Рабочая программа по геометрии. 11 класс.
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 11 класса к учебнику А.В.Погорелова. Тематическое планирование при 2 уроках в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii._11_klass.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ГЕОМЕТРИЯ»
для 11 класса
На 2016-17 учебный год
68 учебных часов
(по 2 часа в неделю)
Разработчик программы: Яковлева В.В.
учитель высшей квалификационной категории
Москва
20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 11 класса разработана на основе
- требований ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике»;
- примерной программы ООП;
- учебного плана ГБОУ Школа № 1362;
- программы по геометрии, входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия, 10-11 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова.- М. Просвещение, 2016. Планирование ориентировано на учебник «Геометрия 10-11», автор: А.В.Погорелов. –М. «Просвещение» АО «Московские учебники», 2013.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
• Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
• Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Количество недельных часов 2 . Количество часов в год 68
Уровень рабочей программы базовый.
Цели и задачи рабочей программы
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель изучения курса геометрии в 10-11 классах - систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхности имеют большую практическую значимость.
Типовая государственная программа по геометрии в 11 классе рассчитана на 2 часов в неделю, 68 часов в год
№ п/п | Наименование темы | Количество часов программы |
1 | Многогранники | 18 |
2 | Тела вращения | 18 |
3 | Объёмы многогранников | 10 |
4 | Объёмы и поверхности тел вращения | 16 |
5 | Повторение. | 6 |
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, лекция, семинар, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, зачёт.
Формы и виды контроля
Диагностический контроль | Тесты | сентябрь-май |
Контрольные и самостоятельные работы | ||
Текущий контроль | Фронтальный и индивидуальный контроль | поурочно |
Работа по карточкам | ||
Тематический контроль | Контрольные работы | в конце изученной темы |
Самостоятельные работы | ||
Итоговый контроль | Административные контрольные работы | в начале года, конце полугодий |
1-ое полугодие | 2-ое полугодие | |
Кол-во часов | 31 | 37 |
Плановые к.р. | 3 | 3 |
Домашние к.р. | 3 | 2 |
Административные к.р. | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Многогранники.
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
На материале, связанном с изучением пространственных геометрических фигур, повторяются и систематизируются знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве.
Пространственные представления учащихся развиваются в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечений, а также построения соответствующих чертежей.
Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач.
2. Тела вращения.
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вращения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и описанные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
Основная цель — познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами.
Подавляющее большинство задач к этой теме представляет собой задачи на вычисление длин, углов и площадей плоских фигур, что определяет практическую направленность курса. В ходе их решения повторяются и систематизируются сведения, известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии 10 класса, — решение треугольников, вычисление длин окружностей, расстояний и т. д., что позволяет органично построить повторение. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
3. Объемы многогранников.
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямоугольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пирамиды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
Основная цель — продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема и его свойства могут быть изучены на ознакомительном уровне с опорой на наглядные представления и жизненный опыт учащихся. При выводе формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса широко привлекаются приближенные вычисления и интуитивные представления учащихся о предельном переходе. От учащихся можно не требовать воспроизведения вывода этих формул. Вывод формулы объема шара проводится с использованием интеграла. Его можно выполнить в качестве решения задач на уроках алгебры и начал анализа. Материал, связанный с выводами формулы объема наклонного параллелепипеда и общей формулы объемов тел вращения, имеет служебный характер: с его помощью затем выводятся формулы объема призмы и объема шара соответственно.
Большинство задач в теме составляют задачи вычислительного характера на непосредственное применение изученных формул, в том числе несложные практические задачи.
4. Объемы и поверхности тел вращения.
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмента и сектора.
Понятие площади поверхности. Площади боковых поверхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
Основная цель — завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.
Понятие площади поверхности вводится с опорой на наглядные представления учащихся, а затем получает строгое определение.
Практическая направленность курса определяется большим количеством задач прикладного характера, что играет существенную роль в организации профориентационной работы с учащимися.
В ходе решения геометрических и несложных практических задач от учащихся требуется умение непосредственно применять изученные формулы. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
5. Повторение курса геометрии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе ученик должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
В результате изучения курса геометрии учащиеся 10-11 классов должны
уметь:
- понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- понимать стереометрические чертежи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» | |||
Раздел | I. Выпускник научится | III. Выпускник получит возможность научиться | |
Цели освоения предмета | Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики | Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики | |
Геометрия |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| |
Векторы и координаты в пространстве |
|
| |
История математики |
|
| |
Методы математики |
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля, сроки | |||
всего | в том числе на формы обучения и контроля | |||||
Контрольная работа | Домашняя контрольная | Административная работа | ||||
1. | Многогранники | 18 | 2 | 1 | - | Домашняя контрольная У7 Контрольная работа У11, У18 |
2. | Тела вращения | 18 | 1 | 2 | 1 | Домашняя контрольная У24, У30 Контрольная работа У36 |
3. | Объёмы многогранников | 10 | 1 | 1 | - | Домашняя контрольная У43 Контрольная работа У46 |
4. | Объёмы и поверхности тел вращения | 16 | 2 | - | - | Контрольная работа У56, У62 |
5. | Повторение. | 10 | - | 1 | 1 | Домашняя контрольная У64 Контрольная У67 |
ИТОГО | 68 | 6 | 5 | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала по геометрии в 11 классе
(при 2 уроках в неделю)
№ урока | Содержание учебного материала | Пункт учебника | |
I полугодие 15 учебных недель, 30 уроков | |||
Многогранники (18 уроков) | |||
1 | Двухгранный угол | 37 | |
2-3 | Трёхгранный и многогранный углы | 38 | |
4 | Многогранник. Призма | 39, 40 | |
5 | Изображение призмы и построение её сечений | 41 | |
6 | Прямая призма | 42 | |
7 | Параллелепипед | 43 | |
8 | Центральная симметрия параллелепипеда | 44 | |
9 | Прямоугольный параллелепипед | 45 | |
10 | Симметрия прямоугольного параллелепипеда | 46 | |
11 | Контрольная работа № 1 | ||
12 | Пирамида | 47 | |
13 | Построение пирамиды и её плоских сечений | 48 | |
14 | Усечённая пирамида | 49 | |
15-16 | Правильная пирамида | 50 | |
17 | Правильные многогранники | 51 | |
18 | Контрольная работа № 2 | ||
Тела вращения (18 уроков) | |||
19-20 | Цилиндр | 52 | |
21 | Сечение цилиндра плоскостями | 53 | |
22 | Вписанная и описанная призмы | 54 | |
23-24 | Конус | 55 | |
25 | Сечение конуса плоскостями | 56 | |
26 | Вписанная и описанная пирамиды | 57 | |
27 | Шар | 58 | |
28 | Сечение шара плоскостью | 59 | |
29 | Симметрия шара | 60 | |
30 | Касательная плоскость к шару | 61 | |
II полугодие 18 учебных недель , 36 уроков | |||
31 | Пересечение двух сфер | 62 | |
32-33 | Вписанные и описанные многогранники | 63 | |
34 | О понятии тела и его поверхности в геометрии | 64 | |
35 | Решение задач по теме: «Тела вращения» | ||
36 | Контрольная работа № 3 | ||
Объёмы многогранников (10 уроков) | |||
37 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда | 65,66 | |
38 | Объём наклонного параллелепипеда | 67 | |
39-40 | Объём призмы | 68 | |
41 | Равновеликие тела | 69 | |
42-43 | Объём пирамиды | 70 | |
44 | Объём усечённой пирамиды. Объёмы подобных тел | 71,72 | |
45 | Решение задач по теме: «Объёмы многогранников» | ||
46 | Контрольная работа № 4 | ||
Объёмы и поверхности тел вращения (16 часов) | |||
47-48 | Объём цилиндра | 73 | |
49-50 | Объём конуса | 74 | |
51 | Объём усечённого конуса | 75 | |
52 | Объём шара | 76 | |
53 | Объём шарового сегмента и сектора | 77 | |
55 | Решение задач на вычисление объёмов тел вращения | ||
56 | Контрольная работа № 5 | ||
57 | Площадь боковой поверхности цилиндра | 78 | |
58 | Площадь боковой поверхности конуса | 79 | |
59 | Площадь сферы | 80 | |
60-61 | Решение задач на вычисление поверхностей тел вращения | ||
62 | Контрольная работа № 6 | ||
63-66 | Заключительное повторение курса геометрии |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основной учебник:
Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. /А.В. Погорелов./ «Просвещение». Москва,2013
Методические пособия для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2016 год.
- Т.Л. Афанасьева. Геометрия 11 (поурочные планы). Издательство «Учитель», 2002 г.
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса. «ИЛЕКСА». Москва. 2014.
- Земляков А.Н. Геометрия в 11 классе: Метод. Рекомендации к учеб. А.В. Погорелова: Пособие для учителя / А.Н. Земляков. – М.: Просвещение, 2004. - 222 с.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия. / Е.М. Рабинович. – М.: Илекса, Харьков:Гимназия, 2002.-54 с.
Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
Сетевые образовательные ресурсы:
-http:// www.testland.ru/.
-http://www.abiturctnter.ru/.
Страна Математика: http://www.bymath.net/
Научно-популярный физико-математический журнал "Квант" (статьи по математике): http://kvant.mirror1.mccme.ru/rub/1.htm
Виртуальная школа юного математика http://math.ournet.md/indexr.html
Как стать отличником http://www.tomsk.fio.ru/works/269/chingaeva/index.htm
Энциклопедия головоломок http://www.golovolomka.narod.ru/
История математики http://www.sch57.msk.ru:8101/collect/smogl.htm
Учебно-информационные комплексы по математике для средних школ: http://mschool.kubsu.ru/uik/index.htm
-http://school-collection.edu.ru/
-http://zavuch.info.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....