Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»_5 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс)

Файзулина Ирина Сергеевна

Этот курс внеурочной деятельности предназначен для учащихся 5 класса, 35 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным  изучением  отдельных  предметов»

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Живая геометрия»
для 5 класса

 

                               

г. Когалым 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.

Основой данной рабочей программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот по наглядной геометрии для 5-6-х классов (С.-Петербург).

  1. Учебник: Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2013

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Авторская программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), но т.к. по годовому календарному учебному графику Учреждения на 2015-2016 учебный год в 5 классе 35 учебных недель, то программа увеличена на 1 час и рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный 1 час был добавлен на итоговое повторение курса «Живая геометрия».

Программа «Живая геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Живая геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей. Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Живая геометрия» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.


Цели и задачи  курса “Живая геометрия”

Цели:

       Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи:

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
  • Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

         Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

           Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

                    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

             Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

            Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

       История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Результаты освоения учебного курса

        Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

        Обучающийся научится:

  1. измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков;
  2. строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля;
  3. выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче;
  4. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  5. изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов;
  6. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
  7. строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  8. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры
    самой фигуры и наоборот;
  9. измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения углов через другие;
  10.  вычислять площади квадратов и прямоугольников, объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующие формулы;
  11.  выражать одни единицы измерения площади, объёма.


Обучающийся получит возможность:

  1. вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, прямоугольных параллелепипедов;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
  4. решать занимательные задачи;
  5. изучить исторические сведения по теме.

Требования к обучающимся

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол);
  • пять правильных многогранников;
  • свойства геометрических фигур.

Уметь:

  • строить простейшие геометрические фигуры;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами;
  • измерять длины отрезков, находить площади многоугольников;
  • находить объемы многогранников;
  • строить развертку куба.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при решении несложных практических расчетных задач;
  • при определении форм окружающих предметов.

Материально - техническое обеспечение

        

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Математика», 5 класс

 (диск CD-ROM).

Технические средства обучения:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Проектор.
  3. Моноблоки.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Набор предметных картинок.
  2. Демонстрационная оцифрованная линейка.
  3. Демонстрационный чертёжный треугольник.
  4. Демонстрационный циркуль

Содержание курса по предмету «Живая геометрия»

для 5 класса рассчитано на 35 часов.

Введение (1 час)

Ознакомление учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.

         Начальные понятия (3 часа)

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение. Вертикальные углы. Биссектриса угла. Треугольник, Виды треугольников. Построение треугольников. Пирамида. Квадрат.

       

         Отрезки. Конструкции из отрезков (16 часов)

Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и пространственных фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус; изображение фигур с разных точек зрения).

Углы. Конструкции из углов (7 часов)

Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских и двугранных углов, их виды, перпендикулярность; конструкции из углов)

Измерение (7 часов).

Измерение геометрических величин. Измерение (длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем тела, объем прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир).  Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

Повторение (1 час)

Повторение материала, изученного в 5 классе по курсу «Живая геометрия».


Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по данному элективному курсу являются выполнение практических заданий, самостоятельных работ, а также устный/письменный опрос. Итоговая проверка – контрольная работа по курсу «Живая геометрия» 5 класса запланирована  по окончании изучения всего материала (35 уроков).

Тексты самостоятельных и контрольных работ взяты из учебного пособия: Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2013 (с 48 - 55).

Практические работы на компьютерах.


Учебно-тематический план по курсу «Живая геометрия»

для 5 класса (базовый уровень)

рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)

Название темы

Кол-во часов

  1. 2

Начальные понятия

3

  1. 3

Отрезок. Конструкции из отрезков.

16

  1. 4

Углы. Конструкции из углов

7

  1. 5

Измерения

7

     5.

Повторение

1

Всего

35


Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Живая геометрии»

 в 5 классе.

1 час в неделю, всего 35 часов

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

 

 

Начальные понятия

  1. 1

Точка. Линия. Виды линий

 

  1. 3.

Поверхность, тело.

 

  1. 4.

Плоские и пространственные фигуры

 

Отрезки, конструкции из отрезков

  1. 5.

Отрезок, сравнение отрезков

 

  1. 6

Луч. Числовой луч

  1. 7

Прямая

  1. 8

Ломаная. Длина ломаной

  1. 9

Треугольник. Элементы треугольника

  1. 10

Виды треугольников

  1. 11

Неравенство треугольника

  1. 12

Круг и окружность. Их элементы. Способы построения круга.

  1. 13

Как мы видим и рисуем круг

  1. 14

Практическая работа

  1. 15

Прямоугольный параллелепипед

 

  1. 16

Цилиндр, его элементы. Виды цилиндров

 

  1. 17

Как рисуют цилиндры

 

  1. 18

Конус. Его элементы. Виды конусов

 

  1. 19

Как рисуют конусы

 

  1. 20

Практическая работа

 

Углы. Конструкции из углов

  1. 21

Двугранный угол. Его элементы. Плоский угол. Его элементы

 

  1. 22

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла

 

  1. 23

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла

 

  1. 24

Виды углов

 

  1. 25

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой.

 

  1. 26

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой.

 

  1. 27

Новая классификация треугольников

 

Измерения

  1. 28

Измерение отрезков

 

 

  1. 29

Измерение углов. Транспортир

  1. 30

Измерение углов. Транспортир

  1. 31

Площадь плоской фигуры. Единицы измерения площади

 

 

Площадь прямоугольника

  1. 32

Площадь треугольника

  1. 33

Объем тела. Объем прямоугольного параллелепипеда

 

 

  1. 34

Практическая работа

 

 

Повторение

  1. 35

Итоговое повторение материала по курсу

 

 

Список литературы

  1. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008.

            Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса `Веселый мяч`

Кружок по изучению Лапты и Настольного тенниса в 5 классе....