конспект урока "Уравнение окружности"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Уравнение окружности»
Класс: 9
Цели урока:
Образовательные: Вывести уравнение окружности, рассмотрев решение этой задачи как одну из возможностей применения метода координат.
Уметь:
– Распознать уравнение окружности по предложенному уравнению, научить учащихся составлять уравнение окружности по готовому чертежу, строить окружность по заданному уравнению.
Воспитательные: Формирование критического мышления.
Развивающие: Развитие умения составлять алгоритмические предписания и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Уметь:
– Видеть проблему и наметить пути её решения.
– Кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Задачи урока:
- Вывести формулу уравнения окружности.
- Ввести алгоритм составления уравнения окружности.
- Совершенствовать навык решения задач методом координат.
- Совершенствовать вычислительные навыки;
- Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;
- Содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний и самооценку.
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Методы: Наблюдение, диалог, постановка проблемных вопросов, поиск.
Технология: технология деятельностного метода, интерактивная технология (использование тренажера по математике (геометрии) в форме интерактивного диктанта, выполненного с помощью средств Microsoft Office PowerPoint)
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Презентация |
1.Организационный момент. Как сказал персидский философ Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». И мне хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими «крыльями» будете «взлетать» все выше и выше. Эпиграф И пусть девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса: - Что есть больше всего на свете? – Пространство. - Что быстрее всего?– Ум. - Что мудрее всего? – Время. - Что приятнее всего? – Достичь желаемого. Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого резурезультата. | Подготовка класса к работе. | Сл.1 |
2.Актуализация знаний. Ведёт подводящий диалог. Фронтальная работа с классом | Сл.2 | |
А(2;7) ; В(--2;7). Найдите:
| Вспоминают формулы и алгоритмы определения координат вектора, его длины, расстояния между двумя точками. Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки. Принимают участие в диалоге. Излагают своё мнение. | Сл3,4 |
3. Постановка учебной задачи Пробное действие:
К(3;-2) и радиусом 3?
| Самостоятельно пробуют решить задание. | Сл 5 |
| Нет уравнения, в которое надо подставлять координаты точки. | |
| Узнать уравнение окружности. | |
Запишите тему урока «Узнать уравнение окружности» | Сл 6 | |
4.Изучение нового материала. С окружностью вы познакомились ещё в 5 и 8 классах. А что вы о ней знаете? | Это геометрическая фигура, все точки которой равноудалены от данной точки. | Сл 7 |
Как называется эта данная точка? | Эта точка называется центром окружности. | |
Как называется расстояние от центра до любой точки окружности. | Радиусом | |
Историческая справка про окружность Древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наше время в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова полнейший. Еще в древности людям были известны многие геометрические фигуры, в том числе окружность. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Окружность – самая простая кривая линия | ||
Начертите прямоугольную систему координат с началом в точке О(0;0) /Учитель строит на доске/
/Учитель отмечает точку на построенной СК/
/Учитель строит окружность/
/Учитель на окружности берет точку, обозначает ее и записывает ее координаты/ | Учащиеся последовательно выполняют озвученные учителем действия. | Сл 8,9,10,11 «Как живешь?» см. приложение |
У нас в СК есть две точки С и А. Что можно найти? | Расстояние между ними. | |
По какой формуле? | ||
Найдите расстояние между точками С и А. | ||
Чем для окружности является расстояние СА? | Радиусом. | |
Какой буквой обозначается радиус? | r | |
Замените в равенстве СА и избавьтесь от квадратного корня. Что надо сделать для этого? | Возвести обе части уравнения в квадрат. | |
Что у вас получилось? | (1) | |
Что же это такое? | Уравнение окружности | |
А теперь вернемся к пробному действию: Принадлежит ли точка А(2;4) окружности с центром в точке К(3;-2) и радиусом 3? | ||
Как будем делать? | Вместо (x0; y0) подставляем координаты точки К (3; -2); вместо (x; y) подставляем координаты точки А(2;4), а вместо r подставляем 3. Получается Равенство неверное, значит, точка А не принадлежит окружности с центром в точке К и радиусом 3. | |
Решите задачу: Какой вид будет иметь уравнение окружности с центром в начале координат? Итак, что надо знать для составления уравнения окружности? Предложите алгоритм составления уравнения окружности. Вывод: … записать в тетрадь. ФИЗМИНУТКА | (0;0)-координаты центра окружности. х²+у²=r², где r-радиус окружности. -координаты центра окружности, радиус, любую точку окружности… Предлагают алгоритм… Записывают алгоритм в тетрадь. | |
5.Первичное закрепление Применим полученные знания при решении следующих задач.
-Не каждое уравнение второй степени с двумя переменными задаёт окружность. 4х²+у²=4-уравнение эллипса. х²+у²=0-точка. х²+у²=-4-это уравнение не задаёт никакой фигуры. Фронтальная работа у доски. Решите задачу №966(а) стр.245(учебник). Учитель вызывает ученика к доске. -Достаточно ли данных, которые указаны в условии задачи, чтобы составить уравнение окружности? (да) Задача: Напишите уравнение окружности с центром в начале координат и диаметром 8. Задача: построение окружности. - Центр имеет координаты? - Определите радиус… и выполняйте построение Фронтальная работа у доски. | 4х²+у²=4-не является уравнением окружности. х²+у²=0- не является уравнением окружности. х²+у²=-4- не является уравнением окружности. а) А(0; 5) – центр окружности, r=3 1. x0 = 0, y0 = 5 2. r=3 3. - уравнение искомой окружности. -Так как диаметр окружности в два раза больше её радиуса, то r=8÷2=4. Поэтому х²+у²=16. - Выполняют построение окружностей | Сл.12,13,14,15 |
Еще раз озвучьте введенный алгоритм. Задача на стр.243(учебник) разбирается устно. Используя план решения задачи со стр.243, решите задачу: Составьте уравнение окружности с центром в точке А(3;2), если окружность проходит через точку В(7;5). | Работа по учебнику. Задача на стр.243. Дано: А(3;2)-центр окружности; В(7;5)є(А;r) Найти: уравнение окружности Решение r² =(х –х )²+(у –у )² r² =(х –3)²+(у –2 )² r = АВ, r² = АВ² r² =(7-3)²+(5-2)² r² =25 (х –3)²+(у –2 )²=25 Ответ: (х –3)²+(у –2 )²=25 | Сл16 |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Задание 1: Записать своё ФИО в тетради, подсчитать количество букв в каждом слове и записать над словом. Число, которое соответствует фамилии – значение а, имени – b и отчеству – R. Составьте уравнение окружности по данным значениям и начертите окружность в системе координат. **Задание 2: В системе координат нарисуйте снеговика. Найдите центр и радиус каждой окружности и запишите её уравнение. II вариант - Интерактивный диктант «Уравнение окружности» см. приложение | Сл 17,18,19,20,21 | |
7.Рефлексия -О чём на уроке мы говорили? -Что хотели получить? -Какая цель была поставлена на уроке? -Какие задачи позволяет решить сделанное нами «открытие»? | Проводят рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. Высказываются мнения. Узнать уравнение окружности | Сл22 |
Домашнее задание: §___, п.___, контрольные вопросы №___,____. Задачи № ____(б, г, д), ____. Дополнительная задача (проблемная задача): Построить окружность, заданную уравнением х²+2х+у²-4у=4.
У каждого из вас на столе карточки (красная, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на магнитную доску одну из них. До свидания! Спасибо за урок! Карточка красного цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”. Карточка желтого цвета: «В целом материал мне понятен, но остались вопросы» Карточка зеленого цвета: «Я ничего не понял» | Записывают домашнее задание. На выходе из класса учащиеся крепят на магнитной доске карточку выбранного цвета | Сл23,24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга"
Материал содержит конспект урока по математике для 6 класса по теме "Длина окружности и площадь круга". Автор: Гончарова Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, РОМБ, КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ.
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими пр...
Презентация и конспект урока по математике в 6 классе "Окружность. Длина окружности"
Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает ...
Конспект урока: "Окружность и ее элементы"
Цель урока: Знать понятие – окружность и ее элементов, уметь решать задачи по данной темеЗадачи урока:образовательные: совершенствование знаний, умений и навыков по теме: «Окружность...
План-конспект урока "Окружность. Длина окружности" (урок решения задач, 6 класс)
Урок решения задач краеведческого содержания (с использованием некоторых сведений из истории города Калуги)...
План-конспект "Длина окружности. Измерение размеров различных деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля"
Разработка открытого урока по технологии и математике...
Конспект урока "Окружность и круг"
Конспект урока по математике "Окружность и круг" к УМК:Математика. 5 класс. ВиленкинН.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С...