Геометрия, 7класс. Урок "Параллельные прямые"
учебно-методический материал по геометрии (7 класс) на тему

Рулькевич Галина Ивановна

Тема урока: Параллельные прямые.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности учащихся.

Цели: закрепить и систематизировать знания свойств и признаков параллельных прямых..

Задачи: привести в систему знания по данной теме; добиться четкого понимания того, когда в задаче нужно применить признак параллельности двух прямых, а когда - свойство параллельных прямых; Личностные: вызывать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные: формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, представлять информацию в виде схемы. Развивать навыки учебного труда (чтение чертежей), внимания, речи, умения делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon parallelnye_pryamye.zip49.8 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет — геометрия. Класс - 7

Тема урока: Параллельные прямые.

Тип урока: урок закрепления  знаний и способов деятельности учащихся.

Цели: закрепить и систематизировать знания свойств и признаков  параллельных прямых..

Задачи:  привести в систему знания по данной теме; добиться четкого понимания того, когда в задаче нужно применить признак параллельности двух прямых, а когда  - свойство параллельных прямых; Личностные: вызывать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные: формировать умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, представлять информацию в виде схемы.

 Развивать навыки  учебного труда (чтение чертежей), внимания, речи, умения делать выводы;  

Планируемые результаты: Умеют работать с геометрическим  текстом, анализировать его, извлекать необходимую информацию; осознано владеют логическими действиями определения понятий, обобщения.

УМК урока:Геометрия, 7 - 9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Просвещение, 2014.

Методы и формы организации обучения: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа,  выполнение тренировочных упражнений.

Оформление доски:

Лицевая часть доски чистая, разделена вертикально на 4 части; на ней будут оформляться задачи 1-4,  (по готовым чертежам)

 Левая часть доски:

1 Девиз урока (приложение 1).

2  Тема урока (Будет вывешена табличка)

3. Цель  урока (Будет вывешена табличка)

С обратной стороны доски — решение задачи №5 для самопроверки (приложение 5)

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.                                                                                                    - Организационный этап.  проверка готовности, оформление тетрадей, эмоциональный настрой.                                                                                                                                  

- Мотивация учебной деятельности.

 Чем  мы занимались на прошлом уроке?  (повторяли признаки и свойства параллельных прямых; проверяли знания по теории.

Прочитайте девиз нашего урока «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна».  Автор этих слов - российский кораблестроитель, механик и математик Алексея Николаевича Крылова  Как вы понимаете данные слова? А почему они являются девизом нашего урока? (сегодня будем заниматься практикой). А что есть практика на уроках математики? (Решение  задач) Итак, давайте сформулируем тему и цель нашего урока.  

Тема: параллельные прямые

Цель: научиться решать задачи по готовым чертежам:

 - c краткой записью решения

 - с развернутым оформлением решения  Вывешиваются таблички (приложение 2)

2. Актуализация опорных знаний и умений  Но начнем с повторения теории.  

  1. Решить устно задачи по готовым чертежам (слайды 1, 2) После решения  - сформулируйте то математическое  предложение, которое было  использовано для решения  задачи? Что это — признак или свойство?  Какие еще свойства и признаки параллельности двух прямых вы знаете?
  2. Найти ошибку в решении задач 1,2 (слайд 3)
  3. После того, как ошибка найдена и исправлена -  чем отличаются оформления решения задач 1 и 2? (задача 1 оформлена с краткой записью решения, а  задача 2 — с развернутым решением

    3 Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных  и измененных ситуациях

1. Решение задач по готовым чертежам ( с краткой записью решения). Работа в группах.  Каждой группе выдаются 4 задачи (одинаковые для всех групп)(приложение 3).и листы для самооценки (приложение 4). Решение каждой задачи оформляется на отдельном листе. Нужно сделать краткие записи решения и подготовиться к выступлению. У доски с решением одной из четырех задач будут выступать  один представитель от группы. Задачи определяются жеребьевкой, но если группе не справилась с той задачей, которая ей досталась, могут поменяться или воспользоваться помощью  представителей из других групп.  Рисунки с чертежами для задач вывешиваются на доску заранее, перед выступлением ученика. Выступающие оформляют только краткую запись (!) и рассказывают решение.

После каждого выступления  проверка: Верно решена задача у доски? В других группах? Оцените работу своей группы и внесите оценки в лист самооценки группы (Приложение 4). Учитель может дать жетоны ученикам за успешное выступление у доски или  дополнение во время обсуждения.

Рефлексия. Какая группа справилась  со всеми задачами? Какую не смогли решить?

 Выделите маркером те задания, с которыми не справились или допустили ошибки.

2   Решение задачи  с развернутым оформлением в тетрадях.  Задача на слайде 4

В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС   ׀׀ AC.       2. Найдите < BMN.

На первом этапе работаем  фронтально. Разбираем решение вместе, проговаривая каждый шаг.

Второй этап.  Индивидуальная  работа. Оформить в тетради решение одной из задач на выбор. Кто уверен, что справится — эту задачу. Если она   вывызыает  затруднение — решите одну из тех задач, над которой работали  в группе  Можно воспользоваться записями на доске, но в тетрадях должно быть развернутое решение, т.е  с пояснением каждого шага.

Самопроверка. Задача 5 — на обратной стороне доски.. Решение задач 1 — 4 — на столе у учителя.

оцените себя по  5-баллной системе

4, 5 Контроль,  самоконтроль  и коррекция осуществлялись на каждом этапе.

6. Рефлексия

Вернемся к плану урока. Какие задачи ставили на урок? Что вызвало затруднение?

Оцените свою работу и работу группы.(Таблица 2 в приложении 4)

                                                                                                                                                            Домашнее задание № 206, 208, повт п 24-29, стр 66, 67 — вопросы.

или взять карточки с задачами, составить аналогичные и решить (это для тех, кто испытывал затруднение).

Всем спасибо за урок!

Приложение 1

Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна.

А.Н.Крылов

Приложение 2

Тема: параллельные прямые

Цель: научиться решать задачи по готовым чертежам:

 - c краткой записью решения;

 - с развернутым оформлением решения

Приложение 3

Решение задач по готовым чертежам с краткой записью решения                                                                                                 Задание 1. На рисунке a ׀׀ b, c – секущая, ∟1+∟2=118º.  Найдите <3.

 

Задание 2. На рисунке BD ׀׀ AC, луч ВС — биссектриса угла ABD, < CAB = 86º.               Найдите <ВСA

Задание 3. На рисунке KE ׀׀ MN,

Задание 4.  На рисунке точка О — середина отрезков EL и KF. < FEL = 41º. Найдите < KLE.

Приложение 4

Лист самооценки группы

Таблица 1          Задачи по готовым чертежам.

Выполнили верно

Допустили ошибки

Не справились

Оценка группе

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Критерии оценвания  Группы оценивают решение каждой задачи  в 5-бальной системе.

Таблица 2         Оценка за урок . Группа ___

Фамилия, имя

Работа в группе

Самост. работа

Средний балл

Дополнительные баллы (по 0,5 балла за жетон)

Итого(*)

Оценка за урок

1

2

3

4

5

6

7

(*) - В столбце 6 — сумма баллов столбцов 4 и 5.  В столбце 7 — округленное значение итогового балла (столбуц 6).

Приложение 5

Решение задачи 5

  1. < ВАС = < C =  700 , т.к в равнобедренном треугольнике  углы при основании равны
  2. 0
  3. < MAN =
  4. Значит,
  5. Равные углы MNA и  CAN- накрест лежащие при пересечении прямых MN и АС секущей AN, поэтому  MN ׀׀ AC.
  6. Углы  BMN и ВАС — соответственные при пересечении прямых параллельных MN и АС секущей AВ, поэтому они равны. Значит, < BMN = 700.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 7класс

Календарно-тематическое планирование Геометрия7. Автор Л.С.Атанасян. 2 часа в неделю....

Признаки равенства треугольников. Геометрия-7класс

Распознавать на чертежах равные треугольники по указанным равным элементам, применяя признаки равенства треугольников;Непосредственно применять признаки равенства треугольников;Делат...

7класс Алгебра Прямая пропорциональность Урок1

7класс Алгебра Прямая пропорциональность Урок1...

7класс Алгебра Прямая пропорциональность Урок2

7класс Алгебра Прямая пропорциональность Урок2...

7класс Геометрия Признаки параллельности прямых Урок2

7класс Геометрия Признаки параллельности прямых Урок2...

Вопросы к зачетам по геометрии в 7 классе УМК:Геометрия: 7класс / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский , М.С.Якир

Приведены вопросы к зачетам по геометрии в 7 классе. Всего зачетов четыре, согласно основным темам по УМК:Геометрия: 7класс / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский , М.С.Якир....

Урок по геометрии на тему «ОБ АКСИОМАХ ГЕОМЕТРИИ. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ»

Литература: учебник Геометрия, 7-9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2010Тема: Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель уро...