Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Геометрия 8 класс, учебник Погорелов А.В,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУХОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»
____________Болотина Л. Б.
«_____»______________2017 г.
Рабочая программа
по математике (геометрия)
8 класс
Составитель:
Севостьянова Наталья Равильевна,
учитель математики
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике (геометрия) для 8 класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
- учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
- авторской программы по математике (геометрия) к учебнику А.В. Погорелова и др. «Геометрия. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.
Цель: развивать у учащихся логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, формирование пространственных представлений и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин.
Задачи:
- вводить терминологии и отрабатывать умения их грамотного использования;
- развивать навыки изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствовать навыки применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формировать умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- совершенствовать навыки решения задач на доказательство;
- расширять знания учащихся о треугольниках, четырехугольниках, окружности;
- отрабатывать навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание
- Четырехугольники
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.
Вводимые при изучении темы сведения о различных видах четырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.
Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.
- Теорема Пифагора
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
Основная цель — сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.
Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, связанным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла.
В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений вырабатываются навыки нахождения с помощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 45°, 600.
Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательств ряда теорем в курсе планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используются и в курсе физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков практического применения этих фактов в решении вычислительных задач. При изучении данной темы широко используются и получают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические умения учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней, преобразования алгебраических уравнений.
В конце темы рассматривается теорема о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т. е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно от учащихся не требовать.
- Декартовы координаты на плоскости
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 1800.
Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины отрезка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью координат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.
В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
- Движение
Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. в. не требовать от учащихся воспроизведения доказательств. Однако основные понятия — симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.
- Векторы
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель — познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.
Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора па число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует удалить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.
- Повторение. Решение задач.
Тематический план
Тема раздела | Количество | |
часов | контрольных работ | |
Геометрические построения | 7 | 1 |
Четырехугольники | 19 | 2 |
Теорема Пифагора | 13 | 1 |
Декартовы координаты на плоскости | 10 | |
Движение | 7 | 1 |
Векторы | 8 | 1 |
Итоговое повторение | 4 | |
ИТОГО | 68 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
Геометрические построения ( 7 часов ) | ||||
1 | Окружность | 1 | 06.09.17 | |
2-3 | Окружность, описанная около треугольника | 2 | 07.09.17 | |
13.09.17 | ||||
4 | Касательная к окружности | 1 | 14.09.17 | |
5-6 | Окружность вписанная в треугольник | 2 | 20.09.17 | |
21.09.17 | ||||
7 | Контрольная работа №1 «Геометрические построения» | 1 | 27.09.17 | |
Четырехугольники ( 17 часов ) | ||||
8 | Определение четырехугольника | 1 | 28.09.17 | |
9 | Параллелограмм | 1 | 04.10.17 | |
10 | Свойства диагоналей параллелограмма | 1 | 05.10.17 | |
11 | Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма | 1 | 18.10.17 | |
12 | Прямоугольник | 1 | 19.10.17 | |
13 | Ромб | 1 | 25.10.76 | |
14 | Квадрат | 1 | 26.10.17 | |
15 | Решение задач | 1 | 01.11.17 | |
16 | Контрольная работа №2 «Четырехугольники» | 1 | 02.11.17 | |
17 | Теорема Фалеса | 1 | 08.11.17 | |
18 | Средняя линия треугольника | 1 | 09.11.17 | |
19 | Решение задач | 1 | 15.11.17 | |
20 | Трапеция | 1 | 16.11.17 | |
21 | Решение задач | 1 | 29.11.17 | |
22 | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | 30.11.17 | |
23 | Решение задач | 1 | 06.12.17 | |
24 | Контрольная работа №3 «Четырехугольники» | 1 | 07.12.17 | |
Теорема Пифагора ( 13 часов ) | ||||
25 | Косинус угла | 1 | 13.12.17 | |
26 | Теорема Пифагора | 1 | 14.12.17 | |
27 | Теорема Пифагора. Египетский треугольник | 1 | 20.12.17 | |
28 | Решение задач | 1 | 21.12.17 | |
29 | Перпендикуляр и наклонная | 1 | 27.12.17 | |
30 | Неравенство треугольника | 1 | 28.12.17 | |
31 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 | 11.01.18 | |
32-33 | Решение задач | 2 | 17.01.18 | |
18.01.18 | ||||
34 | Основные тригонометрические тождества | 1 | 24.01.18 | |
35 | Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов | 1 | 25.01.18 | |
36 | Решение задач | 1 | 31.01.18 | |
37 | Контрольная работа №4 «Теорема Пифагора» | 1 | 01.02.18 | |
Декартовы координаты на плоскости ( 10 часов ) | ||||
38 | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка | 1 | 07.02.18 | |
39 | Расстояние между точками | 1 | 08.02.18 | |
40 | Уравнения окружности | 1 | 14.02.18 | |
41 | Уравнения прямой | 1 | 15.02.18 | |
42 | Координаты точки пересечения прямых | 1 | 28.02.18 | |
43 | Расположение прямой относительно системы координат | 1 | 01.03.18 | |
44 | Угловой коэффициент в уравнении прямой | 1 | 07.03.18 | |
45 | График линейной функции | 1 | 14.03.18 | |
46 | Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 00 до 1800 | 1 | 15.03.18 | |
47 | Решение задач | 1 | 21.03.18 | |
Движение ( 7 часов ) | ||||
48 | Преобразование фигур. Свойства движения | 1 | 22.03.18 | |
49 | Поворот | 1 | 28.03.18 | |
50 | Параллельный перенос и его свойства | 1 | 29.03.18 | |
51 | Симметрия относительно точки | 1 | 04.04.18 | |
52 | Симметрия относительно прямой | 1 | 05.04.18 | |
53 | Решение задач | 1 | 18.04.18 | |
54 | Контрольная работа №5 «Декартовы координаты» | 1 | 19.04.18 | |
Векторы ( 8 часов ) | ||||
55 | Абсолютная величина и направление вектора | 1 | 25.04.18 | |
56 | Равенство векторов | 1 | 26.04.18 | |
57 | Координаты вектора | 1 | 03.05.18 | |
58 | Сложение векторов. Сложение сил | 1 | 10.05.18 | |
59 | Умножение вектора на число | 1 | 16.05.18 | |
60 | Скалярное произведение векторов | 1 | 17.05.18 | |
61 | Решение задач | 1 | 23.05.18 | |
62 | Контрольная работа №6 «Векторы» | 1 | 24.05.18 | |
Повторение. Решение задач ( 6 часов ) | ||||
63-64 | Четырехугольники | 2 | 30.05.18 | |
65-66 | Теорема Пифагора | 2 | 30.05.18 | |
67 | Декартовы координаты на плоскости | 1 | 30.05.18 | |
68 | Движение | 1 | 30.05.18 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства;
- примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
- решать задачи на доказательство;
- владеть алгоритмом решения основных задач на построение.
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
- Геометрия. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
- Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014.
- Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс. В. А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2017.
- Геометрия. Тематические тесты. 8 класс. Т.М. Мищенко - М.: Просвещение, 2017.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель РМО СОГЛАСОВАНО:
учителей математики Зам. директора по УВР
____________________________ __________ Мошненко Т.Г.
Протокол № от______________ «___» ____________ 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....