Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия»
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 5 и 6 классов.
Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В м.: МЦНМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_naglyadnaya_geoetriya_smirnov_5.docx.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
« ШКОЛА № 41»
119027 г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4 e-mail:shk4155@yandex.ru
тел.:736-11-10, факс:736-11-10 http://www.sch41.mskzapad.ru/
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директора ГБОУ СОШ №41
_________________ ________ Е. В. Васильева
Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия»
2014 -2016 учебные года
Наименование предмета математика
Класс _____5 г______ Учитель__Сабенина Ирина Александровна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 68 часов за 2 года
В том числе:
Контрольных работ __7__ час.
:
Учитель/подпись/______________________
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 5 и 6 классов.
Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В м.: МЦНМО.
Результаты ГИА и ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, неумением представлять и изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения.
Задачи, в которых требуется понимание геометрической конструкции, решаются гораздо хуже, чем те, в которых требуется просто найти ту или иную геометрическую величину, подставляя данные в соответствующую формулу.
Выучивание формул не является основной целью обучения геометрии. В некотором смысле геометрические представления учащихся важнее знания конкретных формул. Формулы забываются, а геометрические представления остаются. Формулы можно посмотреть в справочной литературе, а геометрические представления нет.
Начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это должно быть нацелено и изучение раздела «Наглядная геометрия» примерной программы основного общего образования по математике.
К сожалению, в действующих учебниках по математике для 5-6 классов больше внимания уделяется вопросам нахождения геометрических величин (длина, угол, площадь, объём) и гораздо меньше – развитию геометрических представлений учащихся.
Усиление изучения наглядной геометрии в 5-6 классах, позволит развить геометрические представления учащихся, лучше подготовить их к изучению систематического курса геометрии 7-11 классов, повысить качество обучения геометрии.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
- формирование геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи курса “Наглядная геометрия”
1. Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности.
2. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений.
3. Изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ: вид простейших геометрических фигур (прямой, отрезка, луча, многоугольника, квадрата, треугольника, угла), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в течение года.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще-учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно тематическое планирование 5 класс
п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Форма | Корректир. программы |
03.09 | Вводная беседа | 1 | ||||
1 | 10.09 | Точки, прямые, плоскости | 1 | |||
1 | 17.09 | Точки, прямые, плоскости | 1 | |||
2 | 24.09 | Лучи, отрезки | 1 | |||
2 | 01.10 | Лучи, отрезки | 1 | |||
3 | 08.10 | Измерение величин углов | 1 | |||
3 | 15.10 | Измерение величин углов | 1 | |||
4 | 22.10 | Полуплоскость и угол | 1 | |||
4 | 29.10 | Полуплоскость и угол | 1 | |||
5 | 12.11 | Измерение величин углов | 1 | |||
5 | 19.11 | Измерение величин углов | 1 | |||
26.11 | Контрольная работа №1 | 1 | К.р. | |||
6 | 03.12 | Ломанные | 1 | |||
6 | 10.12 | Ломанные | 1 | |||
7 | 17.12 | Многоугольники | 1 | |||
7 | 24.12 | Многоугольники | 1 | |||
8 | Треугольники | 1 | ||||
8 | Треугольники | 1 | ||||
9 | Четырехугольники | 1 | ||||
9 | Четырехугольники | 1 | ||||
Контрольная работа №2 | 1 | К.р. | ||||
Многогранники | 1 | |||||
Многогранники | 1 | |||||
Моделирование многогранников | 1 | |||||
Моделирование многогранников | 1 | |||||
Правильные многогранники | 1 | |||||
Правильные многогранники | 1 | |||||
Полуправильные многогранники | 1 | |||||
Полуправильные многогранники | 1 | |||||
Звездчатые многогранники | 1 | |||||
Звездчатые многогранники | 1 | |||||
Контрольная работа №3 | 1 | К.р. | ||||
Обобщающее повторение | 1 | |||||
Обобщающее повторение | 1 |
Календарно тематическое планирование 6 класс
п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Форма | Корректир. программы |
10 | Окружность и круг | 1 | ||||
10 | Окружность и круг | 1 | ||||
11 | Геометрическое место точек | 1 | ||||
11 | Геометрическое место точек | 1 | ||||
12 | Графы | 1 | ||||
12 | Графы | 1 | ||||
13 | Раскрашивание карт | 1 | ||||
13 | Раскрашивание карт | 1 | ||||
Контрольная работа №1 | 1 | К.р. | ||||
14 | Центральная симметрия | 1 | ||||
14 | Центральная симметрия | 1 | ||||
15 | Осевая симметрия | 1 | ||||
15 | Осевая симметрия | 1 | ||||
16 | Поворот | 1 | ||||
16 | Поворот | 1 | ||||
17 | Паркеты | 1 | ||||
17 | Паркеты | 1 | ||||
Контрольная работа №2 | 1 | К.р. | ||||
18 | Кривые | 1 | ||||
18 | Кривые | 1 | ||||
19 | Площадь | 1 | ||||
19 | Площадь | 1 | ||||
20 | Разрезания | 1 | ||||
20 | Разрезания | 1 | ||||
Контрольная работа №3 | 1 | К.р. | ||||
21 | Объем | 1 | ||||
21 | Объем | 1 | ||||
22 | Площадь поверхности | 1 | ||||
22 | Площадь поверхности | 1 | ||||
23 | Координаты | 1 | ||||
23 | Координаты | 1 | ||||
Обобщающее повторение | 1 | |||||
Обобщающее повторение | 1 |
Основные понятия геометрии
Точки, прямые, плоскости. Лучи и отрезки. Взаимное расположение
Точек и прямых на плоскости. Параллельные и перпендикулярные прямые.
Характеристика основных видов деятельности ученика.
- понимать, идеализацией каких объектов являются точки, прямые и плоскости;
-изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;
- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;
- решать задачи комбинаторгоного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.
Отрезки и углы
Сравнение отрезков. Равенство отрезков. Сложение и вычитание отрезков. Измерение длин отрезков. Единицы измерения длины.
Полуплоскость и угол. Виды углов: острые, прямые, тупые, развернутые. Смежные и вертикальные углы. Сравнение углов. Равенство углов. Сложение и вычитание углов.
Биссектриса угла. Градусная величина угла. Измерение величин углов.
Характеристика основных видов деятельности ученика.
- сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;
- измерять длины отрезков помощью линейки;
- откладывать отрезки заданной длины;
- изображать, обозначать и называть углы;
- устанавливать виды углов;
- сравнивать углы и устанавливать их равенство;
- проводить биссектрису угла;
- измерять градусные величины с помощью транспортира;
- изображать углы заданных градусных величин;
- решать задачи на нахождение длин отрезков и величин углов.
Ломаные и многоугольники
Ломаная. Простые и замкнутые ломаные. Длина ломаной. Многоугольник. Диагонали многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники .. Звёздчатые многоугольники . Периметр многоугольника.
Характеристика основных видов деятельности ученика.
- изображать, обозначать и называть ломаные и многоугольники;
- устанавливать вид многоугольника;
- проводить диагонали многоугольника;
- находить длину ломаной и периметр многоугольника .
Треугольники и четырехугольники
Треугольник. Остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние треугольники. Гипотенуза и катеты прямоугольного треугольника. Высота , медиана и биссектриса треугольника.
Четырёхугольник. Выпуклые и не Выпуклые четырёхугольники,
Прямоугольник , квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция.
Характеристика основных видов деятельности ученика.
- изображать, обозначать и называть треугольники и четырёхугольники;
- устанавливать вид треугольников и четырехугольников;
- проводить высоты, медианы, и биссектрисы треугольника;
- решать задачи на нахождение сторон и углов треугольников и четырёхугольников.
Окружность. Геометрические места точек
Окружность и круг. Центр и радиус окружности. Хорда к диаметр окружности. Взаимное расположение двух окружностей. Длина окружности. Геометрическое место точек. Примеры.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- изображать окружность и круги;
- отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды;
- устанавливать взаимное расположение двух окружностей;
- находить приближённое значение длины окружности;
- решать задачи на нахождение и изображение геометрических мест точек.
Графы*. Кривые
Графы. Вершины и ребра графов. Примеры графов. Уникурсальные графы. Задача Эйлера о кенигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт.
Кривые , как траектории движения точек: циклоида, кардиоида, астроида.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- приводить примеры графов и изображать графы;
- устанавливать уникурсальность графов;
- решать задачи на раскрашивание карт;
- изображать кривые, как траектории движения точек: циклоиду, кардиоиду, астроиду и др.
Симметрия
Центральная симметрия. Центрально- симметричные фигуры. Примеры.
Осевая симметрия. Примеры. Поворот. Симметрия n-го порядка. Примеры. Паркеты на плоскости. Правильные паркеты.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- изображать фигуру, центрально-симметричную данной;
- устанавливать центральную симметричность фигур и находить их центр симметрии;
- изображать фигуру, симметричную данной относительно заданной оси;
- находить и изображать оси симметрии заданных фигур;
- изображать фигуру, полученную поворотом данной фигуры на данный угол вокруг данной точки;
- выяснять порядок симметрии данной фигуры и изображать центр симметрии;
- изображать паркеты на плоскости, выяснять возможность построения паркетов из заданных многоугольников.
Многогранники
Понятие многогранника. Вершины, ребра т грани многогранника. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Куб , параллелепипед, призма, пирамида. Правильные, полуправильные и звездчатые многогранники. Развертки. Моделирование многогранников.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- изображать многогранники;
- устанавливать выпуклость и невыпуклость многогранников;
- находить число вершин, ребер и граней многоугольников;
- изготавливать развертки многогранников;
- моделировать многогранники.
Площадь и объем
Площадь и ее свойства. Единицы измерения площадей. Равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, многоугольника. Задачи на разрезание.
Площадь поверхности многогранника.
Объем и его свойства. Единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- находить площадь фигур, используя формулы и свойства площади;
- устанавливать равновеликие фигуры;
- решать задачи на разрезание;
- находить площади поверхностей многогранников, используя формулы и свойства объемов.
Координаты
Прямоугольная система координат на плоскости. Начало координат. Координатные прямые: оси абсцисс и ординат. Координаты точки. Метод координат.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- изображать прямоугольную систему координат на плоскости;
- находить координаты точек и изображать точки с заданными координатами;
- изображать отрезки, ломанные, многоугольники на координатной плоскост, заданные координатами центра и радиусом;
- решать задачи на нахождение длин, углов, площадей фигур на координатной плоскости.
Список используемой литературы
- Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия м.: МЦНМО, 2013. — 272 с.
- Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №1. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
- Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №2. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
- Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №3. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
- Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2013..
- Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: издательский дом “первое сентября”. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....