Рабочая программа по геометрии 11 класс
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

Мустафина Вязимя Авхатовна

Рабочая программа по геометрии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geom_11kl.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

                             Общая характеристика учебного предмета

 Рабочая программа по геометрии для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от  27.12.2009г.) «Об образовании»;
  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
  • Приказа Министерства образования РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего (полного) общего образования.

Цели и задачи:

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры

Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:

  • изучение свойств пространственных тел;
  • формирование умений применять полученные знания для решения практических задач,  проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом  уровне.

                            Место учебного предмета в учебном плане

   Данная программа составлена также на основе авторской программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2010).

   Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.

    В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.

   Программа предназначена для изучения геометрии в 11 классе на базовом уровне, составлена на 70 часов из расчета 2 часов в неделю.

  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

№п/п

Раздел

Количество часов по программе

Количество контрольных работ

1.

Векторы в пространстве

6

-

2.

Метод координат в пространстве.

15

1

3.

Цилиндр, конус, шар

16

1

4.

Объемы тел

17

1

5.

Повторение.

14

1

Итого

68

4

   Основной формой организации образовательного процесса в 11 классе является урок. Формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальные, групповые, фронтальные. Технические средства обучения: ПК.

                                 Содержание тем учебного предмета

Повторение (2 ч.)

1. Векторы в пространстве (6 ч.)

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитания векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.

2. Метод координат в пространстве. Движения (15 ч.)

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.

Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

3. Цилиндр, конус, шар (16 ч.)

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников.

4. Объемы тел (17 ч.)

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

5. Обобщающее повторение (12 ч.)

Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел».

Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии.                                                                   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ                                                            В результате изучения математики (геометрии) на базовом уровне ученик должен                                                                                                                              знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;                                                                                 уметь
  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

                                    Литература и средства обучения.

  1. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. М.: Просвещение, 2010г.
  2. Зив Б.Г.  Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б. Г. Зив. — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М., Просвещение, 2010.
  4. Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.– 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Геометрия в таблицах и схемах  / Н. П. Евдокимова. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2013.
  6. Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2012.
  7. ЕГЭ-2013. Математика: тематический сборник заданий / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012.

Календарно-тематический план

Календарно-тематический план составлен к УМК  Л.С. Атанасяна и др. с учетом авторского тематического планирования учебного материала. 

№ урока

Номер

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прохождения темы

по плану

фактически

1

3

4

5

Глава 4. Векторы в пространстве (7 часов)

1

Понятие вектора. Равенство векторов

1

03.09.

2

Сложение и вычитание векторов

1

06.09.

3

Умножение вектора на число

1

10.09.

4

Действия над векторами

1

13.09.

5

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда

1

17.09.

6

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам

1

20.09.

7

Векторы в пространстве. Повторение теории и решение задач

1

24.09.

Глава 5. Метод координат в пространстве (13 часов)

8

Прямоугольная система координат в пространстве.

1

27.09.

9

Координаты вектора

1

01.10.

10

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

04.10.

11-13

Простейшие задачи в координатах.

3

15.10.

18.10.

22.10.

14

Самостоятельная работа по теме «Координаты точки и координаты вектора».

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

25.10.

15

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

29.10.

16

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

1

01.11.

17

Самостоятельная работа по теме «Скалярное произведение векторов». Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

1

05.11.

18

Центральная симметрия. Осевая симметрия.

1

08.11.

19

Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Подготовка к контрольной работе

1

12.11.

20

Контрольная работа по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов. Движения»

1

15.11.

Глава 6. Цилиндр, конус и шар  (16 часов)

21

Анализ контрольной работы.

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра

1

26.11.

22-23

Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности  цилиндра»

2

29.11.

03.12.

24

Понятие конуса. Площадь поверхности конуса

1

06.12.

25

Усеченный конус. Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса»

1

10.12.

26

Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус»

1

13.12.

27

Сфера и шар. Уравнение сферы

1

17.12.

28

Сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости

1

20.12.

29

Самостоятельная работа по теме «Сфера. Уравнение сферы». Касательная плоскость к сфере.

1

24.12.

30

Площадь сферы

1

27.12.

31-34

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар

4

10.01.

14.01.

17.01.

21.01.

35

Контрольная работа по теме «Цилиндр, конус и шар»

1

24.01.

36

Анализ контрольной работы. Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар

1

28.01.

Глава 7. Объемы тел (17 часов)

37

Понятие объема.  

1

31.01.

38-39

Объем прямоугольного параллелепипеда. С.р.

2

04.02.

07.02.

40-41

Объем прямой призмы. Объем цилиндра. С.р. Тестовые задания В11.

2

11.02.

14.02.

42

Вычисление объемов тел с помощью определенных интегралов.

1

25.02.

43

Объем наклонной призмы

1

28.02.

44-45

Объем пирамиды. С.р. Тестовые задания В11.

2

04.03.

07.03.

46-47

Объем конуса. С.р. Тестовые задания В11.

2

11.03.

14.03.

48

Объем шара.

1

18.03.

49

Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Тестовые задания В11.

1

21.03.

50

Площадь сферы. С.р. Тестовые задания В11.

1

25.03.

51

 Контрольная работа по теме «Объемы тел»

1

28.03.

52-53

Анализ контрольной работы. Разные задачи на вычисление объемов тел. Тестовые задания В11.

2

01.04.

04.04

Повторение  (10 часов)

1.

Взаимное расположение прямых и плоскостей. Многогранники. Тела вращения.

5

15.04.–29.04.

54-55

Взаимное расположение прямых и плоскостей. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Угол между прямой и плоскостью, двугранный угол

2

15.04.

18.04.

56

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей

1

22.04.

57

Цилиндр, конус и шар, площади поверхностей тел.

1

25.04.

58

Объемы тел.

1

29.04.

2.

Решения задач ни комбинации тел

3

06.05.–16.05.

59

Вписанные многогранники.

1

06.05.

60

Описанные многогранники.

1

13.05.

61

Решение задач на комбинации тел.

1

16.05.

62

Итоговая контрольная работа

20.05.

63

Анализ контрольной работы. Разные задачи. Тестовые задания В11.

1

23.05.

В течение года возможно внесение корректив в календарно-тематический план, связанных с объективными причинами.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

В правильной четырехугольной пирамиде MABCD сторона основания равна 6, а боковое ребро — 5. Найдите:

а)        площадь боковой поверхности пирамиды;

б)        объем пирамиды;

в)        угол наклона боковой грани к плоскости основания;

г)        скалярное произведение векторов ( + ) ∙ ;

д)        площадь описанной около пирамиды сферы;

е) угол между BD и плоскостью DMC.

Вариант 2

В правильной четырехугольной пирамиде MABCD боковое ребро равно 5 и наклонено к плоскости основания под углом 60°. Найдите:

а)        площадь боковой поверхности пирамиды;

б)        объем пирамиды;

в)        угол между противоположными боковыми гранями;

г) скалярное произведение векторов ( + ) ∙ ;

д)        площадь описанной около пирамиды сферы;

е) угол между боковым ребром AM и плоскостью DMC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....