Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для 5-6 кл.
элективный курс по геометрии (5 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по наглядной геометрии рассчитана на два учебных года по 1 ч в неделю, содержит пояснительную записку, основное содержание курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, список учебной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak.kurs_._naglyadnaya_geometriya_5kl-6kl.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 р.п. Юрты
Тайшетского района Иркутской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ СОШ № 24
учителей математики, по УВР МКОУ СОШ № 24 ________ / /
физики, информатики ________ / /
_______ / / Приказ № _33_
Протокол № _1 «_30_» августа 2013 г. «_30_» августа 2013 г.
«_29_» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
для 5 – 6 классов.
Составитель: Тюлюкина Оксана Александровна,
учитель математики
первой квалификационной категории
МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты
Учебный год 2013 – 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по наглядной геометрии для 5 – 6 классов разработана в соответствии
с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3, ст.28;
Государственным образовательным стандартом общего образования;
Требованиями к уровню подготовки выпускников средней (основной) школы;
Примерной программой среднего (полного) общего образования по математике
(стандарты второго поколения)/М.: Просвещение, 2009;
Учебным планом МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты на 2013 -2014 учебный год.
Образовательная область: естественно-математическая.
На изучение факультативного курса из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в неделю. Программа факультативного курса рассчитана на проведение 68 занятий:
в 5-м классе – 34 ч и в 6-м – 34 ч (по 1 ч в неделю).
Программа изучения геометрии в 5 – 6 классах составлена с использованием учебного пособия: Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: Дрофа, 2010.
Необходимость выделения геометрического материала в самостоятельную линию объясняется, прежде всего, уникальными возможностями, которые предоставляет изучение пропедевтико-геометрического курса для решения главной цели общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики, овладение содержанием геометрии на двух уровнях – наглядно-эмпирическом (1 – 6-е классы) и систематическом (7 – 11-е классы).
Современные авторы под наглядной геометрией понимают изучение плоских фигур и пространственных тел, которое основано на предметной деятельности учащихся, опирается на их жизненный опыт и пространственные представления, полученные из ближайшей природной и социальной среды, изучение, которое вовлекает в работу преимущественно наглядно-образное мышление учащихся, развивая и обогащая его.
Изучение наглядной геометрии преследует цель: формирование опыта геометрической деятельности, обеспечивающего подготовку к изучению систематического курса геометрии.
Достижение этой цели в процессе обучения решает следующие задачи:
- ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами;
- знакомство с геометрическими методами исследования;
- приобретение изобразительно-графических умений, измерительных навыков;
- развитие пространственных представлений, геометрического мышления, математической речи, познавательных и творческих способностей;
- расширение кругозора (в том числе и за счёт привлечения исторических сведений).
При отборе содержания учитывался ведущий – наглядно-образный способ мышления детей 10 – 12 лет. Исследования психологов и физиологов показали, что правое (образное) полушарие наиболее интенсивно развивается у детей младшего школьного возраста. Весь предложенный для изучения геометрический материал исследуется учащимися через формы предметов окружающего мира. Это исследование носит как эмпирический характер (наблюдение и описание геометрических объектов и их свойств), так и экспериментальный (геометрическое конструирование и моделирование, измерение, построение). Программа не предусматривает изучения каких-либо теорем, большинству рассматриваемых геометрических фигур не даются определения, а только описания, и всё-таки есть такие темы и задания, которые стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Данный курс даёт возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребёнка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребёнка различные составляющие его способностей.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребёнка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Это обусловлено «геометричностью» окружающего мира, возможностью введения в курс геометрии эмоционально окрашенного материала, способствующего формированию у учащихся положительного, эмоционально-целостного отношения к предмету, друг к другу.
Программа основана на активной деятельности учащихся, направленной на накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса не случайна, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление учеников, и реальная база для осознания математических абстракций должна уже быть заложена. Поэтому перед его изучением с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия».
В содержание курса включена система практических работ, прикладных задач и задач с межпредметным содержанием. Практические работы играют важную роль в реализации связи теории с практикой, при подготовке учащихся к практической деятельности. Под практическими работами по геометрии мы понимаем специальные задания, решаемые конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, геометрического моделирования и конструирования. Умения и навыки, приобретаемые в процессе выполнения практических работ, приближаются по своему характеру к умениям и навыкам, которые усваиваются учащимися после окончания школы и в дальнейшей деятельности. При выполнении обучающимися практических работ в органическом единстве происходит совершенствование навыков измерения, построения, изображения, конструирования, приближённых вычислений, обогащается запас пространственных представлений, развивается логическое мышление. Кроме того, выполнение практических работ способствует развитию интуиции, закладывает основы для формирования у обучающихся творческого стиля мышления. Поэтому система практических работ направлена на то, чтобы происходило комплексное усвоение учащимися всех компонентов геометрической деятельности.
Предложенный вариант планирования изучения материала предусматривает параллельное изучение плоской и пространственной геометрий. При этом плоские фигуры должны «выходить в пространство» и рассматриваться как элементы пространственных тел, а пространственные тела «переходить» на плоский лист бумаги в качестве изображений, развёрток.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жёстко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Основное содержание курса «Наглядная геометрия».
(Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2009. –
Стандарты второго поколения.)
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей. Длина отрезка, длина ломаной. Единицы измерения длины. Измерения и построения, выполняемые с помощью линейки.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Многоугольник, правильный многоугольник. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Симметрия. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Календарно-тематическое планирование изучения курса
наглядной геометрии в 5 классе.
№ заня- тия | Наименование раздела, тема занятия. | Кол-во часов | Дата проведения | Элементы содержания | Оборудование | Примечание | |
план | факт | ||||||
1.Введение. | 4 | I четверть | |||||
1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. | 1 | Исторические сведения. Геометрические инструменты. | Компьютерная презентация | |||
2 | Пространство и размерность. Мир трёх измерений. | 1 | Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. | Плакаты, фильм. | |||
3 4 | Простейшие геометрические фигуры. Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости. | 2 | Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. | Плакаты. | |||
2.Квадрат. Куб. | 6 | ||||||
5 | Куб и квадрат, их свойства. | 1 | Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. | Модели куба. | |||
6 | Развёртка куба. Модель куба. Изготовление бумажных моделей куба. | 1 | Квадрат, развёртки куба. | Картон, скотч, клей, ножницы. | |||
7 | Практическая работа «Куб». Изображение куба и его сечений. | 1 | Примеры сечений. Изображение плоских и пространственных фигур. | Модели куба. | |||
8 | Задачи на проекционном чертеже. | 1 | Метод трёх проекций. Задачи на проектирование. | Учебник. | |||
9 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм. Пентамимо. Паркеты. | 1 | Квадраты «край в край». Конструирование из «Т». | Компьютерная презентация. | |||
10 | Творческая работа «Паркеты на клетчатой бумаге». | 1 | Построения на клетчатой бумаге. | Цветные карандаши | II четверть | ||
3.Треугольник. Тетраэдр. | 4 | ||||||
11 | Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. | 1 | Треугольник, его элементы. Углы, их виды. | Модели треугольников. | |||
12 | Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. | 1 | Построение треугольников по трём заданным элементам. | Линейка, транспортир. | |||
13 | Практическая работа «Треугольник». | 1 | Паркеты из треугольников, гексамино. | Цвет.карандаши, ПК. | |||
14 | Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагоны. | 1 | Конструкции из треугольников. | Трафарет равностор.треуг-ка. Трубочки, спички, цветной картон. | |||
4.Многоугольник. Многогранник. | 9 | ||||||
15 | Многоугольники. Практическая работа «Согни и отрежь» | 1 | Параллелограмм и его виды, трапеция. | Листы, ножницы, линейка. | |||
16 17 | Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения. | 2 | Элементы прямоугольного параллелепипеда, развёртка, модели. Свойства граней, рёбер, диагоналей. | Модели параллелепипедов. | III четверть | ||
18 19 | Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы. | 2 | Элементы призмы, свойства рёбер, граней, сечения призмы. | Модели прямых и наклонных призм. | |||
20 | Параллельные и перпендикулярные прямые в окружающем мире. Развитие «геометрического» зрения. | 1 | Параллельные и перпендикулярные прямые в пространстве. | Модели призм. Рисунки. | |||
21 22 | Пирамида. Треугольная пирамида, её свойства и сечения. Пирамида Хеопса. | 2 | Элементы пирамиды (вершины, рёбра, грани, высота). Треугольник, его элементы. | Модели пирамиды, плакаты с изображениями; слайды. | |||
23 | Правильные многогранники. Формула Эйлера. | 1 | Развёртки правильных многогранников и их изготовление. | Модели и слайды правильных многогранников. | |||
5.Измерения величин. | 9 | ||||||
24 | Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины. | 1 | Выражение одних единиц измерения длины через другие. | Плакаты, слайды. | |||
25 | Периметр многоугольника. Сумма длин всех рёбер параллелепипеда, призмы, пирамиды. | 1 | Вычисление и измерение длины, периметра многоугольников. | Модели многогранников. | |||
26 27 | Площади фигур (прямоугольника, прямоугольного треугольника, многоугольника). Равновеликие фигуры. | 2 | Нахождение площади фигур на клетчатой бумаге. | Раздаточный материал | IV четверть | ||
28 | Площадь полной поверхности параллелепипеда, куба, прямой призмы. | 1 | Площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, ромба, трапеции. | Модели. | |||
29 | Площадь полной поверхности пирамиды. | 1 | Единицы площади, площади фигур. | Модели. | |||
30 | Практическая работа «Ремонт квартиры». | 1 | Единицы площади, площади фигур. | МК | |||
31 32 | Единицы объёма. Объёмы тел. Решение прикладных задач. Практическая работа «Объёмы». | 2 | Объём куба, параллелепипеда, прямой призмы, пирамиды. | Модели, слайды, плакаты. | |||
6.Занимательная геометрия. | 2 | ||||||
33 | Геометрические головоломки, игры, задачи. | 1 | Решение занимательных геометрических задач. | Раздаточный материал. | |||
34 | Задачи со спичками. Геометрический тренинг. | 1 | Развитие «геометрического» зрения. | Раздаточный материал. |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные); приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов; изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге с использованием её свойств.
Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить отрезки заданной длины и углы заданной величины; вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объёмы параллелепипедов. Выражать одни единицы измерения длин, площади, объёма через другие.
Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. Изготавливать пространственные фигуры из развёрток; распознавать развёртки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса.
Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютер.
Решать задачи на нахождение длин отрезков, градусной меры углов, площадей.
Учебное и учебно – методическое обеспечение.
- Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
- Ходот Т.Г. и др. Наглядная геометрия: Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
- Панчищина В.А., Гельфман Э.Г. и др. Математика: наглядная геометрия. Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобр. учреждений. – М.: «Просвещение», 2006.
- Демонстрационные таблицы. Математика. 5 – 6 классы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
- Математика (приложение к «1 сентября»)
№ 19, 2007: Кирилова С. Экспериментальная программа «Наглядно-практическая геометрия».
№ 23, 2009: Русских Е. Программа факультативного курса «Наглядная геометрия»
№ 17 - № 24, 2009: Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся
5 – 6 классов.
- Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka, www.eftsh.ru, www.videouroki.net, school-collection.edu.ru, www.uchportal.ru.
Календарно - тематическое планирование изучения курса
наглядной геометрии в 6 классе.
№ За-ня- тия | Основное содержание, тема занятия. | Кол-во часов | Дата проведения | Пункт учебника | Примечание | |
план | факт | |||||
1. | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами (куба, фонарика). | 1 | п. 22 | |||
2. | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. | 1 | п. 22 | |||
3. | Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Скрещивающиеся прямые. | 1 | п. 20 | |||
4. | Параллельность и перпендикулярность. Проведение перпендикуляра к прямой. Пересекающиеся, перпендикулярные прямые. | 1 | п. 20 | |||
5. | Параллелограммы. Ромб. Опыты с листом бумаги. Золотое сечение. | 1 | п. 21 | |||
6. | Геометрия клетчатой бумаги. | 1 | п. 27 | |||
7. | Топологические опыты. Лист Мёбиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. | 1 | п. 15 | |||
8. | Кривые Дракона. | 1 | п. 25 | |||
9. | Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок. | 1 | п. 26 | |||
10. | Лабиринты. Метод зачёркивания тупиков. Правило одной руки. | 1 | п. 26 | |||
11. | Кривые линии: окружность, эллипс. Одно важное свойство окружности. | 1 | п. 24, п. 33 | |||
12. | Замечательные кривые: гипербола, парабола. Конус и его сечения. | 1 | п. 24 | |||
13. | Цилиндр и его сечения, развёртка. | 1 | ||||
14. | Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. | 1 | п. 24 | |||
15. | Геометрическое вышивание. Построение астроиды, кардиоиды, нефроиды методом математического вышивания. | 1 | п. 24 | |||
16. | Творческая работа «Создание рисунков – вышивок». | 1 | ||||
17. | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. | 1 | п. 28 | |||
18. | Симметрия, её виды. Осевая симметрия. Симметричные фигуры относительно прямой. | 1 | п. 29 | |||
19. | Симметрия, её виды. Центральная симметрия. Симметричные фигуры относительно точки. | 1 | п. 29 | |||
20. | Практическая работа «Симметрия». Творческие работы. | 1 | п. 29 | |||
21. | Бордюры. Трафареты. | 1 | п. 30 | |||
22. | Бордюры. Трафареты. Творческие работы. | 1 | п. 30 | |||
23. | Орнаменты. Паркеты. | 1 | п. 31 | |||
24. | Орнаменты. Паркеты. Творческие работы. | 1 | п. 31 | |||
25. | Симметрия помогает решать задачи. | 1 | п. 32 | |||
26. | Симметрия помогает решать задачи. | 1 | п. 32 | |||
27. | Прямоугольные координаты на плоскости. Игра «Морской бой». | 1 | п. 22 | |||
28. | Координаты. Игра «Остров сокровищ». Графические диктанты. | 1 | п. 22 | |||
29. | Координаты в пространстве. Творческие работы «Рисуем по координатам». | 1 | п. 22 | |||
30. | Полярные координаты на плоскости. Практическая работа. | 1 | п. 22 | |||
31. | Геометрические фигуры на экране компьютера. | 1 | ||||
32. | Создание орнаментов с помощью компьютера. | 1 | ||||
33. 34. | Задачи, головоломки, игры. | 2 | п. 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа факультативных занятий по математике
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"
Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...
Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе
Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...