Дидактические материалы по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 класс
план-конспект занятия по геометрии (5, 6 класс) на тему
Подобраны и самостоятельно разработаны материалы для 3 занятий элективного курса "Наглядная геометрия" по темам: "Задачи на разрезание и складывание", "Зашифрованная переписка", "Фигурки из кубиков и их частей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy_po_kursu_naglyadnaya_geometriya.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по курсу «Наглядная геометрия».
Реймхен Людмила Леонидовна,
МБОУ г. Мурманска сош № 36.
Задачи на разрезание и складывание фигур.
- Параллелограмм из треугольников.
Два одинаковых выпуклых четырехугольника разрезали: первый – по одной из диагоналей, а второй по другой. Сложите из четырех полученных треугольников параллелограмм.
Решение:
Треугольники сложим так, чтобы их попарно равные стороны совпали, а четыре вершины, соответствующие вершинам четырехугольника, сошлись в одну точку. Тогда получим четырехугольник с попарно равными сторонами, т. е. параллелограмм.
- Параллелограмм из четырехугольника.
Выпуклый четырехугольник разрезали на четыре части по отрезкам, соединяющим середины его противоположных сторон. Сложите из этих частей параллелограмм.
Решение:
Алгоритм аналогичен предыдущему. Четырехугольники сложим так, чтобы их попарно равные стороны совпали, а четыре вершины исходного четырехугольника сошлись в одну точку.
Примечание: если отрезки, соединяющие середины противоположных сторон, перпендикулярны, то получившийся параллелограмм является прямоугольником.
- Треугольник из трех треугольников.
Три одинаковых треугольника разрезаны по трем различным медианам. Сложите из шести полученных кусков один треугольник.
Решение:
- Кубическая коробка.
Все стенки и дно картонной коробки (без крышки) представляют собой квадраты с площадью 1 см каждый. Разрежьте коробку на три куска так, чтобы из них можно было сложить квадрат площади 5 .
Решение:
Сначала коробку необходимо развернуть на плоскости, причем развертка должна иметь соответствующий вид (см. рисунок). Затем отрежем два треугольника, и, приставив их к оставшейся части получим искомый квадрат.
- *Оклейка кубика.
Оклейте поверхность кубика с ребром 1 см 12 бумажными квадратами площадью 0,5 каждый.
Решение:
Провести на каждой грани куба две диагонали. Эти диагонали разделят поверхность куба на 12 областей, каждая из которых может быть оклеена одним бумажным квадратом с площадью 0,5 . Для этого квадрат придется перегнуть по диагонали.
Урок – деловая игра «Разведчики»
Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.
Галилео Галилей.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем играть в разведчиков. Правда нам не придется вступать в битву с врагом. Мы познакомимся только с одной стороной этой опасной профессии – зашифрованной перепиской. (Фрагмент к/ф «Семнадцать мгновений весны»)
Итак, во все времена людям требовалось передавать друг другу конфиденциальные сведения. Давайте послушаем сообщение, подготовленное учеником вашего класса, об истории шифрования.
- Сообщение по теме: «История шифрования».
Тайнопись практиковалась еще на заре цивилизации. Когда греки, жившие в Персии, узнали, что царь Дарий хочет вторгнуться на Пелопонесский полуостров, они выцарапали на доске тревожную весть и сверху наложили гладкий слой воска. Получилась восковая пластина, на которой они написали обычный текст и отправили в Спарту. Жена спартанского царя догадалась, что восковая поверхность скрывает что-то важное. Она соскоблила воск и обнаружила послание, которое предупредило греков о готовящемся нападении и помогло отразить его.
В современном обществе для передачи секретной информации можно воспользоваться симпатическими чернилами, записи которыми не видны до тех пор, пока бумагу не нагреют или не обработают специальным средством. А вот В. И. Ленин, находясь в тюрьме, писал послания революционерам молоком на полях книг. После нагревания молоко желтело и был виден текст.
Но чаще всего для тайнописи применялись шифры. Например, русские дипломаты XV – XVI в., чтобы сохранить тайну переписки, применяли «тарабарскую грамоту», в которой все гласные буквы оставались неизменными, а согласные менялись друг на друга по следующему правилу: в первую строку выписывали первые 10 согласных в обычном порядке, а во вторую – последние 10 согласных в обратном порядке. Соответствующие друг другу буквы менялись в тексте местами:
Б В Г Д Ж З К Л М Н
Щ Ш Ч Ц Х Ф Т С Р П
(Соответствующая схема вывешивается на доску)
Этот шифр относится к таким, в которых каждая буква заменяется другой буквой, символом или цифрой. Такие шифры относят к разряду не очень сложных.
В современных условиях в расшифровке человеку помогают компьютеры, которые способны перебрать сотни миллионов вариантов за секунды.
Но я считаю, что криптография не исчезнет. Потому что пока человек обладает знаниями, логикой, стремиться к неизведанному и интересному, компьютер не сможет обыграть его.
- Работа с классом.
- Ребята предлагаю вам разгадать послание, зашифрованное по правилам «тарабарской грамоты».
Ш чеорекмии пек сечтиж нукей.
Ответ: В геометрии нет легких путей.
- Рассмотрим другой интересный пример шифровки – способ решетки. Вы должны были изготовить дома решетку по образцу со стр. 77. Она служит для написания текста и его расшифровки. Прочтем послание на стр. 78 (рис. 134). Для этого наложим решетку на квадрат и выпишем первые 16 букв, затем повернем решетку против часовой стрелки на 90 градусов и выпишем следующие 16 букв, повторим эти действия еще два раза и сообщение расшифровано: «наступление планируется 16 сентября пять утра. Внимание левому флангу. РВС.»
Расшифруйте следующее сообщение, поворачивая решетку уже по часовой стрелке:
С | Р | В | Е | О | Ы | Б | Е |
С | О | В | С | Я | Б | О | М |
Т | О | А | Щ | Ю | Г | П | Е |
Л | Р | Н | О | И | Е | И | П |
Ш | З | Р | Е | Е | Д | О | Т |
Р | С | К | Ч | А | Д | У | Е |
К | Е | В | Л | О | С | Л | Т |
Ь | А | Д | Я | Й | А | Т | Ю |
1 | 2 | 3 | 4 | 13 | 9 | 5 | 1 |
5 | 6 | 7 | 8 | 14 | 10 | 6 | 2 |
9 | 10 | 11 | 12 | 15 | 11 | 7 | 3 |
13 | 14 | 15 | 16 | 16 | 12 | 8 | 4 |
4 | 8 | 12 | 16 | 16 | 15 | 14 | 13 |
3 | 7 | 11 | 15 | 12 | 11 | 10 | 9 |
2 | 6 | 10 | 14 | 8 | 7 | 6 | 5 |
1 | 5 | 9 | 13 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Чтобы составить свою решетку кода надо разбить 64-клеточный квадрат на четыре области. В первой расставить числа от1 до 16 в обычном порядке. Вторая получается из первой поворотом на 90 градусов по часовой стрелке, третья – из второй тем же способом, и, наконец, четвертая.
Затем выбирают для окошечек любые 16 клеток, заботясь лишь о том, чтобы номера этих клеток не совпадали. Итак, решетка готова можно приступать к шифровке.
- Предлагаю вам еще примеры кодированных сообщений. Попробуем узнать кто лучший дешифровщик.
- Домашнее задание.
Составить свою решетку кода и закодировать сообщение.
ФИГУРКИ ИЗ КУБИКОВ И ИХ ЧАСТЕЙ.
Задания по теме: «Метод трех проекций».
Выполнив проекционные чертежи куба, разгадайте понятия геометрии.
1. 2. 3.
- 5.
Ответы и решения:
Вид спереди | Вид сверху | Вид слева | Ответ | |
1. | шар | |||
2. | ось | |||
3. | радиус | |||
4. | прямая | |||
5. | плоскость | |||
- 2.
3. 4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ответы:
- Конус.
- Плоскость.
- Точка.
- Линейка.
- Окружность.
- Медиана.
- Высота.
- Трапеция.
- Прямоугольник.
10. Пифагор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по математике 4 класс
Дидактические материалы по математике 4 класс...
Дидактические материалы для 8-11 классов
Представлены итоговые работы по темам....
Дидактические материалы по алгебре 7 класс
Работы составлены по учебнику Мордковича....
Дидактические материалы по геометрии 7 класс
Контрольно - измерительные материалы по геометрии...
Дидактические материалы по алгебре 8 класс
по учебнику Мордковича...
Дидактические материалы по геометрии 8 класс
Материал составлен к учебнику Атанасяна...
Дидактические материалы по алгебре 9 класс
Материалы составлены к учебнику Мордковича....