Рабочая программа по геометрии 11 класс
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

Лучинина Наталья Анатольевна

Рабочая программа по геометрии УМК Атанасян содержит КИМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2010).

Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.

В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.

Содержание тем учебного курса.

  1.  Координаты точки и координаты векторов пространстве. Движения (17 ч).

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом  решения задач.

Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии

О с н о в н а я   ц е л ь – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.

Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.

  1. Цилиндр, конус, шар (15 ч)

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.

Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по  формированию логических и графических умений.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.

В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности,  о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

  1.  Объем и площадь поверхности (26 ч).

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного  конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

Цель: систематизация  изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

 Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.

Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,

так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.

Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.

Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.

  1. Повторение (10 ч.)

Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.

Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать[1]

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МАТЕРИАЛА ПО ГЕОМЕТРИИ  В 11 КЛАССЕ

Тема

Кол

час

Из них

Изучение нового и закрепление

Контроль

Глава V. Метод координат в пространстве (17 часов)

§ 1. Координаты точки и координаты вектора

1

Прямоугольная система координат в пространстве.

1

2

Координаты вектора.

1

3

Связь между координатами векторов и координатами точек.

1

4

Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка.

1

5

Вычисление длины вектора по его координатам.

1

6

Расстояние между двумя точками.

1

7

Решение задач

8

Контрольная работа № 1по теме «Координаты точки и координаты вектора».

1

§ 2. Скалярное произведение векторов

9

Угол между векторами.

1

10

Скалярное произведение векторов.

1

11

Вычисление углов между прямыми.

1

12

Вычисление углов между  плоскостями.

1

13

Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».

1

14

Повторение теории, решение задач по теме

1

§ 3. Движения

15

Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос, п. 54–57

1

16

Повторение теории, решение задач по теме

1

17

Контрольная работа № 2 по теме «Скалярное произведение векторов. Движение».

1

Глава VI. Цилиндр, конус и шар (15 часов)

§ 1. Цилиндр

1

Понятие цилиндра.

1

2

Площадь поверхности цилиндра.

1

3

Решение задач по теме «Цилиндр»

1

§ 2. Конус

4

Понятие конуса

1

5

Площадь поверхности конуса.

1

6

Усеченный конус

1

7

Решение задач по теме «Конус»

1

8

Площадь поверхности тел вращения.

1

§ 3. Сфера

9

Сфера и шар. Уравнение сферы.

1

10

Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

1

11

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. Повторение вопросов теории.

1

12

Контрольная работа № 3по теме «Цилиндр. Конус. Шар».

1

13

Решение задач, повторение ведущих вопросов.

1

14

Тестирование по пройденному материалу.

1

15

Обобщающий урок по темам.

1

Глава VII. Объемы тел (26 часов)

§ 1. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

2

Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

1

3

Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед»

1

§ 2. Объем прямой призмы и цилиндра

4

Объем прямой призмы.

1

5

Практикум по теме «Объем прямой призмы».

1

6

Объем правильной призмы.

1

7

Объем цилиндра.

1

§ 3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

8

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.

1

9

Объем наклонной призмы.

1

10

Практикум по теме «Объем наклонной призмы».

1

11

Объем пирамиды.

1

12

Практикум по теме «Объем пирамиды».

1

13

Объем конуса.

1

14

Практикум по теме «Объем конуса».

1

15

Обобщающий урок по теме  «Объемы тел вращения»

1

16

Контрольная работа № 4по теме «Объемы тел».

1

§ 4. Объем шара и площадь сферы

17

Объем шара.

1

18

Объем шарового сегмента.

1

19

Объем шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.

1

20

Обобщающий урок по теме «Объем шара и площадь сферы».

1

21

Контрольная работа № 5 по теме «Объем шара и площадь сферы».

1

22

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.

1

23

Объем параллелепипеда, призмы и пирамиды.

1

24

Практикум по теме «Объем параллелепипеда, призмы и пирамиды».

1

25

Объемы  цилиндра, конуса, шара.

1

26

Практикум по теме «Объем цилиндра, конуса, шара».

1

Повторение теории, решение задач по теме (10 часов)

1

Повторение основных тем курса планиметрии.

1

2

Решение планиметрических задач из ЕГЭ.

1

3

Тестирование по планиметрии

1

4

Повторение основных тем стереометрии.

1

5

Решение стереометрических задач из ЕГЭ.

1

6

Тестирование по стереометрии.

1

7

Совместное повторение вопросов планиметрии и стереометрии.

1

8-9

Итоговая контрольная работа по стереометрии

2

10

Заключительный урок по геометрии.

1


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1

1. Найдите координаты вектора , если А (5; –1; 3), В (2; –2; 4).

2. Даны векторы (3; 1; –2) и (1; 4; –3). Найдите .

3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку А (1; –2; –4). Найдите расстояния от этой точки до координатных плоскостей.

Вариант 2

1. Найдите координаты вектора , если С (6; 3; – 2), D (2; 4; – 5).

2. Даны вектора  (5; – 1; 2) и (3; 2; – 4). Найдите .

3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку В (– 2; – 3; 4). Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Вариант 1

1. Вычислите скалярное произведение векторов  и , если , ,  = 2,  = 3,  = 60°, , .

2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AD1 и BM, где M – середина ребра DD1.

3. При движении прямая отображается на прямую b1, а плоскость β – на плоскость β1 и b || β1.

Вариант 2

1. Вычислите скалярное произведение векторов  и , если , ,  = 3,  = 2,  = 60°, , .

2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AC и DC1.

3. При движении прямая a отображается на прямую a1, плоскость α – на плоскость α1, и . Докажите, что .


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Вариант 1

1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите площадь поверхности цилиндра.

2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:

а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 30°;

б) площадь боковой поверхности конуса.

3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы с этой плоскостью.

Вариант 2

1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.

2. Радиус основания конуса равен 6 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите:

а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 60°;

б) площадь боковой поверхности конуса.

3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Вариант 1

1. Апофема правильной треугольной пирамиды равна 4 см, а двугранный угол при основании равен 60°. Найдите объем пирамиды.

2. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью ее основания угол в 45°. Найдите объем цилиндра.

Вариант 2

1. Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите объем пирамиды.

2. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол в 45°. Найдите объем конуса.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Вариант 1

1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите отношение объемов конуса и шара.

2. Объем цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.

Вариант 2

1. В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.

2. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объемов цилиндра и шара.

ТЕСТЫ ПО ПЛАНИМЕТРИИ

Вариант I
(все длины указаны в см)

 Прямоугольные треугольники ABC и ABC′ подобны. Если A =
= 35°, то треугольник
ABC′ имеет угол, равный

1) 45°            2) 65°            3) 145°            4) 55°

 В треугольниках ABC и  ABCB =B′, BC = 6, BC′ = 4.  Если 2 AB = 3AB′, то отношение AC′ равно

1)             2) 2            3)             4)

 Вписанный угол опирается на дугу 84°. Градусная мера угла равна

1) 84°            2) 174°            3) 168°            4) 42°

 На дугу AB опирается вписанный угол, содержащий 20°. Если вписанный угол ADC равен α, то

1) α = 20°          2) α > 20°          3) α < 20°

4) α зависит от положения точки D на дуге FB

 Сумма внутренних углов выпуклого пятиугольника равна

1) 540°            2) 900°            3) 720°            4) 480°

 Если внешний угол правильного многоугольника содержит 60°, то число его сторон равно

1) 6            2) 5            3) 4            4) 8

 В окружность радиуса 5 вписан прямоугольник, одна из сторон которого равна 6. Найдите непараллельную ей сторону.

1) 4            2) 5            3) 6            4) 8

 Укажите ложное утверждение.

1) Любые два квадрата подобны.

2) Любые два угла подобны.

3) Любые две окружности подобны.

4) Любые два правильных пятиугольника подобны.

 В треугольнике ABC A = 60°, AB = 3, AC = 2. Найдите BC.

1) 7            2)             3)             4) 19

 В треугольнике ABC sin C =, sin A =, BC = 8. Найдите AB.

1) 3            2) 4            3) 6            4) 2

 ABCDEFHG – правильный восьмиугольник. Найдите BGD.

1) 75°            2) 30°            3) 45°            4) 60°

 В треугольнике ABC B =D = 90°,
BD = 3, AD = 2. Найдите DC.

1) 4,5            2) 6            3) 5            4) 1,5

Р9МГ – 3137
(все длины указаны в см)

 В трапеции ABCD AD || BC, BO = 3, OD = 6. Если OC = 2, то диагональ AC равна

1) 4            2) β            3) 9            4) 11

 Около  треугольника  ABC  описана окружность с центром в точке O. Если A = 20°, B = 70°, то

1) точка O лежит внутри треугольника.

2) о положении точки O ничего сказать нельзя.

3) точка O лежит вне треугольника.

4) точка O лежит на одной из сторон треугольника.

 В треугольнике ABC  BD  AC,
A = 30°. Если DBC = 45°, AB = 4, то сторона BC равна

1) 2           2)            3) 2           4) 3

 Радиус описанной около правильного многоугольника окружности равен 6. Если радиус вписанной окружности 3, то сторона многоугольника равна

1) 3            2) 6            3) 6            4) 6

 Сторона ромба равна 3. Если одна из диагоналей равна 4, то косинус тупого угла ромба

1)             2)             3)             4)

 В треугольнике ABC  AD – биссектриса угла A, AB = BC. Если AC = 6, BD = 8, то сторона AB равна

1) 11            2) 14            3) 12            4) 10

Вариант II

Р9МГ – 4139
(все длины указаны в см)

 Прямоугольные треугольники ABC и ABC′ подобны. Если A′ =
= 42°, то треугольник
ABC имеет угол, равный

1) 84°            2) 58°            3) 48°            4) 36°

 В  треугольниках  ABC  ABCB =B′, BC′ = 12, BC = 3. Если AB′ = 4AB, то отношение AC′ : AC равно

1) 3            2) 4            3)             4)

 Вписанный угол опирается на дугу 76°. Градусная мера угла равна

1) 176°            2) 104°            3) 38°            4) 152°

 На  дугу  AB  опирается  вписанный  угол, содержащий 70°. Если вписанный угол  ADC равен α, то

1) α = 70°            2) α > 70°            3) α < 70°

4) α зависит от положения точки D на дуге FB

 Сумма внутренних углов выпуклого семиугольника равна

1) 900°            2) 720°            3) 360°            4) 540°

 Если внешний угол правильного многоугольника содержит 30°, то число сторон многоугольника равно

1) 9            2) 10            3) 8            4) 12

 В окружность радиуса 2,5 вписан прямоугольник, одна из сторон которого равна 4. Найдите непараллельную ей сторону.

1) 2            2) 3,5            3) 2,5            4) 3

 Укажите верное утверждение.

1) Любые две окружности подобны.

2) Любые два угла подобны.

3) Любые два треугольника подобны.

4) Любые две трапеции подобны.

 В треугольнике ABC C = 150°, AC =, BC = 2. Найдите AB.

1) 2            2) 1            3)             4)

 В треугольнике ABC  AC = 4, sin C =, sin B =. Найдите AB.

1) 4            2) 3            3) 12            4) 6

 ABCDEF – правильный шестиугольник. Найдите CAE.

1) 30°            2) 60°            3) 75°            4) 90°

 В треугольнике ABC B =D = 90°, BD = 2, DC = 4. Найдите AD.

1) 1            2) 2            3) 2            4)

 В трапеции ABCD  AD || BC, DO = 15, BO = 5. Если OC = 3, то диагональ AC равна

1) 9            2) 12            3) 25            4) 28

 Около треугольника ABC описана окружность с центром в точке O. Если B = 45°, C = 15°, то

1) точка O лежит на одной из сторон треугольника

2) точка O лежит внутри треугольника

3) положение точки O определить нельзя

4) точка O лежит вне треугольника

 В треугольнике ABC BD  AC. Если A = 60°, C = 45°, DC =, то сторона AB равна

1) 2          2)          3) 2          4) 2

 Радиус вписанной в правильный многоугольник окружности равен 2. Если радиус описанной окружности 4, то сторона многоугольника равна

1) 2            2) 4            3) 4            4) 6

 Сторона ромба равна 3. Если одна из диагоналей равна 5, то косинус острого угла ромба равен

1)             2)             3)             4)

 В треугольнике ABC  AD – биссектриса угла A, AB = BC. Если AC = 9, BD = 12, то сторона BC равна

1) 18            2) 15            3) 24            4) 21

Вариант III
(все длины указаны в см)

 Прямоугольные треугольники ABC и ABC′ подобны. Если B =
= 28°, то треугольник
ABC′ имеет  угол, равный

1) 152°            2) 62°            3) 52°            4) 64°

 В треугольниках  ABC и  ABCC =C′, AC = 4, AC = 8.  Если BC′ = 2BC, то отношение AB : AB′ равно

1)             2) 2            3) 4            4)

 Вписанный угол содержит 130°. Градусная мера дуги, на которую он опирается, равна

1) 65°            2) 130°            3) 220°            4) 260°

 На дугу AB опирается вписанный угол, содержащий 30°. Если вписанный угол ADC равен β, то

1) β < 30°            2) β = 30°            3) β > 30°

4) β зависит от положения точки D на дуге AF

 Сумма внутренних углов выпуклого многоугольника 1080°. Тогда число сторон многоугольника равно

1) 6            2) 7            3) 8            4) 9

 Внешний угол правильного шестиугольника равен

1) 30°            2) 60°            3) 72°            4) 54°

 В окружность вписан прямоугольник со сторонами 8 и 6. Найдите радиус этой окружности.

1) 5            2) 6            3) 4            4) 10

 Укажите ложное утверждение.

1) Любые две окружности подобны.

2) Любые два отрезка подобны.

3) Любые два квадрата подобны.

4) Любые два ромба подобны.

 В треугольнике ABC  A = 45°, AB = 2, AC = 1. Найдите BC.

1) 13             2)             3) 5            4)

 В треугольнике ABC  BC = 9, AB = 6, sin C =. Найдите sin A.

1)             2)             3)             4)

 ABCDE – правильный пятиугольник. Найдите BAC.

1) 15°            2) 18°            3) 36°            4) 30°

 В треугольнике ABC C =D = 90°, AC = 6, AD = 4. Найдите гипотенузу AB.

1) 18            2) 13            3) 12            4) 9

 В трапеции ABCD  AD || BC, AD = 6,
BC = 3. Если BO = 2, то диагональ BD равна

1) 4            2) 9            3) 5            4) 6

 Около треугольника ABC описана окружность с центром в точке O. Если A = 65°, B = 35°, то

1) точка O лежит на одной из сторон треугольника.

2) точка O лежит вне треугольника.

3) точка O лежит внутри треугольника.

4) положение точки O определить нельзя.

 В треугольнике ABC  BD  AC, ABC =
= 105°.  Если
DBC = 60°, AD = 2, то отрезок DC
равен

1) 2           2) 2           3) 3            4) 3

 Сторона правильного многоугольника равна 8. Если радиус вписанной в него окружности 4, то радиус описанной окружности равен

1) 12            2) 6            3) 8            4) 8

 Сторона ромба равна 3. Если одна из диагоналей равна 2, то косинус тупого угла ромба равен

1)             2)             3)             4)

 В треугольнике ABC  BD – биссектриса угла B, ABD = α. Если AB = 6, AC =
= 12,
DC = 8, то A равен

1) 2α             2) 90° – α             3) α

4) 90° – 2α

Вариант IV

На плоскости заданы прямоугольная система координат Oxy и  координатные векторы  и .

 Разложение вектора {–4; 3} по координатным векторам  и  имеет вид

1)                 2)

3)              4)

 Вектор, равный сумме векторов  и , имеет координаты

1) {1; 2}            2) {2; 1}            3) {3; 4}            4) {–1; 2}

 Числа x и y, удовлетворяющие условию , равны

1) x = –3

  y = 0

2) x = 0

    y = 3

3) x = 3

    y = 0

4) x = 0

    y = –3

 Длина вектора  {3; –2} равна

1)             2)             3) 5            4) 13

 Вектор , изображенный на чертеже, имеет координаты

1)  {2; 1}           2)  {0; –1}           3)  {2; –1}

4)  {–2; –1}

 ABCD – параллелограмм. Если A (3; –4) и C (–3; –2), то координаты точки пересечения диагоналей равны

1) (0; –3)            2) (0; –1)            3) (3; –1)            4) (6; –2)

 Пусть заданы точки A (–4; –3) и B (1; 2). Тогда вектор  имеет координаты

1) {5; 5}            2) {–3; –1}            3) {–5; –5}            4) {3; 1}

Для решения задач 8 и 9 задана единичная полуокружность, изображенная на рис.

 На единичной полуокружности лежит точка M . Косинус угла AOM равен

1)             2)             3)             4)

 На единичной полуокружности лежит точка M . Площадь треугольника AOM равна

1) 0,8            2) 0,6            3) 0,3            4) 0,48

 В  треугольнике  ABC C = 90°.  Если  AB = 4, AC = 2, то угол A равен

1) 30°            2) 60°            3) 75°            4) 45°

 В треугольнике ABC AB = 5, BC = 7. Отношение (sin A) : (sin C) равно

1) 1            2)             3)             4)

 В треугольнике  ABC  AC = 2, BC = 3. Если cos C =, то сторона AB равна

1) 4            2) 3            3)             4)

 Уравнение прямой, проходящей через точку A (–8; 7) и параллельной оси Oy, имеет вид

1) x + y + 1 = 0           2) y – 7 = 0           3) y + 7 = 0           4) x + 8 = 0

 Уравнение окружности с центром в точке (1; –3), проходящей через точку (1; –1), имеет вид

1) (x + 1)2 + (y – 3)2 = 4               2) (x – 1)2 + (y + 3)2 = 4

3) (x + 1)2 + (y – 3)2 = 2               4) (x – 1)2 + (y + 3)2 = 2

 Точки B (1; 0), C (2; –3), D (1; –1) – вершины параллелограмма ABCD. Координаты вершины A равны

1) (–2; 4)        2) (0; 2)        3) (2; –4)        4) (2; –2)

 В треугольнике ABC A = α, B = β. Если BC = 2, AB = 3, C = 45°, то

1) α < 45° < 90° < β               2) α < 45° < β < 90°

3) 45 ° < α < β < 90°              4) α < β < 45°

 Расстояние между двумя точками A и B равно 5. Если A (–2; 3) и B (1; y), то

1) B (1; 7)                               2) такой точки B не существует

3) B (1; 7) или B (1; –1)          4) B (1; –5) или B (1; –1)

 Даны точки A (0; –1), B (–1; 0), C (–1; 2). Если , то координаты точки K равны

1) (–1; 2)            2) (1; 2)            3) (1; 0)            4) (1; –4)

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СТЕРЕОМЕТРИИ

Вариант I

В правильной четырехугольной пирамиде MABCD сторона основания равна 6, а боковое ребро – 5. Найдите:

1) площадь боковой поверхности пирамиды;

2) объем пирамиды;

3) угол наклона боковой грани к плоскости основания;

4) скалярное произведение векторов (AD + AB) ∙  AM;

5) площадь описанной около пирамиды сферы;

6) угол между BD и плоскостью DMC.

Вариант II

В  правильной  треугольной  пирамиде  MABC  сторона основания равна 3, а боковое ребро – 5. Найдите:

1) площадь боковой поверхности пирамиды;

2) объем пирамиды;

3) угол между боковым ребром и плоскостью основания;

4) скалярное  произведение  векторов  ,  где E – середина BC;

5) объем вписанного в пирамиду шара;

6) угол между стороной основания и плоскостью боковой грани.

Вариант III

В правильной четырехугольной пирамиде MABCD боковое ребро равно 8 и наклонено к плоскости основания под углом 60°. Найдите:

1) площадь боковой поверхности пирамиды;

2) объем пирамиды;

3) угол между противоположными боковыми гранями;

4) скалярное произведение векторов , где E – середина DC;

5) объем описанного около пирамиды шара;

6) угол между боковым ребром AM и плоскостью DMC.

Вариант IV

В  правильной  треугольной  пирамиде  MABC  сторона  основания  равна  2,  а  боковые  грани  наклонены  к  основанию   под   углом   60°.

Найдите:

1) площадь боковой поверхности пирамиды;

2) объем пирамиды;

3) угол между боковым ребром и плоскостью основания;

4) скалярное произведение векторов , где O – основание высоты пирамиды;

5) площадь вписанной в пирамиду сферу;

6) угол между ME, где E – середина BC, и плоскостью AMC.

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ

См.: Звавич Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 10–11 кл.: метод. пособие / Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский, Е. В. Такуш. – М.: Дрофа, 2002.

1. Прямые α и b параллельны, а прямые α и c пересекаются. Каково взаимное расположение прямых b и c?

а) Пересекаются; б) скрещиваются; в) не параллельны; г) какое угодно.

2. Через три точки, лежащие на трех скрещивающихся ребрах куба, проведена плоскость. Найдите сумму внутренних углов многоугольника, получившегося в сечении.

а) 360°; б) 720°; в) 180°, или 360°, или 540°, или 720°.

3. Все боковые ребра пирамиды равны 13. Радиус окружности, вписанной в основание пирамиды, равен 5, а радиус окружности, описанной около основания пирамиды, равен 12. Найдите высоту пирамиды.

а) 12; б) 7; в) 5; г) невозможно определить, мало данных.

4. Все двугранные углы при ребрах основания четырехугольной пирамиды равны 45°. Радиус окружности, вписанной в основание пирамиды, равен 8, а радиус окружности, описанной около основания пирамиды, равен 52. Найдите высоту пирамиды.

а) 4; б) 8; в) 52; г) невозможно определить, мало данных.

5. Плоскости трех боковых граней треугольной пирамиды образуют с плоскостью ее основания угол 60°. Радиус окружности, вписанной в основание пирамиды, равен 8, а радиус окружности, описанной около основания пирамиды, равен 52. Найдите высоту пирамиды.

а) 4; б) 8; в) 26; г) невозможно определить, мало данных.

6. Расстояние между центрами двух сфер радиусов 4 и 7 равно 2. Опишите множество общих точек этих сфер.

а) Окружность; б) единственная точка; в) пустое множество; г) невозможно определить, мало данных.

7. Две образующие конуса взаимно перпендикулярны. Может ли угол в развертке конуса быть равен 252°?

а) Может; б) не может; в) две образующие конуса не могут быть взаимно перпендикулярны; г) невозможно определить, мало данных.

8. ABCD – осевое сечение цилиндра. B и C – точки верхнего основания, A и D – нижнего. Точка K делит дугу AD в отношении AK : KD = 1 : 2. Найдите величину угла AKC.

а) 90°; б) 60°; в) 30°; г) невозможно определить, мало данных.

9. Сечение, проходящее через середину бокового ребра пирамиды и параллельное основанию, разбило пирамиду на два тела, объем одного из которых на 6 м3 меньше, чем другого. Найдите объем пирамиды.

а) 28м3; б) 18 м3; в) 12 м3; г) невозможно определить, мало данных.

10. MABC – тетраэдр. Сколько существует различных плоскостей, от которых все вершины этого тетраэдра удалены на одно и то же расстояние?

а) 4; б) бесконечно много; в) 7; г) невозможно определить, мало данных.

11. При каком значении x длина вектора с координатами (1 – x; 4 + x; x) наименьшая?

а) –4; б) 0; в) –2; г) невозможно определить, мало данных.

12. Какую часть объема параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 занимает объем тетраэдра A1C1BD?

а) Половину;  б) треть;  в) четверть;  г) невозможно определить, мало данных.

13. Могут ли две плоскости несоседних боковых граней четырехугольной пирамиды быть перпендикулярны к плоскости основания?

а) Могут; б) не могут; в) у четырехугольной пирамиды нет несоседних боковых граней; г) невозможно определить, мало данных.

14. Расстояния от концов диаметра шара до касающейся его плоскости равны 3 см и 7 см. Найдите радиус шара.

а) 3; б) такая ситуация невозможна; в) 5; г) невозможно определить, мало данных.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

в

б

а

б

г

в

б

а

в

в

в

б

а

в

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ

Вариант I

1. Найдите косинус угла между плоскостями квадрата ABCD и равностороннего треугольника ABM, если диагональ квадрата равна 4см и расстояние от точки M до стороны DC равно 5 см.

а) ;          б) ;          в) ;          г) .

2. Основание пирамиды – трапеция, основания которой равны 3 см и 5 см. Найдите объем пирамиды, если все ее боковые грани составляют с основанием равные двугранные углы по 45°, а высота пирамиды равна см.

а) 8см3;          б) 12см3;          в) 16 см3;          г) 12 см3.

3. Около куба описан цилиндр. Найдите полную площадь поверхности цилиндра, если поверхность куба равна S.

а) ;          б) ;          в) ;          г) .

4. В конусе проведено сечение, проходящее через вершину конуса и две его образующие. Найдите расстояние от центра основания до плоскости сечения, если образующая составляет с плоскостью основания угол α, плоскость сечения образует с плоскостью основания угол β, а радиус основания R.

а) R ctg α sin β;          б) ;          в) ;          г) R tg α cos β.

5. Стороны основания наклонного параллелепипеда 3 см и 5 см, а угол между ними 120°. Большее диагональное сечение, являющееся ромбом, перпендикулярно плоскости основания. Найдите объем параллелепипеда, если боковое ребро образует с основанием угол, равный 60°.

а) 54см3;          б) 78,75 см3;          в) 74,5 см3;          г) 60см3.

6. Дано: = 1, = 2, = 3,  = 60°,  = 90°, = 120°. Найдите косинус угла между векторами  и .

а) ;          б) ;          в) ;          г) .

7. На  поверхности  шара даны три точки A, B и C, причем AB = 2 см, BC = 3 см и AC = 4 см. Расстояние от центра шара до плоскости сечения ABC равно  см. Найдите площадь поверхности шара.

а)  см2;          б) 36π см2;          в)  см2;          г) 40π см2.

8. Основание прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 – квадрат ABCD со стороной см, длина ребра AA1 = 2. Найдите площадь сечения, проведенного через точки C, P и M, где P – середина AD и M – середина BB1.

а) 5см2;          б) 2см2;          в) 6 см2;          г) 5 см2.

Вариант II

1. Найдите косинус угла между плоскостями ромба ABCD и равностороннего треугольника ADK, если AD = 8 см, BAD = 30° и расстояние от точки K до прямой BC равно 4см.

а) ;          б) ;          в) ;          г) .

2. Основание пирамиды – трапеция с боковыми сторонами 6 см и 9 см. Найдите объем пирамиды, если все ее боковые грани составляют с основанием равные двугранные углы по 60°, а высота пирамиды равна 2см.

а) 24 см3;          б) 20см3;          в) 18см3;          г) 24см3.

3. Около куба описан цилиндр, полная площадь поверхности которого равна S. Найдите площадь поверхности куба.

а) 4Sπ;          б) 2Sπ;          в) ;          г) .

4. В конусе проведено сечение, проходящее через его вершину и две образующие. Найдите радиус основания конуса, если образующая составляет с плоскостью основания угол β, плоскость сечения образует с плоскостью основания угол α и удалена от центра основания на a.

а) ;          б) ;          в) a cos α tg β;          г) .

5. Стороны основания наклонного параллелепипеда 2 дм и дм, а угол между ними 30°. Меньшее диагональное сечение, являющееся ромбом, перпендикулярно основанию. Найдите объем параллелепипеда, если боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом, равным 60°.

а) 1,5 дм3;          б) дм3;          в) 1,5дм3;          г)  дм3.

6. Дано: = 2, = 2, = 3,  = 90°,  = 45°, = 120°. Найдите косинус угла между векторами  и .

а) ;          б) ;          в) ;          г) .

7. На поверхности шара лежат три точки C, D и E такие, что CD = 7 см, DE = 8 см, CE = 9 см. Расстояние от центра шара до плоскости треугольника CDE равно 1 см. Найдите площадь поверхности шара.

а)  см2;          б) 84π см2;          в)  см2;          г) 92,2π см2.

8. ABCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллелепипед, причем ABCD – квадрат со стороной см, а ребро AA1 = 2см. Найдите площадь сечения,  проходящего  через  точки  C, K и M, где K и M – середины ребер AD и BB1.

а) 12см2;          б) 9 см2;          в) 12 см2;          г) 9см2.

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

I

б

в

в

г

б

в

а

г

II

в

б

г

б

а

в

г

б

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Атанасян Л.С.  Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009.
  2. Атанасян Л.С.  Геометрия.  10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. -  М., «Просвещение», 2010.
  3. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., «Дрофа», 2002.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //»Вестник образования» - 2004 - № 14 - с.107-119.
  5. Тесты по геометрии 10-11 класс Юрченко И.Н. 2000 г, «Дрофа»
  6. Б.Г.Зив Сборник задач по геометрии 7-11 класс, 1998 г.

[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....