Программа факультативного курса по геометрии 7 класс "Геометрия вокруг нас"
учебно-методический материал по геометрии (7 класс) на тему
Курс расчитана на 34 часа и предназначен для развития математических способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_klass_geometriya_vokrug_nas.docx | 42.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
факультативного курса по геометрии 7 класс
«Геометрия вокруг нас»
Пояснительная записка
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 7 классов. Именно в этот период закладывается фундамент знаний, необходимых в 8, 9 классах при изучении геометрии, а затем при изучении стереометрии. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Факультативное занятие проводится длительностью 40 минут и обязательно для посещения всех обучающихся класса.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами, задачами практического и занимательного характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях
Основные цели курса:
- Всестороннее развитие математического мышления учащихся 7 класса с помощью методов геометрической наглядности, способствующие развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления;
- Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения курса геометрии путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода к их решению;
- Расширить начальные сведения о геометрических фигурах и их свойствах;
Основные задачи курса:
- Формирование у учащихся интереса к предмету;
- Развитие практических навыков пользования чертежным треугольником, линейкой, транспортиром и циркулем;
- Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся;
- Развитие логического мышления, пространственного воображения, интуиции, сообразительности, творческих способностей;
- Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции;
- Формировать представления о практической значимости геометрических знаний;
Содержание курса способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов. При этом не изучаются теоремы и не делаются строгие рассуждения. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.
Ожидаемые результаты:
1) Повышение качества обучения учащихся геометрии;
2) Развитие интереса у учащихся геометрии
Основные виды учебной деятельности при изучении курса:
- наблюдение;
- изображение, построение;
- измерение;
- изготовление геометрических фигур;
- геометрические эксперименты;
- моделирование.
Большинство уроков проходит в “нестандартной” форме с использованием различных форм наглядности, в том числе и с использованием интерактивного оборудования. Учащиеся проявляют интерес и фантазию при сочинении сказок, рассказов, стихов, изготовлении моделей из бумаги и картона, презентаций в программе Power Point и творческих работ в программе Word и Excel, вместе с учителем проводят геометрические эксперименты
Обоснование содержания:
Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся представление о геометрических фигурах на плоскости и пространственных телах, отработать навыки простейших геометрических построений, способствует развитию логического мышления учащихся на основе образного.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.
Умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения геометрии в 7 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах
- в умении изображать основные геометрические фигуры;
- в сравнении и измерении геометрических величин
- в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами;
- владения основами эвристической деятельности;
- во владении на достаточном уровне вычислительными навыками;
- в умении анализировать геометрический чертёж;
Универсальные компетенции:
Приобретают опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Содержание курса.
1.Введение в геометрию (4часа)
Основная цель: формирование интереса к изучению геометрии через знакомство с замечательными кривыми.
Основные понятия: кривые прямые и ломаные, замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся линии и линии без самопересечений, эллипс гипербола парабола, кривые Дракона, лабиринт, Лист Мёбиуса, графы.
2.Простейшие фигуры на плоскости (5часов)
Основная цель: систематизировать наглядные представления учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; уточнить геометрическую терминологию ввести символику.
Основные понятия: точка,прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура, угол и его виды, биссектриса угла, параллельные и перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы, углы при параллельных прямых.
3.Многоугольники (5 часов)
Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках и четырёхугольниках; сформировать умение строить треугольник по трём заданным элементам
Основные понятия: треугольник и его элементы, виды треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника, параллелограмм и его виды, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника правильные многоугольники, золотое сечение.
4.Окружность (5часов)
Основная цель: углубить представления учащихся об окружности и круге, сфере и шаре
Основные понятия: окружность радиус, диаметр, хорда, круг, сфера, шар, касательная, секущая, центральный и вписанный угол, вписанный треугольник, вписанный четырёхугольник.
5. Геометрия в лесу (3 часа)
Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при определении высоты по длине тени, при помощи зеркала, нахождения измерений дерева на корню, геометрия листьев.
6. Геометрия у реки (3 часа)
Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при измерении ширины реки, длины островка, глубина котлована.
7. Геометрия на дороге (3 часа)
Основная цель: сформировать умения и навыки искусства мерить шагами, использовать глазомер, определять объем кучи песка.
8. Работа над творческим проектом и его защита (6 часов)
Основная цель: сформировать умение работать с информацией, ставить цель и задачи и выполнять их.
Основные понятия: источники информации, выбор целей и задач, работа над содержанием, исследование, выводы, рефлексия.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название глав и темы занятий | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
Глава I. Введение в геометрию (4часа) | ||||
1 | Кривые, прямые и ломанные. Замкнутые и незамкнутые линии. | 1 | ||
2 | Самопересекающиеся линии и линии без самопересечений | 1 | ||
3 | Эллипс, гипербола парабола, кривые Дракона | 1 | ||
4 | Лабиринт, Лист Мёбиуса, графы | 1 | ||
Глава II. Простейшие фигуры на плоскости (5часов) | ||||
1 | Точка, прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура | 1 | ||
2 | Угол и его виды, биссектриса угла | 1 | ||
3 | Параллельные и перпендикулярные прямые | 1 | ||
4 | Смежные и вертикальные углы | 1 | ||
5 | Углы при параллельных прямых | 1 | ||
Глава III. Многоугольники (5 часов) | ||||
1 | Треугольник и его элементы, виды треугольника. | 1 | ||
2 | Периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника. | 1 | ||
3 | Параллелограмм и его виды. | 1 | ||
4 | Выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника. | 1 | ||
5 | Правильные многоугольники, золотое сечение | 1 | ||
Глава IV. Окружность (5часов) | ||||
1 | Окружность радиус, диаметр, хорда, круг. | 1 | ||
2 | Сфера, шар. | 1 | ||
3 | Касательная, секущая, центральный и вписанный угол. | 1 | ||
4 | Вписанный треугольник. | 1 | ||
5 | Вписанный четырёхугольник. | 1 | ||
Глава V. Геометрия в лесу (3 часа) | ||||
1 | По длине тени | 1 | ||
2 | По зеркалу | 1 | ||
3 | Измерений дерева на корню. Геометрия листьев | 1 | ||
Глава VI. Геометрия у реки (3 часа) | ||||
1 | Ширина реки | 1 | ||
2 | Длина островка | 1 | ||
3 | Глубина котлована | 1 | ||
Глава VII. Геометрия на дороге (3 часа) | ||||
1 | Искусство мерить шагами | 1 | ||
2 | Глазомер | 1 | ||
3 | Объем кучи песка | 1 | ||
Глава VIII. Работа над творческим проектом и его защита (6 часов) | ||||
Всего | 34 |
Литература для учителя
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия /Я.И. Перельман -М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007.
3. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999
4. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. М. Дрофа, 2005.
5. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку. М. Просвещение, 2000.
6. Фотина И.В. Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты анятий./ И.В Фотина Волгоград: Учитель,2009.
7. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю., Дмитриева О.А.: Математика. Наглядная геометрия. Книга для учителя.-М., «Просвещение», 2008
8. Атанасян, Л.С.Геометрия 7-9 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс...
Программа факультативного курса "Живая геометрия"
Ни для кого не секрет, что изучение курса геометрии в 7 классе всегда вызывает у учащихся определённые трудно...
Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"
Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...
Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для 5-6 кл.
Рабочая программа факультативного курса по наглядной геометрии рассчитана на два учебных года по 1 ч в неделю, содержит пояснительную записку, основное содержание курса, календарно-тематическое планир...
Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия»
Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 5 и 6 классов.Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В м.: МЦНМО....
Рабочая программа факультативного курса « Наглядная геометрия, 6 класс»,
Данную рабочую программу можно использовать для работы кружка и факультативных занятий для подготовки к изучению геометрии...
Программа факультативного курса по геометрии 8 класс "Геометрия в задачах"
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся 8 класса....