План-конспект урока "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: математика
Класс: 8
Тема: «Теорема Пифагора»
Цели:
Развивающие:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к геометрии, как к части общечеловеческой культуры.
Образовательные:
Изучить теорему Пифагора, рассмотреть решение задач с её применением.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: Проблемное обучение, эвристическая беседа.
Планируемые результаты:
- Знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.
- Уметь доказывать теорему Пифагора.
- Уметь применять теорему Пифагора для решения задач
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, доска, мел
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Мотивационный этап (3 мин.)
- Открытие теоремы (4 мин.)
- Формулировка теоремы. Работа над формулировкой (2 мин.)
- Доказательство теоремы (6 мин.)
- Формирование умений применять теорему (6 мин)
- Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.)
- Постановка домашнего задания (1 мин.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_1.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: математика
Класс: 8
Тема: «Теорема Пифагора»
Цели:
Развивающие:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к геометрии, как к части общечеловеческой культуры.
Образовательные:
Изучить теорему Пифагора, рассмотреть решение задач с её применением.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: Проблемное обучение, эвристическая беседа.
Планируемые результаты:
- Знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.
- Уметь доказывать теорему Пифагора.
- Уметь применять теорему Пифагора для решения задач
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, доска, мел
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Мотивационный этап (3 мин.)
- Открытие теоремы (4 мин.)
- Формулировка теоремы. Работа над формулировкой (2 мин.)
- Доказательство теоремы (6 мин.)
- Формирование умений применять теорему (6 мин)
- Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.)
- Постановка домашнего задания (1 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Все ли готово к уроку? Все ли есть для урока? Садитесь!
- Актуализация знаний.
- Прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты, которые мы уже знаем. Эти знания нам необходимы для сегодняшнего урока.
- Дайте определение квадрата? (это прямоугольник, у которого все стороны равны)
слайд 1
- Как найти площадь квадрата? (любую его сторону возвести во вторую степень)
слайд 2
- Как найти площадь квадрата со стороной равной 4, с, a + b (S = 42 = 16;
S = с2 ; S = (a + b)2)
слайд 2
- Какой треугольник называется прямоугольным? (треугольник, у которого один из углов равен 900, т.е. прямой)
слайд 3
- Как называются стороны прямоугольного треугольника? (сторона, которая лежит против прямого угла – гипотенуза, а две другие стороны катеты)
- Как найти площадь прямоугольного треугольника с катетами а и b, и гипотенузой с? ()
слайд 4
- Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами равными 3 и 4. ()
слайд 4
- Мотивационный этап.
- А теперь давайте попробуем решить интересную задачу.
слайд 5
Рассматривается рисунок, формулируется задача, которую вроде бы возможно решить, т.к. лестница должна быть вполне определенной длины.
- Но как найти эту длину? (учащиеся испытывают затруднения)
- Оказывается не надо непосредственно измерять длину лестницы. Достаточно знать, в каком соотношении находятся катеты и гипотенуза в прямоугольном треугольнике.
Ставится проблема: найти эту зависимость.
- И сегодня мы узнаем ещё одну, очень важную теорему, связанную с прямоугольным треугольником. Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором. Эта теорема является основой решения множества геометрических задач и базой изучения теоретического материала в дальнейшем, она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Вы и сами в этом скоро убедитесь!
- Откройте тетради, запишите число и тему урока "Теорема Пифагора".
Слайд 6
- Эпиграфом сегодняшнего урока возьмем слова Кеплера: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора».
- Как вы думаете, какая цель будет у нашего сегодняшнего урока? (Изучить теорему Пифагора, рассмотреть решение задач с её применением)
Слайд 6
- Открытие теоремы.
- А сейчас давайте попробуем открыть теорему, т.е. увидеть на примере это замечательное соотношение сторон прямоугольного треугольника! Также, возможно, это соотношение открыли и в древности.
- Так как речь идет о прямоугольном треугольнике, то давайте возьмем такой треугольник с сторонами 3, 4 и 5, и построим на каждой стороне этого треугольника квадраты, со сторонами равными сторонам треугольника.
слайд 7
- Вычислите площади получившихся квадратов. (25, 16, 9)
слайд 7
-Что вы увидели? (сумма площадей квадратов построенных на катетах равна площади квадрата построенного на гипотенузе)
- Действительно это так! 25 = 16 + 9
слайд 7
- Во времена Пифагора теорема так и звучала: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах»
слайд 7
- Т.е. сейчас мы все вместе уже открыли формулировку теоремы! Но не нужно думать, что мы уже ее и доказали, ведь мы рассмотрели лишь пример с конкретными длинами катетов и гипотенузы.
- Формулировка теоремы. Работа над формулировкой
- Не зря выделены именно эти слова в формулировке теоремы времен Пифагора. В современной формулировке она звучит более коротко. «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»
слайд 8
- Давайте поработаем над формулировкой.
- Смотря на формулировку, что мы можем записать в дано? (прямоугольный треугольник АВС)
слайд 8
- Что нужно доказать? (АВ2 = АС2 + BC2)
слайд 8
- Доказательство теоремы
- На данный момент существует более трехсот способов доказательства этой теоремы. Выберем один.
- Давайте для удобства обозначим длины сторон треугольника a, b и с.
слайд 9
- Так как речь идет о квадрате, построенном на гипотенузе, давайте его построим.
слайд 9
- Чему будет равна каждая сторона этого квадрата? (с)
- Выполним еще дополнительное построение. На каждой стороне этого квадрата построим еще по прямоугольному треугольнику, равному данному.
слайд 9
- Что у нас получилось? (еще один квадрат)
- Обозначьте стороны всех прямоугольных треугольников.
слайд 10
- Чему равна сторона этого квадрата? (a + b)
слайд 11
- Тогда чему будет равна площадь этого квадрата? (S = (a + b)2)
слайд 11
- Как еще можно найти площадь этого квадрата? (нужно найти площади всех фигур из которых он состоит, то есть найти площади четырех прямоугольных треугольников и площадь квадрата. Найти их сумму.)
- Чему равняется площадь квадрата? (с2)
- Чему равняется площадь каждого треугольника? ()
- Тогда чему равняется площадь всего квадрата?
слайд 12
- Тогда исходя из этих двух равенств, докажите теорему Пифагора. (Некоторые дети догадываются приравнять правые части равенств, так как левые равны. И далее останется только упростить)
слайд 12
- Мы доказали теорему? (Да, так как возвращаясь к старому обозначению, получается то что требовалось доказать АВ2 = АС2 + BC2)
- Итак, давайте рассмотрим основные этапы доказательства теоремы. Что мы делали в первую очередь? (ввели новые обозначения)
- На втором этапе? (выполнили дополнительные построения)
- На третьем этапе? (нашли различными способами площадь полученного квадрата)
- И на последнем этапе? (приравняли полученные равенства, упростили, и получили искомое равенство)
7. Формирование умений применять теорему
- А теперь давайте немного отдохнем, прочтя следующее стихотворение, посвященное теореме Пифагора.
слайд 13
- Итак, давайте попробуем решить следующую задачу. «В прямоугольном треугольнике АВС катеты равны 5 и 12. Найдите гипотенузу АВ»
слайд 14
-Что дано? Что нужно найти? Запишите в тетрадь.
слайд 14
- Как решить эту задачу? (используя теорему Пифагора: АВ2 = АС2 + BC2)
- Хорошо. Чему будет равняться АВ?
Используя слайд вместе с учащимися решается задача. В ходе решения ребята убеждаются, в том как легко находится гипотенуза, используя теорему Пифагора.
слайд 14
- Давайте вернемся к задаче, которая была у нас в начале урока.
- Можно в этой задаче применить теорему Пифагора? (да можно, так как стена, расстояние до основания лестницы и сама лестница образуют прямоугольный треугольник, в котором известны катеты)
слайд 15
- Какой длины потребуется лестница? (10 м)
Вместе с учащимися решается задача, применяя теорему Пифагора.
8. Подведение итогов. Рефлексия
- Давайте подведем итог нашего урока. (ученики отвечают на вопросы со слайда)
слайд 16
- А теперь, каждому я раздам карточку, в которой стрелочкой вы укажите, чего вы достигли на уроке для самих себя. Сдайте их пожалуйста в конце урока.
слайд 17
- И после этого запишите домашнее задание.
слайд 18
- Всем спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока на тему "Теорема Пифагора"
Предмет: геометрия Класс: 8 Тема и номер урока в теме: «Теорема Пифагора» , №1 Базовый учебник: «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю....
план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Теорема Пифагора»
В уроке используются ЭОР по геометрии, для 8 класса. учебник А.В. Погорелов....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Теорема Пифагора»
план конспект урока "Теорема Пифагора" с использованием ЭОР...
план-конспект урока пифагор и его теорема
Предмет: геометрияДата проведения: ноябрь 2009 годаМесто урока в программе изучения геометрии: по плану 3 часа, это первый урок. Вид урока: урок- презентацияТип урока: изучение и первичное ...
план-конспект урока "Теорема Пифагора"
Конспект урока с применением материала из коллекции ЦОР...
План-конспект урока "Теорема Пифагора"
урок по теме "Теорема Пифагора" с использованием интерактивной доски, элементов проблемного обучения....