Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Севостьянова Наталья Равильевна

Геометрия 9 класс, учебник Погорелов А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУХОЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»

____________Болотина Л. Б.

«_____»______________2017 г.

Рабочая программа

по математике (геометрия)

9  класс

Составитель:

Севостьянова Наталья Равильевна,

учитель  математики

2017 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике (геометрия) для 9 класса составлена  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
  • учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
  • авторской  программы по математике (геометрии) к учебнику А.В. Погорелов и др.  «Геометрия. 7-9 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.

Цель: развивать у учащихся логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, формирование пространственных представлений и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин.

Задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
  • начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
  • ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
  • научить решать треугольники по теореме синусов и теореме косинусов.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа  в год.

Содержание

1.Подобие фигур

Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.

Основная цель — усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.

Данная тема фактически завершает изучение главнейших вопросов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сумма углов треугольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, направленных на формировании умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.

В данной теме разбирается вопрос об углах, вписанных в окружность.

2.Решение треугольников

Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.

Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В данной теме знания учащихся о признаках равенства треугольников, о построении треугольника по трем элементам дополняются сведениями о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его определенных элемента. Таким образом обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя независимыми элементами.

В начале темы доказываются теоремы синусов и косинусов, которые вместе с теоремой о сумме углов треугольника составляют аппарат решения треугольников.

Применение теорем синусов и косинусов закрепляется в решении задач, воспроизведения доказательств этих теорем можно от учащихся не требовать.

Среди задач на решение треугольников основными являются три, соответствующие признакам равенства треугольников: решение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам. При их решении в первую очередь следует уделить внимание формированию умений применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника. Усвоение основных алгоритмов решения произвольных треугольников происходит в ходе решения задач с числовыми данными. При этом широко привлекаются алгебраический аппарат, методы приближенных вычислений, использование тригонометрических таблиц или калькуляторов. Тем самым важные практические умения учащихся получают дальнейшее развитие.

3.Многоугольники

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.        

Основная цель — расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.

Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырехугольниках:  теорема о сумме углов многоугольника — обобщение теоремы о сумме углов треугольника, равносторонний треугольник и квадрат — частные случаи правильных многоугольников. Изучение формул, связывающих стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей, решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с многогранниками и телами вращения в стереометрии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику.

4.Площади фигур

Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.

Основная цель — сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.

Понятие площади и ее основные свойства изучаются с опорой на наглядные представления учащихся и их жизненный опыт. В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на основе которой выводятся формулы площадей других плоских фигур. Это доказательство от учащихся можно не требовать.

Вычисление площадей многоугольников и круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения в курсе стереометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе решения соответствующих задач.

5.Элементы стереометрии

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

В начале темы дается определение предмета стереометрии, приводится система аксиом стереометрии и пример доказательства с их помощью теорем.

Рассматриваются различные случаи расположения прямых и плоскостей в пространстве. Определение простейших многогранников и тел вращения проводится на основе наглядных представлений.

6.Обобщающее повторение курса планиметрии

Тематический план

Тема раздела

Количество

часов

контрольных работ

Подобие фигур

14

2

Решение треугольников

9

1

Многоугольники

15

1

Площади фигур

17

2

Элементы стереометрии

7

Итоговое повторение

6

ИТОГО

68

6

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

Подобие фигур ( 14часов )

1

Преобразование подобия

1

06.09.17

2

Свойства преобразования подобия

1

07.09.17

3

Подобие фигур

1

13.09.17

4

Признак подобия треугольников по двум углам

1

14.09.17

5

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними

1

20.09.17

6

Признак подобия треугольников по трем сторонам

1

21.09.17

7

Подобие прямоугольных треугольников

1

27.09.17

8

Решение задач

1

28.09.17

9

Контрольная работа №1

 «Подобие фигур»

1

04.10.17

10

Углы, вписанные в окружность

1

05.10.17

11

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности

1

18.10.17

12-13

Решение задач

2

19.10.17

25.10.17

14

Контрольная работа №2  

«Углы, вписанные в окружность»

1

26.10.17

Решение треугольников (9 часов)

15

Теорема косинусов

1

01.11.17

16

Теорема синусов

1

02.11.17

17

Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами

1

08.11.17

18-20

Решение треугольников

3

09.11.17

15.11.17

16.11.17

21

Контрольная работа №3 

«Решение треугольников»

1

29.11.17

Многоугольники (15 часов)

22

Ломаная

1

30.11.17

23

Выпуклые многоугольники

1

06.12.17

24

Правильные многоугольники

1

07.12.17

25-26

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников

2

13.12.17

14.12.17

27

Построение некоторых правильных многоугольников

1

20.12.17

28-29

Подобие правильных многоугольников

2

21.12.17

27.12.17

30-31

Длина окружности

2

28.12.17

11.01.18

32-33

Радианная мера угла

2

17.01.18

18.01.18

34

Контрольная работа №4

  «Многоугольники»

1

24.01.18

Площади фигур (17 часов)

35

Понятие площади

1

25.01.18

36

Площадь прямоугольника

1

31.01.18

37-38

Площадь параллелограмма

2

01.02.18

07.02.18

39

Площадь треугольника

1

08.02.18

40-41

Формула Герона для площади треугольника

2

14.02.18

15.02.18

42-43

Площадь трапеции

2

28.02.18

01.03.18

44-45

Решение задач

2

07.03.18

14.03.18

46

Контрольная работа №5

 «Площади фигур»

1

15.03.18

47-48

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника

2

21.03.18

22.03.18

49-50

Площади подобных фигур

2

28.03.18

29.03.18

51-52

Площадь круга

2

04.04.18

05.04.18

53

Контрольная работа №5 «Площади подобных фигур»

1

18.04.18

Элементы стереометрии (7 часов)

54

Аксиомы стереометрии

1

19.04.18

55

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве

1

25.04.18

56

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

1

26.04.18

57-58

Многогранники

2

03.05.18

10.05.18

59-60

Тела вращения

2

16.05.18

17.05.18

Итоговое повторение курса планиметрии ( 6 часов )

61-64

Подобие фигур

4

23.05.18

65-68

Подготовка к ОГЭ

4

24.05.18

        

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения геометрии в 9 классе ученик должен

 уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 

образовательного процесса

  1. Геометрия. 7-9 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
  2. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс. В. А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2017.
  4. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс. Т.М. Мищенко - М.: Просвещение, 2017.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель РМО        СОГЛАСОВАНО:

учителей математики                                                        Зам. директора по УВР

                                                                     

______________________________        __________  Мошненко Т.Г.

Протокол №    от_______________        «___»  ____________ 2017 г.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....