Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.
рабочая программа по информатике и икт по теме

Пырьева Вера Владимировна

 

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, рекомендуемому Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральная программа развития образования;
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  4. Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;
  5. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
  6. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
  7. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
  8. Программа по информатике (Системно-информационная концепция).

 

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню усвоения предмета, учебно-тематическое планирование, содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем, список литературы и средства обучения.

 

Общая характеристика учебного предмета

В настоящее время целью изучения курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

Основное назначение базового курса состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

 

Основные цели учебного предмета «Информатика и ИКТ»

  • формирование основ научного мировоззрения, включающего фундаментальные знания в области информатики;
  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях информационного общества;
  • развитие логико-алгоритмического и системного мышления учащихся;
  • формирование у учащихся этических и нравственных норм использования компьютера и компьютерных сетей, бережного отношения к вычислительной технике.

 

Задачи учебного предмета «Информатика и ИКТ»

  • формирование знаний учащихся в области теории информации, компьютерного моделирования, основ алгоритмизации и программирования;
  • подготовка учащихся в области основных содержательных компонентов информационной культуры: технологического, коммуникативного, алгоритмического;
  • формирование и развитие интереса учащихся к компьютерным технологиям и методам обработки информации;
  • формирование у учащихся умений использования компьютерных информационных технологий в повседневной жизни информационного общества;
  • формирование у учащихся умений использования компьютерного моделирования для решения практических задач из различных предметных областей;
  • подготовка учащихся к совместной деятельности для решения различных практических задач.

В основу учебного предмета положены фундаментальные понятия информатики: «информация», «компьютер», «алгоритм», «модель». Компьютер рассматривается как средство (инструмент) обработки информации при решении практических задач.

Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 2 уровня.

На первом уровне (8-9 классы), названным базовым, осуществляется первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формируются основы компьютерной грамотности, изучаются современные информационные технологии. На изучение курса отводится в 8  классе – 1 час в неделю (34 часа в год), 9-х классах — по 2 часа в неделю (68 часов в год).

На втором уровне (10-11 классы) изученный материал рассматривается на более высоком уровне, а также систематизируются и классифицируются основные понятия.

Основное назначение предмета состоит в формировании основ информационной культуры. При этом предполагается формирование умений и навыков работы на компьютере, а также способностей решения задач с его использованием, опираясь на компьютерное моделирование.

 

Основные цели изучения информатики в 8 классе

Основными целями изучения информатики в 8 классе являются:

  • знакомство с базовыми понятиями системно-информационной концепции изучения информатики – информацией и информационными процессами;
  • знакомство с аппаратной частью компьютера;
  • приобретение учащимися устойчивых навыков работы в системной среде Windows и прикладных программах среды: графическом редакторе Paint, текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel.

 

Основные цели изучения информатики в 9 классе

Основными целями изучения информатики в 9 классе являются:

  • продолжение начатого в 8 классе знакомства с базовыми понятиями системно-информационной концепции изучения информатики – системой, информационной моделью системы;                                         
  • приобретение учащимися устойчивых навыков работы в прикладных программах: базах данных, средствах создания презентаций;
  • формирование умений работать в Интернете;
  • обучение моделированию в разных программных средах на основе задач из разных предметных областей;
  • формирование представлений об основах логики и кодирования;
  • формирование умений алгоритмизации;
  • повторение базового курса информатики и подготовка к экзамену.

 

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

 

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Учебный план ОУ;
  • Рабочие программы по информатике;
  • Методические разработки и рекомендации;
  • Индивидуальные проблемные задания;
  • Индивидуальные вариативные задания;
  • Тестовые тематические задания;
  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

 

Для осуществления образовательного процесса в ОУ используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Проектная технология;
  • Кейсовая технология;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение.



 

  • В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Урок-путешествие;
  • Урок-игра;
  • Урок-консультация.

 

Основная форма деятельности учащихся– это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» предусмотрена текущая аттестация (в процессе изучения темы), промежуточная аттестация (после изучения темы), а также итоговая аттестация (в конце учебного года).

 

Формы промежуточной и итоговой аттестации

  • Тематические зачеты;
  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
  • Диктанты по информатике;
  • Решение задач;
  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
  • Итоговые контрольные работы;
  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

 

Итоговая аттестация по информатике у учащихся проводится в форме:

  1. итогового тестирования;
  2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
  3. защиты рефератов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_8-9_klassov.doc415 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования Курганской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Катайска Курганской области

Рабочая программа

по предмету

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

8-9 классы

Базовый уровень

г. Катайск

2009

УТВЕРЖДЕНА

ШМО учителей математики и информатики

Протокол №___ от _______________

Руководитель ШМО: _____________

(Коурова Г. Н.)

Составлена в соответствии с

Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений

Заместитель директора по УР: _____

                                  (Трифонова С. А.)

Составитель: Пырьева В. В., учитель информатики и ИКТ, высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Катайска Курганской области

Рецензенты:

  1. Трифонова С. А., учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Катайска Курганской области
  2.  Полухина С. Н.,

Основное  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

рабочая ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

8-9 классы

Базовый уровень

  1. Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, рекомендуемому Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральная программа развития образования;
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  4. Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;
  5. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
  6. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
  7. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
  8. Программа по информатике (Системно-информационная концепция).

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню усвоения предмета, учебно-тематическое планирование, содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем, список литературы и средства обучения.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящее время целью изучения курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

Основное назначение базового курса состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

Основные цели учебного предмета «Информатика и ИКТ»

  1. формирование основ научного мировоззрения, включающего фундаментальные знания в области информатики;
  2. подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях информационного общества;
  3. развитие логико-алгоритмического и системного мышления учащихся;
  4. формирование у учащихся этических и нравственных норм использования компьютера и компьютерных сетей, бережного отношения к вычислительной технике.

Задачи учебного предмета «Информатика и ИКТ»

  1. формирование знаний учащихся в области теории информации, компьютерного моделирования, основ алгоритмизации и программирования;
  2. подготовка учащихся в области основных содержательных компонентов информационной культуры: технологического, коммуникативного, алгоритмического;
  3. формирование и развитие интереса учащихся к компьютерным технологиям и методам обработки информации;
  4. формирование у учащихся умений использования компьютерных информационных технологий в повседневной жизни информационного общества;
  5. формирование у учащихся умений использования компьютерного моделирования для решения практических задач из различных предметных областей;
  6. подготовка учащихся к совместной деятельности для решения различных практических задач.

В основу учебного предмета положены фундаментальные понятия информатики: «информация», «компьютер», «алгоритм», «модель». Компьютер рассматривается как средство (инструмент) обработки информации при решении практических задач.

Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 2 уровня.

На первом уровне (8-9 классы), названным базовым, осуществляется первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формируются основы компьютерной грамотности, изучаются современные информационные технологии. На изучение курса отводится в 8  классе – 1 час в неделю (34 часа в год), 9-х классах — по 2 часа в неделю (68 часов в год).

На втором уровне (10-11 классы) изученный материал рассматривается на более высоком уровне, а также систематизируются и классифицируются основные понятия.

Основное назначение предмета состоит в формировании основ информационной культуры. При этом предполагается формирование умений и навыков работы на компьютере, а также способностей решения задач с его использованием, опираясь на компьютерное моделирование.

Основные цели изучения информатики в 8 классе

Основными целями изучения информатики в 8 классе являются:

  1. знакомство с базовыми понятиями системно-информационной концепции изучения информатики – информацией и информационными процессами;
  2. знакомство с аппаратной частью компьютера;
  3. приобретение учащимися устойчивых навыков работы в системной среде Windows и прикладных программах среды: графическом редакторе Paint, текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel.

Основные цели изучения информатики в 9 классе

Основными целями изучения информатики в 9 классе являются:

  1. продолжение начатого в 8 классе знакомства с базовыми понятиями системно-информационной концепции изучения информатики – системой, информационной моделью системы;                                        
  2. приобретение учащимися устойчивых навыков работы в прикладных программах: базах данных, средствах создания презентаций;
  3. формирование умений работать в Интернете;
  4. обучение моделированию в разных программных средах на основе задач из разных предметных областей;
  5. формирование представлений об основах логики и кодирования;
  6. формирование умений алгоритмизации;
  7. повторение базового курса информатики и подготовка к экзамену.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  1. Учебный план ОУ;
  2. Рабочие программы по информатике;
  3. Методические разработки и рекомендации;
  4. Индивидуальные проблемные задания;
  5. Индивидуальные вариативные задания;
  6. Тестовые тематические задания;
  7. Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Для осуществления образовательного процесса в ОУ используются элементы следующих педагогических технологий:

  1. Традиционное обучение;
  2. Развивающее обучение;
  3. Проектная технология;
  4. Кейсовая технология;
  5. Личностно-ориентированное обучение;
  6. Дифференцированное обучение;
  7. Дидактические игры;
  8. Проблемное обучение.
  9. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
  1. Комбинированный урок;
  2. Урок-лекция;
  3. Урок-демонстрация;
  4. Урок-практикум;
  5. Творческая лаборатория;
  6. Урок-путешествие;
  7. Урок-игра;
  8. Урок-консультация.

Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» предусмотрена текущая аттестация (в процессе изучения темы), промежуточная аттестация (после изучения темы), а также итоговая аттестация (в конце учебного года).

Формы промежуточной и итоговой аттестации

  1. Тематические зачеты;
  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
  3. Диктанты по информатике;
  4. Решение задач;
  5. Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
  6. Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
  7. Итоговые контрольные работы;
  8. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по информатике у учащихся проводится в форме:

  1. итогового тестирования;
  2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
  3. защиты рефератов.

Требования к уровню усвоения предмета

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – состояние и  результативность  процесса образования,  его  соответствие  потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп), достижение гражданином (обучающимся), установленных       государством      образовательных      уровней   (образовательных цензов).

Сегодня качество образования не сводится  к знаниям и умениям и характеризуется тремя оставляющими:

  1. предметно-информационной  (формирование  у   обучающихся адекватной  современному  уровню  знаний  и уровню образовательной программы картины мира);
  2. деятельностно-коммуникативной (развитие деятельностных и   коммуникативных    качеств     личности,     обеспечивающих     ее   самоопределение и самореализацию);
  3. ценностно-ориентационной  (развитие  ценностных  отношений личности  с целью ее интеграции в национальную и мировую культуру,  современное общество и совершенствования этого общества).


Предметно-информационная составляющая:

  1. Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ;
  2. Знать правила поведения в компьютерном классе;
  3. Иметь представление об информации, формах ее представления и обработки в технологических процессах;
  4. Понимание значения информации для человеческой деятельности;
  5. Иметь представление о сигнале как носителе информации, знать единицы измерения информации;
  6. Знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере;
  7. Понимать смысл алгоритма, его свойств, средств и способов описания алгоритмов, назначение алгоритма при решении учебных задач;
  8. Знать определение программы как алгоритма записанного на формальном языке, понятном исполнителю, имитируемому на ЭВМ;
  9. Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера и понимать, что компьютер – универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;
  10. Понимать технологические принципы и режимы обработки информации различного вида.
  11. Знать типы ЭВМ, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека;
  12. Знать типы памяти ПЭВМ их сходство и различия, а также возможности;
  13. Знать классификацию машинных средств хранения информации;
  14. Иметь представление о понятии «Информационное общество»;
  15. Знать средства компьютерных коммуникаций;
  16. Знать современные ОС их сходство и различие;
  17. Знать типы ПО и их назначение для решения различного рода задач;
  18. Знать понятия «Файл» и «Файловая система»


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  1. Умение выражать различные объемы информации в стандартных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах);
  2. Умение пользоваться готовым алгоритмом для решения типовых задач из различных учебных предметов;
  3. Освоение основных алгоритмических конструкций решения практических задач;
  4. Уметь использовать стандартные функции для производства численных расчетов на компьютере;
  5. Уметь разбить решение задачи на этапы, приводящие к искомому результату.
  6. Умение отыскать необходимый файл в каталоге;
  7. Уметь копировать, удалять, перемещать, переименовывать файлы;
  8. Уметь размещать и просматривать файлы в корневом, родительском каталоге;
  9. Умение определить емкость машинных средств хранения информации;
  10. Уметь сформировать адрес в сети;
  11. Уметь определять технические характеристики к аппаратным средствам ПЭВМ для мультимедийных возможностей;
  12. Различать типы файлов по их расширению и уметь определять программу-создатель;
  13. Уметь рассказать о характерных особенностях компьютера того или иного поколения и различать их по элементной базе.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  1. Умение выбрать готовый алгоритм для решения конкретной задачи;
  2. Определять примерный набор допустимых действий для решения данного класса жизненных задач;
  3. Работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных, разветвляющихся, циклических и содержащих подмодули программ.
  4. Умение выбрать оптимальный способ решения поставленной задачи;
  5. Понимать, что компьютер – универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;
  6. Уметь сохранять информацию в текущем каталоге и на дискете;
  7. Уметь различать типы памяти и находить более эффективные средства хранения того или иного рода информации;
  8. Уметь соединять разнотипную информацию в одном электронном документе, понимая какими программными средствами необходимо воспользоваться;
  9. Умение определить оптимальные средства для коммуникативных возможностей ПЭВМ.

Учебно-тематическое планирование

8 класс

(34 часа за год)

N
урока

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Информация. Информационные процессы (2,5 часа)

Тема 1.1. Понятие информации и информационных процессов (1 час)

1

Информация и информационные процессы

1

-

1

Тема 1. 2. Информационная деятельность человека (1,5 часа)

2

Информационная деятельность человека

1

-

1

Тестирование «Информация и информационные процессы»

0,5

-

0,5

Раздел 2. Аппаратное обеспечение информационных технологий (1,5 часа)

Тема 2.1. Основные устройства компьютера (1,5 часа)

3

Устройство компьютера

1

-

1

4

Тестирование «Устройство компьютера»

0,5

-

0,5

Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий

(28 часов)

Тема 3.1. Назначение программы и программного обеспечения (1 час)

5

Программное обеспечение

1

-

1

Тема 3.2. Системная среда Windows (6 часов)

6

Понятие операционной системы. Знакомство с ОС Windows

1

-

1

7

Работа с окнами графического интерфейса

-

1

1

8

Понятие файла и файловой структуры

1

-

1

9

Работа с файлами и папками

-

1

1

10

Работа в среде Windows как в многозадачной среде

-

1

1

11

Электронное тестирование «Операционная система Windows»

0,5

0,5

1

Тема 3.3. Прикладная среда графического редактора (5 часов)

12

Компьютерная графика и области ее применения

1

-

1

13

Создание рисунков с использованием стандартных инструментов

-

1

1

14

Работа с фрагментами изображений. Создание рисунков с помощью операций копирования и вставки.

-

1

1

15

Использование текста в графическом редакторе.

-

1

-

16

Контрольная работа «Компьютерная графика»

1

-

1

Тема 3.4. Прикладная среда текстового процессора (8 часов)

17

Общая характеристика текстового процессора

1

-

1

18

Создание, сохранение, открытие уже существующих документов

-

1

1

19

Приемы элементарного редактирования. Вставка и удаление символов

1

1

20

Копирование и перенос фрагментов текста.

1

1

21

Форматирование текстового документа

1

1

22

Работа с таблицами

1

1

23

Включение в текст графических объектов

1

1

24

Контрольная работа «Технология работы в текстовом процессоре»

-

1

1

Тема 3.5. Прикладная среда табличного процессора (7 часов)

25

Общая характеристика табличного процессора

1

-

1

26

Создание и редактирование табличного документа

-

1

1

27

Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице

1

1

28

Вычисление по формулам. Использование в формулах встроенных функций

1

1

29

Абсолютная и относительная адресация. Вычисления с использованием в формулах абсолютных и относительных ссылок

0,5

0,5

1

30

Объектный подход к диаграмме как форме представления данных табличного документа. Создание и настройка диаграмм

0,5

0,5

1

31

Зачет «Электронные таблицы»

1

-

1

32

  1. Обобщение изученного материала

1

-

1

33

  1. Итоговая контрольная работа

1

-

1

34

  1. Итоговое обобщение

1

-

1

Общее количество часов в 8 классе

17,5

16,5

34

9 класс

(68 часов за год)

N
урока

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Программное обеспечение информационных технологий

(25 часов)

Тема 1.1. Коммуникации в глобальной сети Интернет (7 часов)

1

Компьютерные сети

1

-

1

2

Интернет

1

-

1

3

Электронная почта

1

-

1

4

Работа с электронной почтой

1

1

5

Всемирная паутина. Способы поиска информации в Интернет

1

-

1

6

Поиск информации в сети Интернет

-

1

1

7

Контрольная работа «Коммуникации в глобальной сети Интернет»

1

-

1

Тема 1.2. Мультимедийные технологии (10 часов)

8

Понятие мультимедиа. Аппаратные и программные средства мультимедиа

1

-

1

9

Понятие презентации. Назначение приложения Power Point. Возможности программы

1

-

1

10

Разработка презентации со статическими слайдами

-

1

1

11

Разработка презентации с анимацией и звуком

-

1

1

12

Разработка презентации с управляющими кнопками

-

1

1

13-16

Создание презентации на заданную тему (оформление презентации, показ презентаций). Создание межпредметных проектов

-

4

4

17

Зачет «Мультимедийные технологии». Защита проектов

-

1

1

Тема 1.3. Системы управления базами данных (4 часа)

18

Представление о базе данных и СУБД

1

-

1

19

Ввод и редактирование информации в базах данных

0,5

0,5

1

20

Поиск и сортировка информации в базах данных

-

1

1

21

Контрольная работа «Системы управления базой данных»

0,5

0,5

1

Тема 1.4. Архиваторы и антивирусные программы (4 часа)

22

Вирусы и другие вредоносные программы

1

-

1

23

Методы защиты от вредоносных программ

0,5

0,5

1

24

Программы архивации. Архивация файлов

1

-

1

25

Архивирование файлов

-

1

1

Раздел 2. Кодирование информации в компьютере (7 часов)

26

Измерение информации. Единицы измерения информации

1

-

1

27

О роли кодирования информации в компьютере

1

-

1

28

Кодирование числовой информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

0,5

0,5

1

29

Кодирование текстовой информации. Информационный объем сообщения

0,5

0,5

1

30

Кодирование графической информации. Кодирование звука и видео

0,5

0,5

1

31

Практикум. Кодирование и подсчет количества информации

-

1

1

32

Контрольная работа «Кодирование информации»

-

1

1

Раздел 3. Логические основы построения компьютера (4 часа)

33

Основные понятия формальной логики. Логические операции

1

-

1

34

Построение таблиц истинности.

-

1

1

35

Логические элементы и логические схемы компьютера.

1

-

1

36

Контрольная работа «Основы логики»

-

1

1

Раздел 4. Алгоритмизация (15 часов)

Тема 4. 1. Основы управления (2 часа)

37

Основные понятия процесса управления

1

-

1

38

  1. Классификация систем управления

1

-

1

Тема 4. 2.  Понятие алгоритма и исполнителя. Линейные алгоритмы (4 часа)

39

  1. Понятие алгоритма и исполнителя. Свойства алгоритма

1

-

1

40

Линейные алгоритмы.

1

-

1

41

Составление линейных алгоритмов с помощью компьютерного исполнителя

-

1

1

42

Контрольная работа «Алгоритмы и управление»

1

-

1

Тема 4.3. Алгоритмы с повторениями и ветвлениями (9 часов)

43

Циклические алгоритмы

1

-

1

44

Разветвляющие алгоритмы

1

-

1

45

Вспомогательные алгоритмы

1

-

1

46-47

Запись алгоритмов с помощью блок-схем

-

2

2

48-50

Составление управляющих алгоритмов с помощью компьютерного исполнителя

-

3

3

51

Контрольная работа «Виды алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем»

0,5

0,5

1

Раздел 5. Моделирование и формализация (9 часов)

52

Модели и моделирование. Назначение моделей

1

-

1

53

Классификация моделей. Типы информационных моделей

1

-

1

54

Основные этапы моделирования

1

-

1

55

Электронное тестирование «Моделирование»

1

-

1

56

Создание вербальной модели в среде текстового процессора

-

1

1

57

Создание табличной модели в среде текстового процессора

-

1

1

58

Создание графической модели в среде графического редактора

-

1

1

59

Создание графической модели в среде табличного процессора

-

1

1

60

Создание иерархической модели в среде текстового процессора

-

1

1

Раздел 6. История создания и развития вычислительной техники (1 час)

61

История развития компьютерной техники

1

-

1

62

Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

1

-

1

Раздел 7. Основы социальной информатики (1 час)

63

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность

1

-

1

64-66

Обобщающее повторение

2

1

3

67

Итоговая контрольная работа

1

-

1

68

Итоговое занятие

1

-

1

Общее количество часов в 9 классе

36,5

31,5

68

  1. Содержание программы

8 класс

Раздел 1. Информация. Информационные процессы (2,5 часа)

Тема 1.1. Понятие информации и информационных процессов (1 час)

Учебный предмет «Информатика». Техника безопасности, правила и порядок работы в кабинете информатики. Информация. Виды информации. Носители информации. Свойства информации

Основная цель: сформировать первоначальные представления об информации, месте предмета «Информатика» в школьном курсе.

Учащиеся должны иметь общее представление об информации. Основные понятия темы рассматриваются качественно на примерах деятельности человека с учетом возрастных особенностей учащихся.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. смысл понятий «информация», «виды информации», «свойства информации» «носитель информации», «информатика»,
  2. правила работы в кабинете информатики.

уметь:

  1. приводить примеры свойств информации в зависимости от цели оценки полученной информации: актуальная, объективная, субъективная, достоверная, полная, понятная, полезная и др.;
  2. различать виды информации;
  3. приводить примеры различных материальных носителей информации.

Тема 1. 2. Информационная деятельность человека (1,5 часа)

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств. Основные виды работы с информацией.

Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Основная цель: сформировать первоначальные представления об информационных процессах.
Учащиеся должны иметь общее представление об информационных процессах. Основные понятия темы рассматриваются качественно на примерах деятельности человека с учетом возрастных особенностей учащихся.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. виды информационных процессов;
  2. примеры источников и приемников информации.

уметь:

  1. приводить жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека;
  2. приводить примеры информационных процессов, протекающих в живой природе, обществе и технике;

Контрольная работа (0,5 часа)

Раздел 2. Аппаратное обеспечение информационных технологий (1,5 часа)

Тема 2.1. Основные устройства компьютера (1,5 часа)

Компьютер как средство обработки информации. Назначение и основные характеристики  микропроцессора.

Понятие памяти компьютера. Назначение и виды памяти. Внутренняя память. Типы устройств внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.

Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.

Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Основная  цель: сформировать первоначальное представление об основных устройствах компьютера.
В теме перечисляются и кратко характеризуются основные устройства компьютера.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. общую функциональную схему компьютера;
  2. назначение и основные характеристики устройств компьютера;

уметь:

  1. перечислять состав и назначение аппаратного обеспечения компьютера.

Контрольная работа (0,5 часа)

Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий (30 часов)

Тема 3.1. Назначение программы и программного обеспечения (1 час)

Понятие программы и программирования. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

Основная цель:  сформировать представление о программном обеспечении компьютера.

Классификация программного обеспечения компьютера приводится в общем виде (системные, прикладные, инструментальные программы) без подробной характеристики каждой группы.

В результате изучения темы ученик должен знать:

  1. назначение программного обеспечения;

уметь:

  1. перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

Тема 3.2. Системная среда Windows (6 часов)

Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с файлами и папками. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами Рабочего стола. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений. Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.

Основные цели: сформировать представление об основных функциях операционной системы; сформировать умения работы с файловой системой.

При изучении понятия операционной системы следует рассматривать ее назначение и функции. При изучении файловой системы рассматриваются основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, удаление и перемещение файлов; создание и удаление каталогов; поиск файлов; навигация по файловой системе. Рекомендуется использовать специальные программы (системные оболочки, файловые менеджеры и т.д.).

В результате изучения темы ученик должен знать:

  1. смысл понятий «операционная система», «файловая система», «имя файла», «тип файла», «путь к файлу», «полное имя файла»;
  2. основные функции операционной системы;
  3. основные операции работы с файлами и каталогами (папками).

уметь:

  1. выполнять основные операции при работе с файлами и каталогами (папками);
  2. пользоваться меню и окнами.

Практические работы (3 часа)

  1. Работа с окнами графического интерфейса.
  2. Работа с файлами и папками.
  3. Работа в среде Windows как в многозадачной среде.

Контрольная работа (1 час)

Тема 3.3. Прикладная среда графического редактора (5  часов)

Растровая и векторная графика. Понятие графической информации. Графический редактор. Создание и редактирование изображений. Операции над фрагментом изображения. Использование текста в графическом редакторе. Сохранение и загрузка изображения.
Основная цель: сформировать первоначальные умения работы с графическим редактором.
Понятие графической информации вводится на конкретных примерах. Изучаются принципы и приемы работы с графическим редактором. Рассматриваются операции копирования и перемещения фрагментов изображения. В зависимости от возможностей используемого редактора рекомендуется рассмотреть и другие операции (масштабирование, повороты и пр.). При отсутствии векторного редактора следует продемонстрировать средства для создания чертежей, схем и других графических объектов.

В результате изучения темы ученик должен знать:

  1. смысл понятий растровая графика», «векторная графика», «графическая информация»;
  2. назначение графического редактора и основы работы с ним;
  3. назначение основных операций редактирования изображения.

уметь:

  1. запускать графический редактор;
  2. создавать и редактировать изображения;
  3. выполнять операции над фрагментами;
  4. выполнять надписи на изображении;
  5. сохранять и загружать изображения.

Практические работы (3 часа)

  1. Создание рисунков с использованием стандартных инструментов.
  2. Создание рисунков с помощью операций копирования и вставки.
  3. Создание рисунка с текстом.

Контрольная работа (1 час)

Тема 3.4. Прикладная среда текстового процессора (8 часов)

Понятие текстовой информации. История обработки текстовых документов. Основные характеристики текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Создание и редактирование текстового документа в среде текстового процессора. Форматирование текстового документа (символов, абзацев). Подготовка документа к печати. Параметры страницы. Сохранение и загрузка документа. Оформление таблиц. Вставка объектов.

Основная цель: познакомить учащихся с типовыми задачами обработки текстовой информации; сформировать умения работы с текстовыми документами. Понятие текстовой информации объясняется на конкретных примерах. Изучаются простейшие операции редактирования текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустой строки; разрезание и «склеивание» строк. С целью формирования устойчивых навыков работы с клавиатурой на данном этапе следует уделять внимание вводу текста.  Оформление таблиц осуществляется с использованием возможностей, предоставляемых изучаемым редактором. При отсутствии в применяемом редакторе возможности вставки объектов, рекомендуется познакомить учащихся с этой технологией теоретически.
В результате изучения темы ученик должен знать:

  1. понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»;
  2.  типовые задачи обработки текстовой информации;
  3. элементы текстового документа;
  4. основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа;
  5. оформление таблиц;
  6. вставка объектов.

уметь:

  1. запускать текстовый редактор;
  2. вводить текст;
  3. сохранять и загружать текст;
  4. выполнять простейшие операции редактирования и форматирования текста;
  5. создавать простейшие таблицы;
  6. оформлять текст графическими объектами.

Практические работы (6 часов)

  1. Создание, сохранение, открытие уже существующих документов.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Копирование и перенос фрагментов текста.
  4. Форматирование текстового документа.
  5. Работа с таблицами.
  6. Включение в текст графических объектов.

Контрольная работа (1 час)

Тема 3.5. Прикладная среда табличного процессора (7 часов)

Электронные таблицы. Типовые задачи обработки информации в электронных таблицах.
Структура таблицы. Ячейки, столбцы и строки. Ссылки. Типы данных. Ввод и редактирование данных. Форматирование. Ввод и редактирование формул. Копирование ячеек. Функции. Построение диаграмм. Подготовка таблицы к печати. Сохранение и загрузка таблицы.

Основные цели: познакомить учащихся с типовыми задачами обработки информации в электронных таблицах; сформировать умения работы с электронными таблицами.

Знакомство с работой в электронных таблицах следует проводить на примерах решения расчетных задач из различных предметных областей.

В результате изучения темы ученик должен знать:

  1. понятия «электронная таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «формат числовых данных», «абсолютная ссылка» и «относительная ссылка»;
  2. назначение и возможности электронных таблиц;
  3. правила ввода и редактирования чисел, текста и формул; копирование ячеек; построения диаграмм.

уметь:

  1. запускать табличный процессор;
  2. вводить и редактировать данные;
  3. выполнять операции над ячейками;
  4. строить диаграммы;
  5. сохранять и загружать таблицу.

Практические работы (3 часа)

  1. Создание и редактирование табличного документа.
  2. Вычисление по формулам с использованием встроенных функций и абсолютных и относительных ссылок.
  3. Создание и настройка диаграмм.

Контрольная работа (1 час)

Итоговое обобщение (2 часа)

Итоговая контрольная работа (1 час)

9 класс

Раздел 1. Программное обеспечение информационных технологий (25 часов)

Тема 1.1. Коммуникации в глобальной сети Интернет (7 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Архитектура компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение. Подключение к компьютерным сетям. Модем.
Глобальная компьютерная сеть Internet. История возникновения и развития. Основные возможности Internet. Основные службы Internet. Принципы адресации в Internet.
Служба World Wide Web (WWW). Основные понятия: «гипертекст», «гипертекстовая ссылка», «Web-страница». Основные возможности браузеров. Электронная почта. Адрес электронной почты. Программа для работы с электронной почтой. Стиль и этикет при переписке. Поиск информации в Internet. Принцип построения запроса. Правовые и этические нормы работы в Internet.

Основная цель: познакомить учащихся с организацией и возможностями сети Internet, с методами и способами поиска и передачи информации.

Для формирования требуемых умений по данной теме необходимо наличие современных компьютеров, объединенных в локальную сеть (доступ в сеть Internet может быть необязателен). При отсутствии технической возможности данная тема излагается теоретически (с использованием имеющихся традиционных средств обучения). При этом объем выделяемого на тему времени может быть сокращен до 4 часов.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «Internet», «ресурсы Internet», «World Wide Web», «Web-страница», «гипертекст», «гиперссылка», «электронная почта», «почтовый сервер», «почтовый клиент», «адрес электронной почты»;
  2. аппаратное и программное обеспечение сети;
  3. историю возникновения и развития сети Internet;
  4. принципы адресации в Internet; службы Internet;
  5. назначение, основные возможности браузеров, почтовых программ и порядок работы с ними;
  6. правовые и этические нормы работы в Internet.

уметь:

  1. использовать программы для навигации в Internet и для работы с электронной почтой;
  2. осуществлять поиск информации в Internet.

Примечание. Перечень умений учащихся уточняется в зависимости от возможностей компьютерного класса.

Практические работы (2 часа)

  1. Работа с электронной почтой.
  2. Поиск информации в сети Интернет.

Контрольная работа (1 час)

Тема 1.2. Мультимедийные технологии (10  часов)

Мультимедиа. Состав мультимедиа: текст, графика, звук, анимация, видео. Области применение мультимедийных технологий. Аппаратные и программные средства мультимедиа-технологий.
Понятие презентации. Назначение презентации. Использование программного обеспечения для подготовки презентации.

Основная цель: познакомить учащихся с мультимедийными технологиями и их использованием.

Понятие презентации в данной теме рассматривается в широком смысле: как представление информации с использованием имеющихся технических средств, в виде наглядного материала и т.п. Поэтому рекомендуется рассматривать вопросы подготовки элементов презентации с помощью изученных программных средств (текстового и графического редакторов, информационно-поисковых систем и пр.). По возможности используются специализированные программные средства для подготовки презентации.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. понятие «мультимедиа»;
  2. аппаратные и программные средства мультимедиа-технологий.

уметь:

  1. создавать простую компьютерную презентацию.

Практические работы (7 часов)

  1. Разработка презентации со статическими слайдами.
  2. Разработка презентации с анимацией и звуком.
  3. Разработка презентации с управляющими кнопками.
  4. Разработка презентации на заданную тему. Создание межпредметных проектов.

Творческая домашняя работа: эссе на тему «Что такое презентация?»

Контрольные работы (1 час)

Тема 1.3. Системы управления базами данных (4  часа)

Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы. Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации из базы данных.

Основная цель: сформировать первоначальные умения работы с информацией в базах данных.
Основное внимание уделяется работе с готовой базой данных (поиск и вывод информации). В структуре базы данных достаточно рассмотреть понятия «запись», «поле» (не затрагивая «тип поля»). Вопросы создания базы данных и изменения ее структуры в теме не рассматриваются.

По возможности рекомендуется продемонстрировать работу одной из информационно-поисковых систем, например, телефонного справочника, карты.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. понятия «база данных», «система управления базой данных», «запись», «поле»;
  2. назначение и возможности систем управления базами данных;
  3. понятие о структуре базы данных.

уметь:

  1. загружать базу данных;
  2. осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных.

Практические работы (1,5 часа)

  1. Ввод и редактирование информации в базах данных.
  2. Поиск и сортировка информации в базах данных.

Контрольная работа (1 час)

Тема 1.4. Архиваторы и антивирусные программы (4 часа)

Хранение и защита информации. Архивация. Антивирусная защита.

Основная цель: сформировать представление об архивации и антивирусной защите информации.
При возможности вопросы хранения и защиты информации рекомендуется изучать на конкретных примерах применения современных архиваторов и антивирусных программ.
В результате изучения темы учащиеся должны знать

  1. назначение, возможности и порядок работы с антивирусными программами и программами-архиваторами.

уметь:

  1. выполнять архивацию и разархивацию информации;
  2. проверять носители информации на наличие компьютерных вирусов.

Практические работы (1,5 часа)

  1. Проверка носителей информации на наличие вирусов.
  2. Архивирование файлов.

Творческая домашняя работа: эссе на тему «Сходства и различия компьютерных и биологических вирусов», «Троянский конь»

Раздел 2. Кодирование информации в компьютере (7 часов)

Измерение информации. Единицы измерения информации. Кодирование информации в компьютере. Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Информационный объем сообщения Кодирование графической информации. Кодирование звука и видео.

Основная цель: познакомить учащихся со способами представления информации в компьютере.

В теме рассматриваются общие вопросы кодирования информации в компьютере и единицы ее измерения.

При изучении систем счисления следует рассматривать наиболее распространенные системы: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот показывается на конкретных примерах.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

  1. смысл понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «непозиционная система счисления»;
  2. единицы измерения информации;
  3. принципы кодирования текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

уметь:

  1. определять объем информации;
  2. переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;
  3. находить информационный объем текстового и графического документа.

Практические работы (2,5 часа)

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
  2. Нахождение информационного объема сообщения.
  3. Кодирование и подсчет количества информации.

Контрольная работа (1 час)

Раздел 3. Логические основы построения компьютера (4 часа)

Логика как наука. Основные понятия логики: высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения. Алгебра логики. Логические константы. Логические переменные. Логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Построение таблиц истинности. Логические элементы и логические схемы компьютера.

Основная цель: данная тема отражает весьма сложное для некоторых категорий учащихся направление информатики. При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с такими понятиями, как высказывание, утверждение, рассуждение, умозаключение, логическое выражение, значение логического выражения, логические константы и логические переменные, учатся строить таблицы истинности. Рассматриваются основные логические элементы и логические устройства компьютера. Для более слабого класса этой теме можно посвятить один урок, выбрав наиболее доступные фрагменты. Более глубокое рассмотрение этой темы будет посвящено в 10 классе.

 В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

  1. смысл понятий «высказывание», «утверждение», «рассуждение», «умозаключение», «логическое выражение», «значение логического выражения», «логическая константа» и «логическая переменная»;
  2. логические элементы компьютера.

уметь:

  1. определять истинность простого и сложного высказываний;
  2. строить простейшую таблицу истинности.

Пактические работы (1 час)

  1. Построение таблиц истинности.

Контрольная работа (1 час)

Раздел 4. Алгоритмизация (15 часов)

Тема 4. 1. Основы управления (2 часа)

Процесс управления. Основные объекты процесса управления. Замкнутая и разомкнутая модель управления. Обратная связь. Классификация систем управления. САУ и АСУ.

Основная цель: сформировать представления об основах процесса управления.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. смысл понятий «управление»,

уметь:

  1. приводить примеры замкнутых и разомкнутых систем управления;
  2. приводить примеры САУ и АСУ.

Тема 4. 2.  Понятие алгоритма и исполнителя. Линейные алгоритмы (4 часа)

Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд и среда обитания исполнителя. Компьютерный исполнитель. Линейные алгоритмы.

Основная цель: сформировать представления об алгоритме и его исполнителе.

В данной теме алгоритм рассматривается как последовательность действий. Для формирования алгоритмического мышления следует обращать внимание не на механическое использование компьютерных исполнителей, а на описания алгоритмов. Формирование умений и навыков составления и записи алгоритмов рекомендуется осуществлять на компьютерных исполнителях с минимальной системой команд.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. смысл понятий «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «система команд исполнителя», «среда обитания исполнителя», «компьютерный исполнитель»

уметь:

  1. составлять линейные алгоритмы.

Практические работы (1 час)

  1. Составление линейных алгоритмов с помощью компьютерного исполнителя.

Контрольная работа (1 час)

Тема 4.3. Алгоритмы с повторениями и ветвлениями (9 часов)

Способы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Разветвляющиеся алгоритмы. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.

Основная цель: сформировать умения записи, исполнения и отладки алгоритмов различных типов. В теме рекомендуется рассмотреть различные способы записи алгоритмов: словесное описание, блок-схема, программа. Типы алгоритмов и основные алгоритмические конструкции можно рассматривать на примере учебного исполнителя типа Черепашка или Кенгуренок.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  1. способы записи алгоритмов;
  2. типы алгоритмов;
  3. основные команды компьютерного исполнителя и правила их записи;
  4. правила записи основных алгоритмических конструкций с помощью блок-схем.

уметь:

  1. составлять и записывать алгоритмы различных типов;
  2. осуществлять выполнение и отладку алгоритмов.

Практические работы (5 часов)

  1. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.
  2. Составление управляющих алгоритмов с помощью компьютерного исполнителя.

Контрольная работа (1 час)

Раздел 5. Моделирование и формализация (9 часов)

Понятие модели. Моделирование. Виды моделей. Этапы моделирования. Методы моделирования. Компьютерная реализация модели. Исследование моделей из разных предметных областей.
Основная цель: сформировать умения использовать компьютерные модели для решения практических задач из разных предметных областей. Предполагается использование готовых компьютерных моделей, а также построение моделей в средах графического и текстового процессора, электронных таблицах.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

  1. понятия «модель», «моделирование», «компьютерная модель»;
  2. виды моделей;
  3. основные этапы и методы моделирования.

уметь:

  1. использовать методы компьютерного моделирования при решении практических задач.

Практические работы (5 часов)

  1. Создание вербальной модели в среде текстового процессора.
  2. Создание табличной модели в среде текстового процессора.
  3. Создание графической модели в среде графического редактора.
  4. Создание графической модели в среде табличного процессора.
  5. Создание иерархической модели в среде текстового процессора.

Контрольная работа (1 час)

Раздел 6. История создания и развития вычислительной техники (2 часа)

Вычислительные устройства. Вычислительные машины. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.

Основная цель: познакомить учащихся с основными этапами становления и перспективами развития вычислительной техники.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

  1. основные этапы становления и перспективы развития вычислительной техники.

Раздел 7. Основы социальной информатики (1 час)

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Основная цель: познакомить учащихся с основными этапами развития информационного общества, с этическими и правовыми нормами защиты информации

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

  1. основные этапы развития информационного общества;
  2. этические и правовые нормы защиты информации.

Обобщающее повторение (4 часа)

Итоговая контрольная работа (1 час)

 

  1. список литературы и средства обучения

Основная литература

  1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  2. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  3. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  4. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

Дополнительная литература

  1. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».// Информатика. Приложение к газете «Первое сентября», №32, 2004 г.
  2. Сафронов И. К. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  4. Семакин И.Г., Залогова Л.Т и др. Информатика. Базовый кур. 7 – 9 классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

Средства обучения

Аппаратное обеспечение

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программное обеспечение

  1. Операционная система WINDOWS XP
  2. Windows Commander
  3. Для базового курса – пакет Microsoft Office 2003, антивирус Касперского, архиватор WinRar, учебный исполнитель Черепашка.

Интернет-ресурсы

  1. А.А. Красилов. Информатика в семи томах http://www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM1.shtml
  2. Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
  3. Интернет Университет Информационных технологий — http://www.intuit.ru
  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
  5. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
  6. Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru 
  7. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  8. Электронная версия журнала «Информатика и образование» http://www.infojournal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебного курса «Геометрия» Основное общее образование: 7 –9 классы (Базовый уровень) (ФКГОС)

Составлена на основе Стандарта, примерной программы по геометрии и авторской программы по геометрии для образовательных учреждений (7 – 9 классы): Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. ...

Рабочая программа по элективному предмету "Плазма-четвёртое состояние вещества" в 11 классе базовый уровень

     Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физи­ческой картине мира, расши...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики»   для 10 - 11 классов (базовый уровень)...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...