Векторы
презентация к уроку по математике (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История В 19 веке параллельно с теорией систем линейных уравнений развивалась теория векторов. Направленные отрезки использовал Жан Робер АРГАН (Argand, 1768-1822, швейцарский математик) , ввел термин «модуль комплексного числа» (1814-1815) в работе «Опыт некоторого представления мнимых величин…», опубликованной в 1806 году. Эти отрезки Арган обозначал символами а ,в . Одним из основателей теории векторов считается Август Фердинанд Мебиус (1790-1868, немецкий математик), он обозначал отрезок с началом в точке А и концом в точке В символом АВ . Термин «вектор» ввел Вильям Роуэн Гамильтон (1805-1865, директор астрономической обсерватории Дублинского университета и президент Ирландской Академии наук) приблизительно в 1845 году. Он же определил скалярное и векторное произведения векторов в 1853 году. Символ [ а,в ] для обозначения векторного произведения ввел немецкий математик и физик Герман Грасман (1809-1877). В 1903 году О.Хенричи предложил обозначать скалярное произведение символом (а,в).
Длиной или модулем вектора называется длина отрезка АВ ВА Вектор Отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, называется направленным отрезком или вектором А В a АВ = АВ Начало вектора Конец вектора АВ Вектор а Вектор
Любая точка плоскости также является вектором. В этом случае вектор называется нулевым M MM = 0 Длина нулевого считается равной нулю MM Вектор 0 Вектор Начало нулевого вектора совпадает с его концом, поэтому нулевой вектор не имеет какого-либо определенного направления. Иначе говоря, любое направление можно считать направлением нулевого вектора.
Назовите векторы, изображенные на рисунке. Укажите начало и конец векторов . N E F A В C D Е F Вектор AB Вектор CD Вектор NN Вектор 0 или
Многие физические величины, например сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами ( или коротко векторами) В A 1Н 8 Н
+ E Электрическое поле, создаваемое в пространстве зарядами, характеризуется в каждой точке пространства вектором напряженности электрического поля. На рисунке изображены векторы напряженности электрического поля положительного точечного заряда.
Электрический ток, т.е. направленное движение зарядов, создает в пространстве магнитное поле, которое характеризуется в каждой точке пространства вектором магнитной индукции. На рисунке изображены векторы магнитной индукции магнитного поля прямого проводника с током. B Н а п р а в л е н и е т о к а
Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. a b c a b c a c b Коллинеарные, сонаправленные векторы o a o c o b Нулевой вектор считается коллинеарным, сонаправленным с любым вектором.
Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. a b c b a Коллинеарные, противоположно направленные векторы b c
АВС D – параллелограмм. А В С D b a Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны. a b = 1 2 В A = CD ; A В = DC ; C В = DA ; AD = BC . О Найдите еще пары равных векторов. О – точка пересечения диагоналей.
Если точка А – начало вектора , то говорят, что вектор отложен от точки А А a a Вектор отложен от точки А a a М c От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору , и притом только один. a a c = c a c a =
М a n c D Отложить вектор, равный a 1 2 от точки М от точки D
С А В D 4 3 АВ = 3 В C = 4 D С = 3 M А = 1,5 СВ = 4 АС = 5 5 M № 745 В прямоугольнике АВС D АВ=3см, ВС=4см, точка М – середина стороны АВ. Найдите длины векторов.
С Л О Ж Е Н И Е В Е К Т О Р О В ПРАВИЛО ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММА А В С АВ+ВС=АС А В С Д АВ+АД=АС
В Ы Ч И Т А Н И Е В Е К Т О Р О В Р а з н о с т ь ю в е к т о р о в а и в называется такой вектор, сумма которого с вектором в равна вектору а . а в с а - в = с в + с = а
З А Д А Н И Я (устно) 1). Укажите на рисунке 1: а) сонаправленные векторы б) противоположно направлен- ные векторы в) равные векторы 2 ).Укажите на рисунке 2 : а) пары коллинеарных векторов б) векторы , длины которых равны ( трапеция равнобедренная) А В С Д О Рис.1 К М N Q Рис. 2
3). На рис. 3 изображён треугольник МNL Найти: а) MN + NL б) MN - ML в ) ML - MN M N L Рис.3
4).На рис.4 изображён параллелограмм MNKE . Найти : MN + ME ME + EK KN + KE M N K E Рис.4
П Р О В Е Р Ь С Е Б Я ! 1). Верно ли утверждение: а) Если а=в , то а в б) Если а=в , то а и в коллинеарны в) Если а=в , то а в г) Если а в , то а = в 2). Дан прямоугольник PQRT. Найти: а) PQ + QR б) PT - PQ в) RT + RQ P Q R T
№ 74 7 Укажите пары коллинеарных (сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ . M N P Q MN QP NM PQ QM PN MQ NP
№ 74 7 Укажите пары коллинеарных (противоположно направленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ . M N P Q MN PQ NM QP MQ PN QM NP
№ 74 7 Укажите пары коллинеарных (сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами трапеции АВС D с основаниями AD и BC . А В С D СВ DA ВС AD Сонаправленные векторы Противоположно направленные векторы ВС DA СВ AD
№ 74 7 Укажите пары коллинеарных векторов, которые определяются сторонами треугольника FGH. F G H Коллинеарных векторов нет
№ 74 8 В параллелограмме АВС D диагонали пересекаются в точке О. Равны ли векторы. Обоснуйте ответ. А В С D A В = DC ; ВС = D А; A О = О C ; О A С = В D .
О А В С D АВС D – квадрат, АВ = 4. Заполните пропуски: 1. АВ и CD – … 2. ВС … С D , так как … 3. АО = … 4. ВО = АО, так как … 5. СО = СА, так как … 6. DD … , DD = … 4 4
АВС D – параллелограмм. По данным рисунка найти А В С D АВ 30 0 6 К 12 = 12
D O АВС – равнобедренный треугольник. О – точка пересечения медиан. По данным рисунка найти А В С DO 10 = 2 16 8 6 2 В O = 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно : 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой ; 2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой ; 3) выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую ; 4) поставить в ответ запятую под запятой в данных дробях.
Сложим десятичные дроби 5,3 и 6,9 ₊ 5,3 6,9 Сложим десятичные дроби 1,2 и 6,453. Для этого сначала уровняем количество цифр после запятой, приписав к первой дроби два нуля справа. ₊1,2 6,453 12,2 00 7,653
Найдём разность : 12,376 – 8,52 = 546,04 – 7,463 = 19 – 3,99 = 3,856 538,577 15,01
Если вы плохо усвоили данную тему, посмотрите видео перед началом выполнения работы. Вот как объясняют сложение и вычитание дробей в Одессе. (В процессе просмора презентации видео загружается не мгновенно. Подождите 15 секунд)
Проверь себя! - нажми 1) 16,3 + 4,12 2) 0,44 + 0,931 3) 87,1 – 3,04 4) 81 – 0,61 = 20,42 = 1,371 = 84,06 = 80,39 А теперь попробуйте сами решить и сверить с ответом. Выполнить №1213 и 1214 в тетради с подробным решением столбиком.
Работа по учебнику №1213 а) 0,769 + 42,389 б) 5,8 + 22,191 в) 95,381 + 3,219 г) 8,9021 + 0,68 д) 2,7 + 1,35 + 0,8 е) 13,75 + 8,2 + 0,115 = 43,158 = 27,991 = 98,6 = 9,5821 = 4,85 = 22,065
№1214 а) 9,4 – 7,3 б) 16,78 – 5,48 в) 7,79 – 3,79 г) 11,1 – 2,8 д) 88,252 – 4,69 е) 6,6 – 5,99 = 2,1 = 11,3 = 4 = 8,3 = 83,562 = 0,61
№1215 С одного участка собрали 95,37т зерна, а с другого – на 16,8т больше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков? Решение : 95,37 + 16,8 = 112,17(т)-зерна собрали со 2 участка. 95,37 + 112,17 = 207,54(т) Ответ : 207,54т зерна собрали с двух участков.
№1220 Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6км / ч, а скорость течения реки 4,7км / ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. Решение : 21,6 + 4,7 = 26,3(км / ч)-скорость катера по течению. 21,6 – 4,7 = 16,9(км / ч)-скорость катера против течения. Ответ : 26,3км / ч,16,9км / ч.
Домашнее задание ( Сделать самому в тетради. Ответы каждый запишет напротив своей фамилии в таблицу, расположенную под презентацией. Если не можете справиться - нажмите на “Домашнее задание”. Жду ваши комментарии и вопросы в анкете после презентации) №1255 №1256 №1257
Литература 1)Н.Я.Виленкин В.И.Жохов А.С.Чесноков С.И.Шварцбурд – учебник математики 5 класс 2) http://lisyonok.ucoz.ru/index/0-135 3) http://www.fizkult-ura.ru/node/113
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."
Математика...
презентация к уроку на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."
презентация к уроку на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."...
презентация "Векторы.Действия над векторами.Проекция вектора"
В 10 классе при рассмотрении основ кинематики возникает необходимость работы учащимся с векторными величинами. Данная презентация может быть использована для повторения математических основ поня...
«Координаты вектора. Действия над векторами, заданными координатами. Построение векторов с помощью программы GeoGebra»
Разработка урока геометрии в 9 классе с помощью программы GeoGebra....
презентация по геометрии "Понятие вектора. Длина вектора. Равенство векторов."
Презентация по геометрии "Понятие вектора. Длина вектора. Равенство векторов." Изучение нового материала....
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы.
Презентация для изучения нового материала....
Интерактивный тест «Векторы. Сумма векторов. Умножение вектора на число»
Данный ресурс представляет собой мультимедийный тест для 10 класса в 2-х вариантах.Ресурс является презентацией с использованием макросов, создан в программе PowerPoint по конструктору тестов Ко...