Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_prirodovedenie_5_kl.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2

для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Согласовано.                                                                                                                                                               Утверждаю.                                                                                                                              

научно-методический совет                                                                                                                         директор _______      Шакина И.И.

протокол  №1 от 27.08.2014 г.                                                                                                                                                        01.09. 2014 г.

 

Рабочая программа учебного предмета

« Природоведение. Природа неживая и живая »

5 класс

базовый уровень

разработана Конюховой О..М.,

учителем физики

Магнитогорск, 2014 г

Содержание.

1. Пояснительная записка:                                                                                            

 1.1. нормативно-правовые документы;

 1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;

 1.3. основные особенности  рабочей программы, в т.ч.  использования резервных часов;

1.4. цели и задачи учебного курса;

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;

1.6.  учебно-тематический план;

1.7.  методические рекомендации и технологические подходы;

1.8.  специфика отражения национально-региональных этно-культурных особенностей и межпредметных связей;

2. Учебно-методическое обеспечение предмета.                                                        

3.  Календарно- поурочный план.                                                                                  

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов.                                      

5. Приложение:  

 

5.1 единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей;  

5.2. нормы оценок;                                                      

5.3. литература;

5.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;

5.5. лист коррекции;

5.6. контрольно-измерительные материалы

Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые документы:

             При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской  федерации»

  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных   образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  1.  Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263); 
  2. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В М. Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс//Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2009г.
  3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования  в 2014-2015 учебном году/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  1. Областной базисный учебный план Челябинской области  (Приказ Минобразования  и науки Челябинской области  от 16.06.2011 г № 04 - 997)
  2.  Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31.07.2009г. № 103/3404
  3. Приказ по МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска  №101/1-ОС от 04.09.2009 «О разработке рабочих программ учебных предметов».

  1. Учебный план МООУ «СШИ№2» на 2014-2015гг.

1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам  высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологии, физики, химии, физической географии в основной школе.

1 .3. Основные особенности  рабочей программы

На изучение природоведения «Природа неживая и живая» в 5 классе отводится 70 часов из федерального компонента  учебного плана основной общей школы (2 часа в неделю).

В соответствии с  годовым календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год МОУ «СШИ №2» продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому программа составлена на 68 часов.

 Программа содержит большое количество лабораторных и практических работ, а также  материал  национально-региональных этно-культурных особенностей, что усиливает практическую и прикладную направленность преподавания предмета.

  При изучении программного материала используется учебник «Природа неживая и живая»  В М Пакулова, Н В Иванова.- М: Дрофа 2010-2014г  и рабочая тетрадь к этому учебнику.  

Количество часов, отведенных в программе на изучение учебных тем рабочей программы отличается  от предложенных программой В В Пасечника:

1.Так, на изучение темы «Вселенная» вместо 5 ч отводится 6 ч., т. к. тема для ребят актуальна, содержит большой объем материала.

2. На изучение темы «Свойства веществ» вместо 11 ч отводится 9 ч., т. к. сокращено количество учебного времени и темы «Горение» и «Окисление» можно изучить за 1 час

3.В программу включена тема «Электрические явления», т к учащиеся постоянно встречаются с бытовыми электрическими приборами,  пользуются ими, поэтому должны иметь общие представления  об   электричестве и о правилах техники безопасности  На изучение этой темы отводится 2 часа

4.На изучение темы «Воздух» отводится 9 ч вместо 3 ч. Город Магнитогорск - промышленный город с высоким уровнем загрязнения атмосферы, следовательно, учащиеся должны иметь представления о причинах воздушного загрязнения и мерах охраны чистоты воздушного бассейна, уметь вести дневники наблюдения за погодой и их анализировать

5. На изучение темы «Вода» отводится 4 ч вместо 3ч, т.к. тема достаточно значительна для жизни человека. В связи с дефицитом пресной воды в нашем степном регионе этой теме уделяется больше внимания в школьной программе

6. На изучение темы «Горные породы» отводится 4 ч вместо 3ч . Особенность Уральского региона позволяет более подробно изучить эту тему на практическом материале месторождений, добычи и использовании полезных ископаемых

7. Тема «Ваши любимые растения и животные» входит в раздел «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» и соединяется с темами «Растения – посредники между небом и землёй» и «Животные – братья наши меньшие»

8. На изучение темы «Растения – посредники между небом и землей» отводится 6 ч вместо 7ч, т.к.данная тема продолжает изучаться подробно в  6,7 классах.

9. Сокращено время на изучение темы «Животные – братья наши меньшие»  вместо  5ч - 3ч, т.к.данная тема продолжает изучаться подробно в  6,7 классах.

10. В рабочей программе  определено  4 часа свободного учебного времени  (резервные часы), которые  используются для проведения экскурсий, повторения и обобщения   пройденного материала и итоговой контрольной.

1.4. Цели и задачи учебного курса.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о многообразии обьектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

-овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

-воспитание положительного эмоционально-целостного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-применение полученных знании и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.

В результате изучения природоведения на базовом уровне ученики  5 го  класса должны:

 знать / понимать

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификаций;

об отдельных методах изучения природы;

-Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

-узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способах  размножений растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

-указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

-находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

-описывать собственные наблюдения или опыты. Различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

-сравнивать природные  обьекты не менее чем по 3-4 признакам;

-описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

-находить значения указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по обьему  текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль;

-использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях ( на2-3 минуты);

-пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

-следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для:

-определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

-измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

-определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

-составления простейших рекомендаций по содержанию и уход за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

-оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

1.6. Учебно-тематический план.

Название раздела

Количество часов по

авторской программе

В.Пасечник

Количество часов по

рабочей программе

Вид контроля

Количество      экскурсий

Количество практических работ/

лабораторных работ

Количество

тестовых работ

Введение

2

2

Экскурсия  № 1

 ( нулевой срез)

1Вселенная

5

6

Пр/р №  1

л/р  № 1, 2

тест №1

2 Строение и свойства веществ  

11

9

л/р № 3

тест №2

3 Электрические явления

-

2

тест №3

4 Воздух

3

9

Пр/р № 2

5 Вода

3

4

тест №4

6 Горные породы

3

4

л/р  № 4, 5

тест №5

7 Почва - особое тело природы

4

4

тест №6

8 Организмы

6

6

тест №7

9 Растения – посредники между небом и землей

7

6

л/р  № 6, 7, 8

тест №8

10 Грибы – растения ли это?

2

2

л/р № 9

11 Животные – братья наши меньшие  

5

3

л/р  № 10

тест №9

12 Ваши любимые растения и животные

3

-

12 Человек. Его здоровье и безопасность жизни

4

4

Пр/р № 3

л/р  № 11, 12, 13, 14

тест №10

13 Природа едина

2

2

Экскурсия  № 2

Пр/р № 4

Итоговый тест

    Резерв

8

5

Экскурсия  № 3

ИТОГО

68

68

3

4/14

11

1.7.Методические рекомендации и технологические подходы.

В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации.

При достижении поставленных образовательных целей используются методы обучения: словесные, наглядные, практические, продуктивные (поисковые, исследовательские), репродуктивные.

Используются различные формы обучения:  ИКТ-презентация, диктант, самостоятельных работ, тест, урок-конкурс,  урок-игра, урок- путешествие.

  •  Уроки-лабораторные.  Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического  и практического материала изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки.
  • Урок-самостоятельная работа.  Используя дидактический материал и другие пособия, самостоятельная работа обучающего характера проводится с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
  • Урок- экскурсия.  При проведении экскурсии учащиеся делится на группы по четыре человека в каждой, в каждой группе выбирается старший ученик, который распределяет обязанности. Каждая группа проводит наблюдения самостоятельно Для получения положительной оценки, учащимся надо знать вопросы теории и ответы, полученные в результате наблюдения.
  • Урок-конкурс  включает проверку уровня знаний учащихся в форме викторины или решения практических заданий Например, задания на правильность определения названий предложенных горных пород, обьединение  предложенных растений и  животных в различные систематические группы и т д
  • Урок-игра учащиеся изучают новый материал или закрепляют полученные на уроке знания в игровой форме. На уроке используются различные задания: исключи лишнее, крестики-нолики, самый быстрый, самый умный, «угадайка», реши кроссворд, прочитай ребус, отгадай загадку и т д
  • Урок- путешествие учитель предлагает учащимся совершить путешествие с каплей воды в участвуя вместе с ней в круговороте , проехать с востока на запад нашей страны по географической карте знакомясь с водными бассейнами, рельефом, животным и растительным миром и т д

Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках с  проведением в течение урока 2х  физкультминуток   и соблюдения осанки за рабочим столом.

В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы  г. Магнитогорска и школьной медиатеки.

1.8. Специфика отражения национально-регионального этно-культурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей.

                Темы НРЭОК включены в календарно-тематический план, с выделением 10 % (160 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП. В силу особенностей предложенных тем НРЭО распределено неравномерно.

№ п/п

Тема

НРЭО

Количество минут

1

Вода

№ 1 Состояние воздушного и водного бассейна Южного  Урала

39 мин.

2

Горные породы

№ 2 Полезные ископаемые Челябинской области

39 мин.

3

Почва - особое тело природы

№ 3 Типы почв Южного Урала

39 мин.

4

Организмы

 № 4 Наблюдение за сезонной приспособляемостью организмов

39 мин.

5

Растения – посредники между небом и землей

 № 5 Растения Красной книги Челябинской области

39 мин.

6

Грибы – растения ли это?

 № 6 Сьедобные и ядовитые грибы

40 мин.

7

Животные – братья наши меньшие

№ 7 Редкие и охраняемые насекомые и птицы Южного Урала

40 мин.

8

Природа едина

№ 8 Охраняемые территории Челябинской области

40 мин.

Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения биологии в 5 –м классе тесно связаны со следующими предметами: физика, химия, география, информатика  и ИКТ, и содержит минимум информации по начальным знаниям этих предметов.

2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

Программа основного общего образования по природоведению 5 класс. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В М.. //Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2009

Учебник:

1.Учебник «Природа неживая и живая». В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.- М: Дрофа, 2006-2011

2. Рабочая тетрадь «Природа живая и неживая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова 5 класс

М: Дрофа, 2011для проведения самостоятельных и лабораторных работ, проверочных тестов

3.Рабочая тетрадь для учителя биологии (единый методический комплекс. 5 класс). В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.- М: Дрофа, 2012

Методическая литература для учителя:

1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова . «Природа неживая и живая » - М: Дрофа, 2010г

2. Поурочные планы « Природа живая и неживая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, составитель Г В Череднякова.- М: Учитель, 2008

3.Контурные карты по природоведению. 5 класс. Атлас по природоведению. 5 класс.В.М. Пакулова, Н.В. Иванова , под редакцией В.И. Сиротин.- М: Дрофа, 2006-2011

Календарно-поурочный план. 5 класс Природоведение

Дата

№ урока

Тема урока

Основной материал

Демонстрации

Домашнее задание

НРЭО

(мин.)

К/Р

Л/Р

Введение (2 ч.)

01.09

04.09

1/1

Человек и природа

Что такое природа.   Что влияет на природу. Отрицательное воздействие человека на природу. Глобальная задача человечества – сохранение природы

Слайды явлений природы

Таблица тел неживой и живой природы

1 к.р.( нулевой срез)

Стр.3-6

Работа в тетради

+

04.09

05.09

2/2

Живая и неживая природа

(Экскурсия 1)

Что относится к живой и неживой природе. Какие науки изучают живую и неживую природу. Для чего изучают природу. Методы изучения природы.

Растворение соли в воде (фронтальная работа)

Измерение линейкой стержня (фронтальная работа)

Стр.7-10

Работа в тетради

1.  Вселенная   (6 ч )

08.09

11.09

3/1

Звезды на небе Лабораторная работа №1 «Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий»

ЦОР « Звездное небо»

Что такое звезда, созвездия. Характеристики звёзд: яркость(звезды  от первой до шестой величины). Телескоп. Движение звёзд. Птолемей, Коперник, Галилей

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Карта звездного неба.

Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария. (Контурные карты)

§1

Работа в тетради

11.09

12.09

4/2

Земля - наш дом. Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий»

Форма и размеры Земли. Вращение Земли. Ось Земли. Северное и Южное полушарии. Экватор. Стороны света. Суточное и годовое движение Земли.

Глобус  Земли и карта

§2

Работа в тетради

+

15.09

18.09

5/3

 Оболочки Земли

Сферы Земли. Атмосфера. Литосфера. Гидросфера. Биосфера.

Глобус  Земли и карта полушарий.

§3

Работа в тетради

18.09

19.09

6/4

Луна – естественный спутник Земли

Лунные моря и океан. Кратеры. Лунные фазы. Новолуние и полнолуние.

Глобус Луны

§4

Работа в тетради

22.09

25.09

7/5

Солнце – огонь вселен ной  Солнечная системаЦОР « Планеты Солнечной системы »

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планеты. Астероиды, метеориты, кометы. Галактика

.

Ориентирование на местности с помощью компаса. Практическая работа № 1

§5

Практическая работа № 3

25.09

26.09

8/6

Вселенная  (обобщающий  урок)

Проверочный тест №1

2.  Строение и свойства вещества  (10ч.)

29.09.

02.10

9/1

Тела и вещества

Что такое вещество и что такое тело. Четыре состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазма.

Демонстрация тел природы, веществ и их свойств

§6

Доклады о М.В.Ломоносове.

02.10

03.10

10/2

Свойства  веществ.

Лабораторная работа № 3

Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Форма и объём тел. Деформация. Упругость. Пластичность тел.

Деформация растяжения и сжатия пружин, резиновой полоски. Модель для демонстрации деформации тел. Модель кристаллической решётки, кристаллы.

§7

Работа в тетради

л\р № 2.

06.10

09.10

11/3

Вещества и смеси

Отличия веществ по свойствам. Смеси из различных веществ. Сохранение свойств вещества в смеси

Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смеси

§8

Работа в тетради

09.10

10.10

12/4

Молекулы, атомы, элементы

Тела состоят из мельчайших частиц. Между частицами есть промежутки. Молекулы и их  свойства. Атомы. Химический элемент.

Демонстрации:

  1. Растворения соли в полном стакане воды.
  2. Расширение шара при его нагревании.
  3. Модель кристаллической решётки, кристаллы.

§ 9

Работа в тетради

13.10

16.10

13/5

Движение частиц вещества

Доказательства движения молекул в веществе. Что такое диффузия. От чего зависит скорость диффузии. Температура и движение  молекул

Демонстрация опытов диффузии в жидкостях и газах

§ 10

Работа в тетради

16.10

17.10

14/6

Взаимодействия частиц

Силы притяжения и силы отталкивания

Демонстрация опытов по взаимодействию частиц:

1. Слипание стеклянных пластинок, смоченных водой

2. Опыт со свинцовыми цилиндрами.

3. Опыт со шприцем по сжатию воздуха в нём.

§ 11

Работа в тетради

20.10

23.10

15/7

Разнообразие веществ

Вещества простые и сложные. Органические и неорганические вещества

Демонстрация различных химических  веществ

§ 12

Работа в тетради

23.10.24.10

16/8

Явления природы. Физические явления

Что такое  явление. Что называется физическими явлениями. Виды физических явлений: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые

Демонстрация опытов:

1. Притягивание гвоздей к магниту

2. Электризация  стеклянной палочки.

3. Нагревание воды кипятильником

4. Свечение лампочки

5. Движение машины

§13

Работа в тетради

27.10

30.10

17/9

Химические явления. Горение. Окисление.

Что такое химические явления. Что такое горение. Когда возможно горение. Как прекратить процесс горения. Значение горения. Топливо. Окисление. Медленное окисление. Применение окисления в топливе в ракетных двигателях.Дыхание.

Демонстрация опытов:

1. Горение свечи.

2. Затухание свечи при прекращении доступа кислорода

3. Горение масла в металлической баночке и  неэффективность заливания горящего масла водой.

§§14 ,15

Работа в тетради

30.10

31.10

18/10

Строение и свойства вещества (обобщающий  урок )

Проверочный тест №2

2 четверть

3.  Электрические явления  (2ч.)

11.11

19/1

Электризация тел, электрические заряды

Простейшие электрические явления. Два вида электрических зарядов

1.Электризация алюминиевых гильз.

2. Притягивание разноимённых заряженных тел

3. Отталкивание одноимённо заряженных тел

Работа в тетради

12.11

20/2

Электрический раз ряд, электрический ток.

Электрический разряд. Молния. Поведение во время грозы.Электрический ток. Источники тока

Демонстрация разряда с помощью электрофорной машины.

Источники тока: батарейка, динамомашина, фотоэлементы

Работа в тетради

4.  Воздух  (9 ч.)

18.11

21/1

Воздух -  смесь различных газов

Состав воздуха. Кислород, азот, углекислый газ. Водяной пар

Схема «Состав воздуха»

§ 16

Работа в тетради

19.11

22/2

Свойства воздуха

Физические свойства воздуха(упругость, давление) занимать всё пространство. Водолазный колокол. Кессоны.Сжимаемость и упругость. Использование свойств воздуха в технике.Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Демонстрация опытов о свойствах воздуха

1. Погружение стакана в воду дном вверх.

2. Полупустая пластиковая закрытая бутылка с водой

§ 17

Работа в тетради

25.11

23/3

Вес воздуха и атмосферное давление.

Вес воздуха. Изменение плотности с высотой. Давление воздуха на предметы. Атмосферное давление. Барометр

1. Взвешивание воздушного шарика на весах без воздуха и с воздухом

2. демонстрация опыта по рис. 43 на стр.73

3. демонстрация опыта со стаканом с водой

4. Демонстрация опыта с  магдебургскими полушариями

§18

26.11

24/4

Изменение давления воздуха с высотой

Плотность и разреженность воздуха.

§ 19

02.12

25/5

Нагревание воздуха

Нагревание воздуха от поверхности Земли..

Записи в тетради

03.12

26/6

Изменение температуры  воздуха  с высотой

Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники

Записи в тетради

09.12

27/7

Ветер

Ветер. Работа ветра в природе.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Записи в тетради

10.12

28/8

Погода и ее предсказание

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

§20

16.12

29/9

Воздух (обобщающий  урок)

Практическая работа № 4  « Описание погоды за месяц»

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

5.   Вода (4 ч )

17.12

30/1

Три состояния воды

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

§21

23.12

31/2

Тепловое расширение воды

§22

24.12

32/3

Температура кипения воды и плавления льда

Урок-путешествие с каплей воды

Доклады

3 четверть

13.01

33/4

Вода – растворитель. Работа воды в природе

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

§23

НРЭО № 1 Состояние воздушного и водного бассейна Южного  Урала

(39 мин.)

6.   Горные породы (4 ч)

20.01

34/1

Внутреннее строение Земли. Горные породы Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

§24

21.01

35/2

Разрушение горных пород

§25

27.01

36/3

Полезные ископаемые. Металлы

Урок-конкурс на лучшего геолога

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

§26

НРЭО № 2Полезные ископаемые Челябинской области(39 мин.)

28.01

37/4

Охрана и использование полезных ископаемых (Обобщающий урок)

Экскурсия в краеведческий музей

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Л/р № 5

7.  Почва - особое тело природы (4 ч)

03.02

38/1

Образование почв и их разнообразие

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

.

§27

НРЭО № 3  Типы почв (39 мин.)

Южного Урала

04.02

39/2

Состав и свойства почвы

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы

§28,29

10.02

40/3

Влияние растений на почву

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

§30

11.02

41/4

Разрушение почв

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

§31

8.   Организмы (6 ч)

17.02

42/1

Организм и его свойства

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления).

§32

18.02

43/2

Где живут организмы?

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

§33

24.02

44/3

Приспособленность организмов к среде обитания

Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

25.02

45/4

Клетка. Увеличительные приборы

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки,

§34

03.03

46/5

Строение организмов

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация муляжей, коллекций, гербарного материала.

§35

04.03

47/6

Организмы (Обобщающий урок)

НРЭО № 4 Наблюдение за сезонной приспособляемостью организмов(39 мин.)

9.  Растения – посредники между небом и землей (6 ч)

10.03

48/1

Признаки растений

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

§36

11.03

49/2

Разнообразие растительного мира

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

§37

17.03

50/3

Строение цветковых растений

Лабораторная работа № 6» Распознавание органов цветковых растений».

§38

18.03

51/4

Места обитания растений

§39

4 четверть

31.03

52/5

Красная книга растений

Лабораторная работа № 8 «Определение названий растений»

Охрана растений, растения Красной книги.

§40

Стр.160 Л/р 7

НРЭО № 5 Растения Красной книги Челябинской области(39 мин.)

01.04

53/6

Многообразие культурных растенийУрок-путешествие

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

§41

10.  Грибы ( 2 ч)

07.04

54/1

Разнообразие грибов

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

§42

08.04

55/2

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

§43

НРЭО № 6 Съедобные и ядовитые грибы(40мин.)

11.  Животные – братья наши меньшие (3ч)

14.04

56/1

Признаки животных

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Демонстрация плакатов  животных, коллекций, чучел, муляжей животных.

§44

15.04

57/2

Условия жизни  диких животных

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

§45

21.04

58/3

Значение диких животных и  их охрана

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.

§46,

НРК № 7 Редкие и охраняемые насекомые и птицы Южного Урала(40мин.)

12.  Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4 ч)

22.04

59/1

Растения и животные в вашем доме

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

§47, 48

28.04

60/2

Человек и окружающая среда

Лабораторная работа № 11 « Определение показаний развития своего организма»

Общий обзор строения человека.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

§49

29.04

61/3

Как сберечь свое здоровье и жизнь

Лабораторная работа № 12,13,14«  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

Образ жизни человека и его здоровьеПравила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

§50

05.05

62/4

Вредные привычки и их предупреждение

Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

§51

13 Природа едина (2 ч)

06.05

63/1

Связи живого и неживого

Связи неживого и живого. Пищевая связь. Цепи питания. Пищевая сеть.

§48

НРЭО № 8 Охраняемые территории (40мин.)

Челябинской области

12.05

64/2

Мы в ответе за природу

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Обобщающие уроки (4 ч)

13.05

65/1

Живая и неживая природа

19.05

66/2

Живая и неживая природа

20.05

67

Итоговая контрольная работа

26.05

68

Животный и растительный мир школьного сквера

Практическая часть программы

(по четвертям учебного года)

четверть

Тема курса

Колич часов

Контроль

Практическая часть

Национально-

региональный компонент

I

 Введение(2 ч )

Вводной контроль

Экскурсия  №1

1Вселенная (6 ч )

Тест №1

Лабораторная работа №1 «Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий»

Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий» 

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса».

2 Строение и свойства веществ  (9ч.)

Тест №2

Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

II

3. Электрические явления (2 ч )

Тест №3

4. Воздух (9 ч )

 Практическая работа № 2  «Описание погоды за месяц»

III

5. Вода (4 ч )

Тест №4

НРЭО № 1 Состояние воздушного и водно- го бассейна Южного  Урала

6. Горные породы

(4 ч)

Тест №5

Лабораторная работа №4 « Описание минералов, горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

НРЭО № 2 Полезные ископаемые Челябинской области

7. Почва - особое тело природы

(4 ч)

Тест №6

НРЭО № 3 Типы почв Южного Урала

8. Организмы

(6 ч)

Тест №7

пр/р № 2 Знакомство с увеличительными приборами

НРЭО № 4 Наблюдение за сезонной  приспособляемостью организмов

IV

9. Растения – посредники между небом и землей (6ч)

Тест №8

Лабораторная работа № 6  «Распознавание органов цветкового растения».

Лабораторная работа № 7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».

Лабораторная работа № 8«Определение названий растений».

НРЭО № 5 Растения Красной книги Челябинской области

10.Грибы –

 растения ли это?

(2 ч)

Лабораторная работа № 9

« Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Лабораторная работа № 10

«Узнавание животных своей местности».

НРЭО № 6Сьедобные и ядовитые грибы

11. Животные – братья наши меньшие   (3 ч)

Тест №9

НРЭО № 7 Редкие и охраняемые насекомые и птицы Южного Урала

12 Человек и окружающая среда (4 ч)

Тест №10

Лабораторная работа № 11

 «Определение показаний развития своего организма»

Лабораторные работы № 12,13,14 «  Овладение  простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

Практическая работа №3 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными» 

13 Природа едина

 (2 ч)

Практическая работа № 4 «Построение пищевых цепей»

НРЭО № 8

Охраняемые территории

Челябинской области

Обобщающий и контрольный урок(5 ч)

Итоговая контрольная работа

4.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Для проведения контрольных работ используются Тематические тесты «Природоведение»  5 класс Тесты, рекомендованные  ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009 г

Предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в программе   «Природоведение  5 класс» В. Пасечник. Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Контрольная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Первая часть нацелена на проверку достижения обязательного уровня  усвоения темы. Задания этой части аналогичны тем, которые предоставлены по каждой теме в обязательных результатах обучения. По их выполнению определяется минимум знаний учащихся. Во вторую часть включены более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне.

Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе  представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности. Часть А – низкий уровень («3»), часть В и С – высокий уровень («4» и «5»). 

 Виды заданий в КИМах :

 1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.

 2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

 3. Задания на сопоставление объекта  с его свойствами, особенностями.

 4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.

 5. Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.

 6. Задания на выявление ошибок в тексте.

 7. Задания со свободным ответом.

 8. Задания в рисунках

Предлагаемая система оценок исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ на задания части А – 1 балл, части В – 2 балла, части С – 3 балла. Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.                                                    

5. Приложение

  5.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

Требования к речи учащихся Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • конкретно говорить или писать на тему;
  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • излагать материал логично и последовательно;
  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося
.

1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала,  правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.

  1. Продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, справочной литературой, таблицами и схемами, организации учебного труда.
  2. Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

4.Основными видами письменных работ являются:  текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические и лабораторные работы,  итоговые контрольные работы и т.п.

Количество и назначение ученических тетрадей:

Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих лабораторных и практических работ  по природоведению  ученики 5 класса  должны иметь 1  общую тетрадь и 1 рабочую тетрадь для самостоятельных и лабораторных работ, где учащиеся выполняют лабораторные работы.

 Контрольные работы выполняются на отдельных листочках.

Требования к оформлению и ведению тетрадей:

-используются стандартные  общие тетради;

-писать аккуратным, разборчивым почерком.

-на обложке делается запись:

Тетрадь

Для     письменных_работ

по___природоведению _

ученика (цы)_5 __класса

МОУ «СШИ №2»

фамилия______________________

имя_______________

-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.11)

-записать  тему урока.

- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).

-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.

-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы 2 клеточки.

-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи, рисунки.

-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать  в тетрадях красной пастой.

Порядок проверки письменных работ учителем:

-тетради в 5 классах по природоведению проверяются после выполнения лабораторных, практических или самостоятельных работ;

-контрольные работы и тесты проверяются к следующему уроку биологии;

 Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.

-за самостоятельные обучающие  работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;

-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

      Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа.

5.2.Нормы оценок.

При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.

 Знания и умения учащихся оцениваются согласно Положению о текущем контроле:

оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение;

оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения;

оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности;

оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.

Устный ответ

«5» –ученик дал полный, логически обоснованный ответ на поставленный вопрос, свободно использует биологические термины, четко отвечает на дополнительные вопросы.

«4» - хорошо знает тему, свободно использует биологические термины, при ответе допустил незначительную ошибку,

 «3» –допустил 2 или более ошибки при ответе на поставленный вопрос, правильно использует биологические термины, ответил  на дополнительные вопросы.

«2» – плохо знает тему, ограниченно использует биологические термины, не отвечает на дополнительные вопросы.

Письменная работа (самостоятельная работа, контрольная работа, тесты).

1).    «5» – 100%                                    

        «4» – 75%                                        

        «3» – 50-70%                                  

       «2» – 50% и менее

                           

5.3.литература.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1.Окружающий мир ( Особенности Уральского региона) З И Тюмасева, Е В Гуськова Ч Взгляд 2005

2.Энциклопедия для детей т. 3 География / гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.Аванта Плюс, 2001.

5. Энциклопедия для детей т. 4 Геология / гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.Аванта  Плюс, 2001.

6. Энциклопедия для детей Биология / под ред. М.Д. Аксенова. – М.Аванта Плюс, 2001.

5.4.перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.

1..Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).- М: Республиканский мультимедиа центр, 2004г.

 2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие.- М: Просвещение. МЕДИА, 2003г.

3.Электронная библиотека Просвещения Мультимедийное учебное пособие М Просвещение  Природоведение.5 класс, Дрофа 2004г.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

 Адреса сайтов в Интернете:

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

www.bio.1 september. ru – Газета «Первое сентября» «Биология»;

www.nature.ru - научные новости биологии;

www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;

www.mnr.gov.ru - сайт с информацией Министерства природных ресурсов РФ;

www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;

www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;

www.kozlenkoa.narod.ru- сайт Соросвского учителя Александра Григорьевича Козленко, посвящённый проблеме применения компьютера на уроках биологии. Этот сайт для преподавателей, для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам с помощью Интернета;

www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.

5.5. лист коррекции

5.6.лист замены уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В.

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура»   8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК  Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В....

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 – 9 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  7 – 9  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10 - 11 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  10 - 11  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5-9 классов (базовый уровень) разработана Сорокиной Г.В. учителем иностранных языков

Рабочая программа учебного предмета  «Английский язык» для 5-9 классов  (базовый уровень) разработана Сорокиной  Г.В. учителем иностранных языков...

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 6 классов на 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета«Природоведение» для обучающихся6  классовна 2022- 2023 учебный год...