План-конспект "Длина окружности. Измерение размеров различных деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Разработка открытого урока по технологии и математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integ_urok.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об авторе

Автор: 

 Беспоместных Г.Ф.

Регион: 

 ХМАО-ЮГРА

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: 

 Учащийся (студент)

Класс(ы): 

 6 класс

Предмет(ы): 

 Технология

Цель урока: 

Актуализировать знания учащихся об окружности, научить правилам и приемам измерения размеров различных деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля. 
 

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Учеников в классе: 

 18

Используемые учебники и учебные пособия: 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд Математика 6 класс – Мнемозина, 2008.
  2. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, издательский центр “Вентана–Графф”, 2011.
  3. Симоненко В.Д., Самородский П.С., Тищенко А.Т.,Технология: Учебник для учащихся 6-й класс общеобразовательной школы. / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Графф”, 2004.
  4. Учебник: Математика – 6 класс/ Н.Б.Истомина «Математика 6» М.: Ассоциация XXI век, 2002 г.
  5. Учебник: Математика – 6 класс/ Н.Б.Истомина «Математика 6» М.: Ассоциация XXI век, 2002 г


 

Используемое оборудование: 

Циркуль, линейка,  карандаш, штангенциркули, трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, полосы для измерения, отрезки проволоки, заготовки, образец детали, чертеж, модель, шкалы нониуса, плакат, ручной инструмент для обработки металла.
 

Используемые ЦОР: 


 

Краткое описание: 

 

Интегрированный урок по технологии и математике проводят учителя технологии и математики. Во время всего урока используется презентация. Практическая работа неразрывно связана с теорией. Всвязи с этим материал усваивается учащимися с лёгкостью.
 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ

Тема: Длина окружности. Измерение размеров различных деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля

Цель: Актуализировать знания учащихся об окружности, научить правилам и приемам измерения размеров различных деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с устройством и работой штангенциркуля.
  2. Развитие  познавательной активности, творческих способностей
  3. Воспитывать точность при измерении размеров различных деталей и выполнении любых работ.

Оборудование: Циркуль, линейка,  карандаш, штангенциркули, трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, полосы для измерения, отрезки проволоки, заготовки, образец детали, чертеж, модель, шкалы нониуса, плакат, ручной инструмент для обработки металла.

Объект труда: “ушко” для стенда (продолжение и завершение).

Тип урока: интегрированный урок

Структура урока: личностно-ориентированная.

Межпредметные связи: математика 6 класс

Материально-техническое оснащение урока: школьная доска, компьютер, мультимедийный проектор


 

Наглядные пособия:

а) Графические:

  1. таблицы  «Окружность», «Измерение окружности с помощью штангенциркуля»
  2. плакат «Штангенциркуль» ;
  3. стенд «Образцы сортового проката»

б) Натуральные:

  1. словарик на доске: штангенциркуль, нониус, контролёр станочных и слесарных работ;
  2. карточки с практическими заданиями;
  3. трубки с различным диаметром;
  4. заготовки различной формы;
  5. образцы проволоки и арматуры различного диаметра;
  6. презентация обучающихся в электронной версии Mikrosoft Windows


 

План занятия.

1. Организационная часть.

а) проверка готовности к уроку
б) назначение дежурных, проверка отсутствующих
в) выдача тетрадей

2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Виды сортового проката”

а) работа с карточками – 5 учеников.
б) что такое сортовой прокат?
в) в чем суть проката металлов?
г) применение основных видов проката?
д) назвать образцы проката по стенду.

3. Формирование новых знаний.

Учитель технологии: сегодняшний урок пройдёт необычно и начнёт его учитель математики.

Учитель математики: одна часть темы нашего урока звучит так: «Длина окружности», но в течении урока вы поймёте насколько тесно перекликаются между собой темы по математике и технологии.

Что такое окружность?

 Окружность - это геометрическая фигура, образованная замкнутой кривой линией, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

Круг - это геометрическая фигура, которая ограничена окружностью.

Окружность - это граница круга.

Радиус круга - это расстояние от центра окружности до любой её точки.

Диаметр круга - это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через её центр.

Диаметр круга равен двум его радиусам.

Точка O - центр круга.

                AB - диаметр круга.                   

OK - радиус круга.                                                

АB = 2 x OK.

Длина окружности:

Длина окружности прямо пропорциональна длине ее диаметра. Поэтому для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой π (читается: "пи"). Если обозначить длину окружности буквой С, а длину диаметра - d, то C:d = π.

Поэтому, С=πd

Так как диаметр окружности вдвое больше ее радиуса, то длина окружности C радиусом r равна 2πr. Получили другую формулу длины окружности:

С = 2πr

Подсчеты показали, что с точностью до десятитысячных π = 3,1416. Если значение π округлить до сотых, то получим значение 3,14.

Учитель технологии:

а) посмотрите на  образцы проволоки и арматуры.

б)  назовите  основные размеры (длина, диаметр). Как с помощью известных вам инструментов измерить эту заготовку (длина – линейкой, диаметр - ?)

На предыдущем уроке вам было задание подготовить сообщение об истории штангенциркуля.

Учащиеся: Первые штангенциркули появились уже в начале XVII века, то есть существуют уже около 4-х столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных размеров в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки и в конце XVIII века в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную шведом Нониусом и в честь его названную шкалой Нониуса. Ими можно было измерять с высокой точностью.

Учитель технологии:

В настоящее время существует 3 вида и 8 шиноразмеров штангенциркулей. Они отличается своими возможностями, пределов измерений и степенью точности. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий, техник, инженер обязательно пользуются ими, а работа станочников по металлу – токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков без него вообще немыслима.

Посмотрим, как же он устроен (по рисунку и плакату на доске).

Учитель технологии объяснят устройство, называет составные части штангенциркуля. Один, два учащихся повторяют названия, затем учащиеся записывают их в тетрадь, а также назначение штангенциркуля.

Учитель технологии: Помните, что штангенциркуль – это дорогостоящий измерительный инструмент, требующий бережного обращения.  Откроем учебник на странице 76 и прочитаем правила обращения со штангенциркулем.

А теперь переходим к правилам измерения размеров деталей, наружных и внутренних диаметров.

По макету учитель объясняет,  как считать целые мм, затем по шкале Нониуса десятые доли мм.

4. Упражнения по измерению размеров деталей

Учитель технологии: На рабочих столах для вас подготовлены  штангенциркули и специальные пластины с уступами и отверстиями, кольца, проволока, трубки с разными диаметрами, заготовки различной формы.

  1. Выполните эскиз детали, которая находится у вас на столе под №1.
  2. Нанесите на него все необходимые для изготовления размерные линии.
  3. Замерьте размеры детали штангенциркулем с точностью до десятых долей миллиметра и проставить их на эскизе.

После выполнения работы, учитель вызывает одного из учащихся к доске, который проставляет полученные размеры детали на эскизе. Остальные сверяют свои результаты.

5. Закрепление нового материала.

1. Что надо знать, чтобы построить окружность?

2. Из каких основных частей состоит штангенциркуль?

3. Сколько измерительных шкал имеет штангенциркуль?

4. Назовите правила обращения со штангенциркулем.

6. Практическая работа.

 Инструктаж по практической работе.

Учитель объясняет как с помощью разметочного инструмента (штангенциркуля) ШЦ -2 произвести разметку отверстий. Напоминает о необходимости накернения, перед сверлением, затем разъясняет как безопасно сверлить отверстия на сверлильном станке СН-12А. (зажать заготовку в струбцину, одеть защитные очки, устранить свисающие рукава). Как зачистить изделие и произвести контроль размеров штангенциркулем.

7. Текущий инструктаж отдельно нуждающимся учащимся.

8. Отработка навыков работы с инструментом

а) при работе с молотком;

б) при опиливании металла.

9. Прием выполненных работ. Уборка рабочих мест.

10. Итог урока.

Учителя технологии и математики обращают внимание на допущенные ошибки учениками, выставляют оценки.


 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд Математика 6 класс – Мнемозина, 2008.
  2. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, издательский центр “Вентана–Графф”, 2011.
  3. Симоненко В.Д., Самородский П.С., Тищенко А.Т.,Технология: Учебник для учащихся 6-й класс общеобразовательной школы. / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Графф”, 2004.
  4. Учебник: Математика – 6 класс/ Н.Б.Истомина «Математика 6» М.: Ассоциация XXI век, 2002 г.
  5. Учебник: Математика – 6 класс/ Н.Б.Истомина «Математика 6» М.: Ассоциация XXI век, 2002 г


 

Интегрированный урок по математике и технологии

по теме :

Масштаб. Расчет и изображение чертежей  в масштабе.

Подговили:

Беспоместных Г.Ф.

2017 г.

Тип урока Интегрированный урок по математике и технологии

Подтип: творческое  применение знаний.

Методы  обучения : беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.

Методы контроля :  фронтальный и индивидуальный опрос, текущие наблюдения, взаимоконтроль , проверка выполнения практической работы.

 Форма организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока: показать знания и умения, полученные на уроках  математики, технологии  и  применение их на практике.

Задачи:

  • дидактические:
  • повторение понятий «отношение», «пропорция», «отношение величин», «масштаб», проектирование,  конструкции юбок, необходимые мерки,
  •  решению задач по данной теме,  вычисления по расчетным формулам;
  • практическое применение понятия масштаб;
  • приемы построения чертежа
  • развивающие:
  • формирование правильной математической речи;
  • развитие воображения;
  • воспитательные:
  • активизация познавательной и творческой активности учащихся.
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие,
  • повышать интерес к уроку.

Оборудование:  презентация Microsoft PowerPoint «К уроку  по теме Масштаб»,карточки с заданием,

                             макеты  мебели ( М 1:10), лист ватмана, рабочая тетрадь, инструкционные карты,                                       линейка закройщика ( М1:4),учебный манекен,  костюм казачки, ножницы.

.

План урока.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, приветствие

2. Мотивационное начало урока.

Вступительное слово. Постановка цели урока.  

3 Организация внимания

      Фронтальный опрос.

Развитие Высших психических функций. 

Устная работа по математике с использованием презентации .

5. Проверка  изученного материала.

Работа у доски и в тетрадях, решение задач трёх типов. Применение полученных знаний на практике.

4. Практическая  работа  по технологии

Групповая, индивидуальная.  

5. Подведение итогов.

Работа с классом, объяснение творческого задания

Ход урока.

1. Организационный момент (1 мин)

Проверка готовности класса  к уроку.

               2. Мотивационное начало урока  ( 1 мин )  

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его вместе с учителем технологии, и  тема нашего урока «Масштаб. Расчет и изображение чертежей  в масштабе». Решая задачи с помощью математических методов, вы увидите, как тесно связаны между собой разные науки. Убедимся, какое важное практическое значение имеет материал сегодняшнего урока. (демонстрация слайда № 1).  

3.Развитие высших психических функций Организация внимания(2 мин).

 (демонстрация слайда № 2) запоминание 20 секунд

Слайд закрывается  Вопросы которые могут быть заданы:

 Сколько обыкновенных дробей было  написано на доске?

На каком месте они стояли?

Назовите десятичную дробь.

 Есть ли среди чисел равные  дроби ? если да ,то почему ?

 Как можно назвать дробь , стоящую на втором месте и что надо с ней сделать?  

4Устная работа (демонстрация слайда № 4).(4 мин)

 Фронтальный опрос по теме:

            №1Найдите отношение

  • чисел:   3 и 7;    1 и 5;
  • величин:   1 см и 4 см;    3см и 8 м.
  • Какую часть от часа составляет 10 минут , 4см от метра?

  №2

Во сколько раз число 2 меньше числа 4?

 Число 6,3  больше  числа 2,1?

   №3Верны ли следующие пропорции:

  • 0,5  _   _1_                     1,5   _  0,1

             7    ‾   14                         150  ‾  10

       №4 Прочитайте  запись  1: 8.000.000 Что она означает? Сопутствующие вопросы

            Что называется отношением? (Частное двух чисел.)

  • Что показывает отношение? (Во сколько раз одно число больше другого, если делят большее число на меньшее, или какую часть одно число составляет от другого, если делят меньшее число на большее.)
  • Как можно выразить отношение? (В процентах.)
  • Каково основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
  • Что такое пропорция? основное свойство пропорции
  •  Что такое масштаб?

(Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.)

Учитель: Подумаем, как связан масштаб с отношениями. Участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде. Как вы уже знаете, масштаб показывает во сколько раз каждый отрезок на карте меньше соответствующего отрезка на местности.

Значит, масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

4 Проверка  изученного материала.

 Запись темы  в тетрадях.(1 мин)

Задача №1  Соотношение величин. (2 мин) Перед вами две карты разных масштабов соотнесите масштаб с картой и объясните почему. Переведите  масштаб в км.

   Где, на ваш взгляд, могут применяться увеличивающие и уменьшающие масштабы? (презентация, слайд5 )Рассматриваются примеры использования масштабов на географической карте (уменьшение) и чертежах мелких деталей (увеличение), делается вывод о необходимости использования масштабов в практических целях.    60000000см=600км.    252000000см =2520 км.

Если вам интересно, над какими странами вы пролетите, отправляясь из Москвы в Мельбурн, надо открыть мелкомасштабную карту, а отправляясь в лес по грибы или с друзьями в поход, надо взять с собой крупномасштабную карту, чтобы не заблудиться.

Задача №2 решает уч-ся с комментарием( слайд 6)(4мин)

  • Расстояние от Ростова на Дону до Зернограда  76 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе 1:50000?

 Карта  см

 Местность см

х см

76 км=7600000см

1

50000

ответ:132 см  отрезок нарисовать нельзя.

Задача №3. Учащиеся разделены на группы  получают задачу и задание. (5 Мин) (Слайд7)

Вариант IВычислите  настоящую длину  грузовой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 18. Предварительно  выполните необходимое измерение  модели. ответ:( =9 метров)

вариант II

Вычислите  настоящую длину  легковой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 43. Предварительно  выполните необходимое измерение модели ответ:( =3,8 метров)

  Слад№ 8  Практическое применение масштаба в жизни.

Учитель..

Но масштаб используют не только для вычерчивания карт. Если надо построить здание или шагающий экскаватор, их сначала чертят на бумаге.  Конечно, все размеры при этом уменьшают, используя масштаб.

А если надо изготовить маленькие наручные часы или микрокалькулятор? Их детали тоже вычерчивают на бумаге, но в уменьшенном виде. Масштаб будет больше единицы: 50 : 1, 1 000 : 1 и т. п. И еще больше, если надо изобразить клетку или микроб для рассматривание микробов под микроскопом. Возможность масштабирования заложена и в фотоаппаратах и видеокамерах: мы приближаем и отдаляем объекты для съемки. При этом все их размеры одинаково увеличиваются или отдаляются.

IV. Пауза (2 мин)

  1. Физминутка для глаз.
  2. Напишите глазами свою фамилию, имя и рядом  ту оценку, которую вы хотели бы получить сегодня на уроке.

Ребята, а теперь давайте применим ваши  теоретические знания о масштабе на практике.

Разделимся на 2 группы:

1 группа  мальчиков – попробуют себя в роли архитекторов. Вы должны создать план детской комнаты в М1:10, с использованием ранее выполненных макетов мебели учащимися 6класса  (диван, кровать, комнатный столик, кресло, ученический стол, стулья).Размеры комнаты, окон и дверей даны в карточках. Перед вами стоит задача рассчитать ширину и длину комнаты в данном масштабе, начертить ее на ватмане, вырезать и создать дизайн детской комнаты. Вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами.

2 группа девочек - попробуют себя в роли конструкторов-модельеров. Вы должны построить чертеж конической и  клиньевой юбки в М1:4.На предыдущем уроке мы с вами производили снятие мерок и расчеты в инструкционной карте.

-Что называют конструированием? (слайд11)

-Какие существуют покрои юбок? (слайд12,13,14)

-Ответьте, какие мерки необходимо измерить для построения  чертежа      юбки? (слайд15)

-Как записываются мерки полуобхватов?

Молодцы, а теперь посмотрите внимательно на манекен. Перед вами женский костюм донской казачки. Обратите особое внимание на юбку. Она состоит из 6 одинаковых клиньев. Клиньевые юбки могут состоять из 4,8,10 или 12 клиньев, расширенных к низу.

Итак, в наше ателье конструкторам- модельерам поступил заказ: Произвести конструирование клиньевой юбки, т.е. построить чертеж-выкройку в М1:4.

-Что значит в М1:4?(Ответ ученика)

Если нам необходимо построить чертеж выкройки в М1:4,это значит, что все измерения нужно разделить на 4.

У модельеров-конструкторов для этого существует специальная линейка –закройщика, у которой на одной стороне  единичный отрезок уменьшен в 4 раза.

Итак, давайте приступим  к построению чертежа.(слайд 16,17,18)

 У вас находятся инструкционные карты с вашими расчетами.

 Напоминаю, что построение чертежа  следует вести самостоятельно  по своим меркам. Чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий.

  1. Целевой обход учителя.
  2.  Анализ деятельности учащихся подведение итогов урока (5  минут):

Итак, вы теперь знаете, как нужно строить чертеж клиньевой юбки. Выполнив сложную работу, вы сегодня ознакомились с непосредственной работой конструктора швейных изделий. Именно конструктора разрабатывают чертежи основ конструкции швейных изделий.

Оценить деятельность учащихся на уроке – отлично, хорошо, удовлетворительно.

       

     Приложения :

Вариант I

Вычислите  настоящую длину  грузовой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 18. Предварительно  выполните необходимое измерение  модели.

Вариант II

Вычислите  настоящую длину  легковой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 43. Предварительно  выполните необходимое измерение модели.

         Группа  «Архитекторы»

Нарисовать  план детской комнаты в масштабе 1: 10 . если длина комнаты равна  4 метра ,

 а ширина 3,5метра и расставить в ней мебель .(Модели интерьера выполнены учащимися 6 а в масштабе 1:10)

Вариант I

Вычислите  настоящую длину  грузовой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 18. Предварительно  выполните необходимое измерение  модели.

Вариант II

Вычислите  настоящую длину  легковой машины, если модель машины выполнена в  масштабе 1: 43. Предварительно  выполните необходимое измерение модели.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 6 классе "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"

Урок изучения нового материала, в ходе которого обучающиеся, работая в группах, знакомятся со штангенциркулем и измеряют с помощью него различные детали....

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля...

Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "

Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "...

Разработка открытого урока "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"

Разработка открытого урока "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"...

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

Конспект урока по технологии в 6 классе...