Рабочая программа Геометрия, 7 Атанасян
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)
- Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
1.2 Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).
1.3 Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим: алгебра – 3 часа, геометрия – 2 часа в неделю.
Учебный план МОУ «Гимназия № 12» отводит на изучение геометрии 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Количество учебных часов:
В год -70 часов
В том числе:
Контрольных работ-5
Зачетов -4
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
Уровень обучения – базовый.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-методический комплекс учителя:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2013.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008
Учебно-методический комплекс ученика:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.
2. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Зачеты, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
Начальные геометрические сведения | 11 | 6 | - | 1 | 1 | 3 | |
Треугольники | 18 | 7 | - | 1 | 1 | 3 | |
Параллельные прямые | 14 | 5 | - | 1 | 1 | 2 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 | 5 | - | 2 | 1 | 3 | |
Повторение | 8 | - | - | - | - | 1 | |
Итого | 70 | 23 | - | 5 | 4 | 12 |
Контрольные работы
№ | № и Тема |
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | |
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | |
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | |
Контрольная работа № 4 по теме «Расстояние от точки до прямой. Построение треугольника» | |
Итоговая контрольная работа |
3. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Глава 2. Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Глава 3. Параллельные прямые (14 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач. (8 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно – тематическое планирование для _______класса
Учитель:____________________________
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||
Планируемая | Фактическая | ||||||
Глава 1 . - 11ч § 1-2. Прямая и отрезок. Луч и угол. | |||||||
1-2 | Прямая и отрезок . Луч и угол . | 2 | УИНМ Урок практикум | Фронтальный опрос, дифференцированные задания . | |||
§ 3. Сравнение отрезков и углов. | |||||||
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | УИНМ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работ СР№1, (10 мин) | |||
§ 4. Измерение отрезков. | |||||||
4 | Измерение отрезков. | 1 | УИНМ | Фронтальный опрос, дифференцированные задания | |||
§ 5. Измерение углов. | |||||||
5 | Измерение углов | 1 | УИНМ | Фронтальный опрос, дифференцированные задания СР №2(15 мин) | |||
§ 6. Перпендикулярные прямые. | |||||||
6-7 | Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые | 2 | УИНМ КУ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа СР №3,(10 мин) | |||
8-9 | Решение задач по теме: « Начальные геометрические сведения». | 2 | УОиСЗ, КУ | Фронтальный, работа у доски, творческие задания | |||
10 | Зачет № 1« Начальные геометрические сведения». | 1 | Устный опрос | ||||
11 | Контрольная работа №1 « Начальные геометрические сведения». | 1 | КР | Самостоятельное выполнение контрольной работы КР№1(40 мин) | |||
Глава 2 - 18ч §1. Первый признак равенства треугольников | |||||||
12 | Треугольник | 1 | УОиСЗ | Эвристическая беседа, работа у доски, устный опрос, математический диктант текущий | |||
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | УИНМ, КУ | Исследовательская работа, устный опрос УО | |||
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | УСЗ | Исследовательская работа, устный опрос СР №4(15 мин) | |||
§2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | УИНМ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | УИНМ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа УО | |||
17 | Решение задач по теме: « Равнобедренный треугольник» | 1 | Урок практикум | Коррекция знаний, устный счет | |||
§3. Второй признак равенства треугольников | |||||||
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 | УИНМ , КУ | Эвристическая беседа, работа у доски, устный опрос, математический диктант | |||
19 | Третий признак равенства треугольников | 1 | УИНМ, УСЗ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа СР №5 (15 мин) | |||
20-21 | Решение задач на применение второго и третьего признаков равенства треугольников | 2 | УОиСЗ, КУ | Коррекция знаний, тестирование, устный счет | |||
§4. Задачи на построение | |||||||
22 | Окружность | 1 | УСЗ, КУ | Исследовательская работа, устный опрос УО | |||
23 | Примеры задач на построение | 1 | УИНМ | Эвристическая беседа, игровой момент | |||
24 | Решение задач на построение | 1 | УОиСЗ, КУ | Коррекция знаний, устный счет СР № 6(15 мин) | |||
25-27 | Решение задач по теме: « Треугольники» | 3 | Урок практикум, УКиКЗ | Коррекция знаний, устный счет УО | |||
28 | Зачет № 2 по теме «Треугольниеи№ | 1 | УО | ||||
29 | Контрольная работа № 2 по теме: « Треугольники» | 1 | КР | Самостоятельное выполнение контрольной работы КР №2 (40 мин) | |||
Глава 3 – 14ч § 1. Признаки параллельности двух прямых | |||||||
30 | Определение параллельности прямых | 1 | УИНМ | тестирование, устный опрос, математический диктант | |||
31-32 | Признаки параллельности прямых | 2 | КУ УОиСЗ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа тест | |||
33 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | КУ | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания СР №7 (15 мин) | |||
§ 2. Аксиома параллельных прямых | |||||||
34-35 | Аксиома параллельных прямых | 2 | УИНМ, КУ | дифференцированные задания, игровой момент УО | |||
36-37 | Свойства параллельных прямых | 2 | УИНМ , КУ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
38 | Свойства параллельных прямых | 1 | КУ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
39-40 | Решение задач по теме: « Параллельные прямые» | 2 | УОиСЗ, УКиКЗ | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания СР №8 | |||
41 | Решение задач по теме: « Параллельные прямые» | 1 | Урок практикум | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания | |||
42 | Зачет № 3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | УО | ||||
43 | Контрольная работа №3 по теме: « Параллельные прямые» | 1 | КР | Самостоятельное выполнение контрольной работы КР №3 | |||
Глава 4 – 19ч § 1. Сумма углов треугольника | |||||||
44 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | УИНМ | Дифференцированные задания | |||
45 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 1 | КУ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа СР №9, | |||
§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||||||
46 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | УИНМ | Дифференцированные задания | |||
47 | Неравенство треугольника | 1 | КУ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
48 | Решение задач на соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | УКиКЗ | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания | |||
49 | Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | КР | Самостоятельное выполнение контрольной работы | |||
§ 3. Прямоугольные треугольники | |||||||
50 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | УИНМ, КУ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
51 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | УИНМ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
52 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | Урок практикум | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания СР №10 | |||
53 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | УОиСЗ | Тестирование, устный счет | |||
§ 4. Построение треугольника по трем элементам | |||||||
54 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | УИНМ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
55 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | УИНМ | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | |||
56-57 | Построение треугольника по трём элементам. | 2 | Урок практикум | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания СР № 11 | |||
58 | Решение задач по теме: « Прямоугольные треугольники» | 1 | УСЗ | Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания | |||
59-60 | Решение задач по теме: « Прямоугольные треугольники» | 2 | УКиКЗ | Тестирование, устный счет | |||
61 | Зачет №4 по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | УО | ||||
62 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники » | 1 | КР | Самостоятельное выполнение контрольной работы | |||
63-70 | Повторение курса. | 6 | СР№12 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор.
Информационно-коммуникативные средства:
- тематические презентации
- компакт-диск Геометрия 7-9 класс.
Интернет- ресурсы:
http://festival.1september.ru/ - Я иду на урок математики (методические разработки)
http://pedsovet.su/load/18 - Уроки, конспекты.
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа геометрия 11 ласс УМК Атанасян Л.С.
Рабочая программа геометрия 11 класс УМК Атанасян Л.С....
Рабочая программа "Геометрия" 11 класс Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа и тематическое планирование...
Рабочие программы Геометрия 7 - 9 классы Атанасян
Рабочие программы по геометрии 7 - 9 классы Атанасян...
рабочая программа геометрия 7 класс атанасян (68 часов)
рабочая программа геометрия 7 класс атанасян (68 часов)...
Рабочая программа Геометрия, 8 Атанасян
УМК Атанасян...