задач по всем темам. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....