рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 8 класс разработана к учебнику Л.С.Атанасян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по геометрии 8 класс 2017-2018 уч.год | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ОБОЯНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена и принята на заседании Утверждена на заседании Введена в действие приказом
методического объединения. педагогического совета. директора школы от 30.08.2017г. № 80
/Протокол № 1 от 30.08.2017г./ /Протокол № 1 от 30.08.2017г./ Директор школы _________/В,И. Карелов/
Руководитель ШМО _____ /Малыхина В.В../ Председатель _________ /В.И.Карелов/
Учитель – Тараторкина Елена Алексеевна
Срок реализации – 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………….3
2. Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………………………..4
3. Учебно-тематический план…………………………………………………………….. 5-7
4.Содержание тем учебного курса……………………………………………………….. 8
5. Перечень обязательных контрольных работ ………………………………………….9
6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся ………………10-13 7. Литература ………………………………………………………………………………14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасян и др.
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса. Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратеги обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:
● введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
● развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
● совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
● формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
● совершенствование навыков решения задач на доказательство;
● отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
● расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
∙овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
∙интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
∙ формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
∙воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
В учебном плане МБОУ «Косиновская ООШ» на изучение математики в 8 классе отводится 5 ч в неделю, 35 учебных недель, всего 175 часов, из них на изучение алгебры – 3 ч в неделю, всего 105 часов, на изучение геометрии – 2 ч в неделю, всего 70 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения геометрии ученик должен
уметь
∙ пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
∙ распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
∙ изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
∙ распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
∙ в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
∙ проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
∙вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
∙ решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
∙проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
∙ решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ описания реальных ситуаций на языке геометрии;
∙ расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
∙ решения геометрических задач с использованием тригонометрии
∙ решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
∙ построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела, урока | Дата | Примечание | |
по плану | по факту | |||
1 четверть – 18 часов | ||||
1. | Вводное повторение. | 01.09 | ||
2. | Вводное повторение. | 04.09 | ||
Четырёхугольники (14 ч) | ||||
3. | Многоугольники. | 08.09 | ||
4. | Многоугольники. Решение задач. | 11.09 | ||
5. | Параллелограмм. | 15.09 | ||
6. | Признаки параллелограмма. | 18.09 | ||
7. | Решение задач по теме «Параллелограмм». | 22.09 | ||
8. | Трапеция. | 25.09 | ||
9. | Теорема Фалеса. | 29.09 | ||
10. | Задачи на построение. | 02.10 | ||
11. | Прямоугольник. | 06.10 | ||
12. | Ромб. Квадрат. | 09.10 | ||
13. | Решение задач. | 13.10 | ||
14. | Осевая и центральная симметрия. | 16.10 | ||
15. | Решение задач. | 18.10 | ||
16. | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники» | 20.10 | ||
Площадь (14 ч) | ||||
17. | Площадь многоугольника. | 23.10 | ||
18. | Площадь многоугольника. | 27.10 | ||
2 четверть – 15 часов | ||||
19. | Площадь параллелограмма. | 10.11 | ||
20. | Площадь треугольника. | 13.11 | ||
21. | Площадь треугольника. | 17.11 | ||
22. | Площадь трапеции. | 20.11 | ||
23. | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 24.11 | ||
24. | Решение задач на нахождение площади. | 27.11 | ||
25. | Теорема Пифагора. | 01.12 | ||
26. | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 04.12 | ||
27. | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 08.12 | ||
28. | Решение задач. | 11.12 | ||
29. | Решение задач. | 15.12 | ||
30. | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» в рамках промежуточной аттестации | 18.12 | ||
Подобные треугольники (20 ч) | ||||
31. | Определение подобных треугольников. | 22.12 | ||
32. | Отношение площадей подобных треугольников. | 25.12 | ||
33. | Первый признак подобия треугольников. | 29.12 | ||
3 четверть – 19 часов | ||||
34. | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 15.01 | ||
35. | Второй и третий признак подобия треугольников. | 19.01 | ||
36. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 22.01 | ||
37. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 26.01 | ||
38. | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 29.01 | ||
39. | Средняя линия треугольника. | 02.02 | ||
40. | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | 05.02 | ||
41. | Пропорциональные отрезки. | 09.02 | ||
42. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 12.02 | ||
43. | Измерительные работы на местности. | 16.02 | ||
44. | Задачи на построение методом подобия. | 19.02 | ||
45. | Решение задач на построение методом подобных треугольников. | 26.02 | ||
46. | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 02.03 | ||
47. | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°и 60°. | 05.03 | ||
48. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | 12.03 | ||
49. | Подготовка к контрольной работе. | 16.03 | ||
50. | Контрольная работа №4 по теме «Средняя линия треугольника. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 19.03 | ||
Окружность (16 ч) | ||||
51. | Взаимное расположение прямой и окружности. | 23.03 | ||
52. | Касательная к окружности. | 24.03 | ||
4 четверть – 18 ч | ||||
53. | Касательная к окружности. Решение задач. | 06.04 | ||
54. | Градусная мера дуги окружности. | 09.04 | ||
55. | Теорема о вписанном угле. | 13.04 | ||
56. | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 16.04 | ||
57. | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 20.04 | ||
58. | Свойства биссектрисы угла. | 23.04 | ||
59. | Серединный перпендикуляр. | 27.04 | ||
60. | Теорема отточке пересечения высот треугольника. | 28.04 | ||
61. | Вписанная окружность. | 04.05 | ||
62. | Свойство описанного четырёхугольника. | 07.05 | ||
63. | Описанная окружность. | 10.05 | ||
64. | Свойство вписанного четырёхугольника. | 14.05 | ||
65. | Решение задач по теме «Окружность» | 16.05 | ||
66. | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» в рамках промежуточной аттестации | 18.05 | ||
Итоговое повторение (4 ч) | ||||
67. | Повторение по теме «Четырёхугольники» | 21.05 | ||
68. | Повторение по теме «Площадь» | 25.05 | ||
69. | Повторение по теме «Подобные треугольники» | 28.05 | ||
70. | Повторение по теме «Окружность» | 30.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
- Четырехугольники (14 ч)
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
2.Площадь (14 ч)
Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
3. Подобные треугольники (20 ч)
Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
4. Окружность (16 ч)
основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
5. Повторение. Решение задач (4 ч)
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Контрольная работа | Дата | ||
по плану | по факту | |||
1. | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники» | 20.10 | ||
2. | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» в рамках промежуточной аттестации | 18.12 | ||
3. | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 29.01 | ||
4. | Контрольная работа №4 по теме «Средняя линия треугольника. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 19.03 | ||
5. | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» в рамках промежуточной аттестации | 18.05 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОМЕТРИИ
1. Оценка письменных контрольных работ:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
- Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др - Геометрия: учеб. Для 7-9 кл. срд. шк./ М.: Просвещение, 2007
- Бурмистрова Т.А. –Геометрия 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение 2009
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений/составитель Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011
- Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс/ М.:ВАКО, 2011
- Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2009.
- Рабочая тетрадь/ Геометрия 8
- Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
- Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
- Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
- сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
- досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
1.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др - Геометрия: учеб. Для 7-9 кл. срд. шк./ М.: Просвещение, 2007
2. Рабочая тетрадь/ Геометрия 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....