Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия»
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Сабенина Ирина Александровна

Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 5 и 6 классов.

Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В м.: МЦНМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_naglyadnaya_geoetriya_smirnov_5.docx.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

Рабочая программа факультативного курса «Наглядная  геометрия»

  2014 -2016 учебные года

Наименование предмета математика

Класс _____5 г______                                          Учитель__Сабенина Ирина Александровна

        Общее количество часов на предмет по учебному плану   68   часов за 2 года

        В том числе:

Контрольных работ        __7__  час.

:

                                     Учитель/подпись/______________________

Пояснительная записка

Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 5 и 6 классов.

Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В м.: МЦНМО.

Результаты ГИА и ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, неумением представлять и изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения. 

Задачи, в которых требуется понимание геометрической конструкции, решаются гораздо хуже, чем те, в которых требуется просто найти ту или иную геометрическую величину, подставляя данные в соответствующую формулу.  

 Выучивание формул не является основной целью обучения геометрии. В некотором смысле геометрические представления учащихся важнее знания конкретных формул. Формулы забываются, а геометрические представления остаются. Формулы можно посмотреть в справочной литературе, а геометрические представления нет.

 Начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это должно быть нацелено и изучение раздела «Наглядная геометрия» примерной программы основного общего образования по математике.  

 К сожалению, в действующих учебниках по математике для 5-6 классов больше внимания уделяется вопросам нахождения геометрических величин (длина, угол, площадь, объём) и гораздо меньше – развитию геометрических представлений учащихся.

 Усиление изучения наглядной геометрии в 5-6 классах, позволит развить геометрические представления учащихся, лучше подготовить их к изучению систематического курса геометрии 7-11 классов, повысить качество обучения геометрии. 

Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности;

- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;

- формирование геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи курса “Наглядная геометрия”

1. Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности.

2. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений.

3. Изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

ЗНАТЬ: вид простейших геометрических фигур (прямой, отрезка, луча, многоугольника, квадрата, треугольника, угла),  пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.

УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в течение года.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще-учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Календарно тематическое планирование 5 класс

п/п

урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Форма

Корректир.

программы

03.09

Вводная беседа

1

1

10.09

Точки, прямые, плоскости

1

1

17.09

Точки, прямые, плоскости

1

2

24.09

Лучи, отрезки

1

2

01.10

Лучи, отрезки

1

3

08.10

Измерение величин углов

1

3

15.10

Измерение величин углов

1

4

22.10

Полуплоскость и угол

1

4

29.10

Полуплоскость и угол

1

5

12.11

Измерение величин углов

1

5

19.11

Измерение величин углов

1

26.11

Контрольная работа №1

1

К.р.

6

03.12

Ломанные

1

6

10.12

Ломанные

1

7

17.12

Многоугольники

1

7

24.12

Многоугольники

1

8

Треугольники

1

8

Треугольники

1

9

Четырехугольники

1

9

Четырехугольники

1

Контрольная работа №2

1

К.р.

Многогранники

1

Многогранники

1

Моделирование многогранников

1

Моделирование многогранников

1

Правильные многогранники

1

Правильные многогранники

1

Полуправильные многогранники

1

Полуправильные многогранники

1

Звездчатые многогранники

1

Звездчатые многогранники

1

Контрольная работа №3

1

К.р.

Обобщающее повторение

1

Обобщающее повторение

1

Календарно тематическое планирование 6 класс

п/п

урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Форма

Корректир.

программы

10

Окружность и круг

1

10

Окружность и круг

1

11

Геометрическое место точек

1

11

Геометрическое место точек

1

12

Графы

1

12

Графы

1

13

Раскрашивание карт

1

13

Раскрашивание карт

1

Контрольная работа №1

1

К.р.

14

Центральная симметрия

1

14

Центральная симметрия

1

15

Осевая симметрия

1

15

Осевая симметрия

1

16

Поворот

1

16

Поворот

1

17

Паркеты

1

17

Паркеты

1

Контрольная работа №2

1

К.р.

18

Кривые

1

18

Кривые

1

19

Площадь

1

19

Площадь

1

20

Разрезания

1

20

Разрезания

1

Контрольная работа №3

1

К.р.

21

Объем

1

21

Объем

1

22

Площадь поверхности

1

22

Площадь поверхности

1

23

Координаты

1

23

Координаты

1

Обобщающее повторение

1

Обобщающее повторение

1

Основные понятия геометрии

Точки, прямые, плоскости.  Лучи и отрезки. Взаимное  расположение

Точек и прямых на плоскости. Параллельные и перпендикулярные прямые.

Характеристика основных видов деятельности ученика.

- понимать, идеализацией каких объектов являются точки, прямые и плоскости;

-изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;

- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;

- решать задачи комбинаторгоного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

Отрезки и углы

Сравнение отрезков. Равенство отрезков. Сложение и вычитание отрезков. Измерение длин отрезков. Единицы измерения длины.

Полуплоскость и угол. Виды углов: острые, прямые, тупые, развернутые. Смежные и вертикальные углы. Сравнение углов. Равенство углов. Сложение и вычитание углов.

Биссектриса угла. Градусная величина угла. Измерение величин углов.

Характеристика основных видов деятельности ученика.

  • сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;
  • измерять длины отрезков помощью линейки;
  • откладывать отрезки заданной длины;
  • изображать, обозначать и называть углы;
  • устанавливать виды углов;
  • сравнивать углы  и устанавливать их равенство;
  • проводить биссектрису угла;
  • измерять градусные величины с  помощью транспортира;
  • изображать углы заданных градусных  величин;
  • решать задачи  на нахождение длин отрезков и величин углов.

Ломаные и многоугольники

Ломаная. Простые и замкнутые ломаные. Длина  ломаной. Многоугольник. Диагонали многоугольника.  Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники .. Звёздчатые многоугольники . Периметр многоугольника.

Характеристика основных видов деятельности ученика.

  • изображать, обозначать и называть  ломаные и многоугольники;
  • устанавливать вид многоугольника;
  • проводить диагонали многоугольника;
  • находить длину ломаной  и периметр многоугольника .

Треугольники и четырехугольники

Треугольник. Остроугольные,   прямоугольные, тупоугольные,   равнобедренные, равносторонние треугольники. Гипотенуза и катеты прямоугольного треугольника. Высота  , медиана и биссектриса треугольника.

Четырёхугольник. Выпуклые  и не Выпуклые четырёхугольники,

Прямоугольник , квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция.

Характеристика основных видов деятельности ученика.

  • изображать, обозначать и называть треугольники и четырёхугольники;
  • устанавливать вид  треугольников  и четырехугольников;
  • проводить  высоты, медианы, и биссектрисы   треугольника;
  • решать задачи на нахождение сторон и углов  треугольников  и четырёхугольников.

Окружность. Геометрические места точек

Окружность и круг. Центр и радиус окружности.  Хорда  к диаметр окружности. Взаимное расположение двух окружностей. Длина окружности. Геометрическое место точек. Примеры.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать окружность и круги;
  • отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды;
  • устанавливать  взаимное расположение двух окружностей;
  • находить приближённое значение  длины  окружности;
  • решать задачи  на нахождение и изображение   геометрических мест точек.

Графы*. Кривые

Графы.  Вершины и ребра графов. Примеры графов.  Уникурсальные графы. Задача Эйлера о кенигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт.

Кривые , как траектории движения точек: циклоида, кардиоида, астроида.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • приводить примеры графов и изображать графы;
  • устанавливать уникурсальность графов;
  • решать задачи на раскрашивание карт;
  • изображать  кривые, как траектории движения  точек: циклоиду,  кардиоиду, астроиду и др.

Симметрия

Центральная симметрия. Центрально- симметричные фигуры. Примеры.

Осевая симметрия. Примеры. Поворот. Симметрия n-го порядка. Примеры. Паркеты на плоскости. Правильные паркеты.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать фигуру, центрально-симметричную данной;
  • устанавливать центральную симметричность фигур и находить их центр симметрии;
  • изображать фигуру, симметричную данной относительно заданной оси;
  • находить и изображать оси симметрии заданных фигур;
  • изображать фигуру, полученную поворотом данной фигуры на данный угол вокруг данной точки;
  • выяснять порядок симметрии данной фигуры и изображать центр симметрии;
  • изображать паркеты на плоскости, выяснять возможность построения паркетов из заданных многоугольников.

Многогранники

Понятие многогранника. Вершины,  ребра т грани многогранника. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Куб , параллелепипед, призма, пирамида. Правильные, полуправильные и звездчатые многогранники. Развертки. Моделирование многогранников.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать многогранники;
  • устанавливать выпуклость и невыпуклость многогранников;
  • находить число вершин, ребер и граней многоугольников;
  • изготавливать развертки многогранников;
  • моделировать многогранники.

Площадь и объем

Площадь и ее свойства. Единицы измерения площадей. Равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, многоугольника. Задачи на разрезание.

Площадь поверхности многогранника.

Объем и его свойства. Единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • находить площадь фигур, используя формулы и свойства площади;
  • устанавливать равновеликие фигуры;
  • решать задачи на разрезание;
  • находить площади поверхностей многогранников, используя формулы и свойства объемов.

Координаты

Прямоугольная система координат на плоскости. Начало координат. Координатные прямые: оси абсцисс и ординат. Координаты точки. Метод координат.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать прямоугольную систему координат на плоскости;
  • находить координаты точек и изображать точки с заданными координатами;
  • изображать отрезки, ломанные, многоугольники на координатной плоскост, заданные координатами центра и радиусом;
  • решать задачи на нахождение длин, углов, площадей фигур на координатной плоскости.

Список используемой литературы

 

  1. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия м.: МЦНМО, 2013. — 272 с.
  2. Наглядная геометрия. Рабочая  тетрадь №1. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
  3. Наглядная геометрия. Рабочая  тетрадь №2. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
  4. Наглядная геометрия. Рабочая  тетрадь №3. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
  5. Наглядная геометрия. Рабочая  тетрадь №4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
  6. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: издательский дом “первое сентября”. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....