Рабочая программа по геометрии 11 класс
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по геометрии для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 27.12.2009г.) «Об образовании»;
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
- Приказа Министерства образования РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего (полного) общего образования.
Цели и задачи:
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
- изучение свойств пространственных тел;
- формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа составлена также на основе авторской программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2010).
Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.
Программа предназначена для изучения геометрии в 11 классе на базовом уровне, составлена на 70 часов из расчета 2 часов в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
№п/п | Раздел | Количество часов по программе | Количество контрольных работ |
1. | Векторы в пространстве | 6 | - |
2. | Метод координат в пространстве. | 15 | 1 |
3. | Цилиндр, конус, шар | 16 | 1 |
4. | Объемы тел | 17 | 1 |
5. | Повторение. | 14 | 1 |
Итого | 68 | 4 |
Основной формой организации образовательного процесса в 11 классе является урок. Формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальные, групповые, фронтальные. Технические средства обучения: ПК.
Содержание тем учебного предмета
Повторение (2 ч.)
1. Векторы в пространстве (6 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитания векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. Движения (15 ч.)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
3. Цилиндр, конус, шар (16 ч.)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников.
4. Объемы тел (17 ч.)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
5. Обобщающее повторение (12 ч.)
Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел».
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения математики (геометрии) на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Литература и средства обучения.
- Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. М.: Просвещение, 2010г.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б. Г. Зив. — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М., Просвещение, 2010.
- Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.– 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
- Геометрия в таблицах и схемах / Н. П. Евдокимова. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2013.
- Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2012.
- ЕГЭ-2013. Математика: тематический сборник заданий / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012.
Календарно-тематический план
Календарно-тематический план составлен к УМК Л.С. Атанасяна и др. с учетом авторского тематического планирования учебного материала.
№ урока Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы | |||
по плану | фактически | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | |||
Глава 4. Векторы в пространстве (7 часов) | ||||||
1 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | 03.09. | |||
2 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 06.09. | |||
3 | Умножение вектора на число | 1 | 10.09. | |||
4 | Действия над векторами | 1 | 13.09. | |||
5 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда | 1 | 17.09. | |||
6 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | 1 | 20.09. | |||
7 | Векторы в пространстве. Повторение теории и решение задач | 1 | 24.09. | |||
Глава 5. Метод координат в пространстве (13 часов) | ||||||
8 | Прямоугольная система координат в пространстве. | 1 | 27.09. | |||
9 | Координаты вектора | 1 | 01.10. | |||
10 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | 04.10. | |||
11-13 | Простейшие задачи в координатах. | 3 | 15.10. 18.10. 22.10. | |||
14 | Самостоятельная работа по теме «Координаты точки и координаты вектора». Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | 25.10. | |||
15 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | 29.10. | |||
16 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 | 01.11. | |||
17 | Самостоятельная работа по теме «Скалярное произведение векторов». Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | 1 | 05.11. | |||
18 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. | 1 | 08.11. | |||
19 | Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Подготовка к контрольной работе | 1 | 12.11. | |||
20 | Контрольная работа по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов. Движения» | 1 | 15.11. | |||
Глава 6. Цилиндр, конус и шар (16 часов) | ||||||
21 | Анализ контрольной работы. Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра | 1 | 26.11. | |||
22-23 | Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра» | 2 | 29.11. 03.12. | |||
24 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса | 1 | 06.12. | |||
25 | Усеченный конус. Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса» | 1 | 10.12. | |||
26 | Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус» | 1 | 13.12. | |||
27 | Сфера и шар. Уравнение сферы | 1 | 17.12. | |||
28 | Сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости | 1 | 20.12. | |||
29 | Самостоятельная работа по теме «Сфера. Уравнение сферы». Касательная плоскость к сфере. | 1 | 24.12. | |||
30 | Площадь сферы | 1 | 27.12. | |||
31-34 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | 4 | 10.01. 14.01. 17.01. 21.01. | |||
35 | Контрольная работа по теме «Цилиндр, конус и шар» | 1 | 24.01. | |||
36 | Анализ контрольной работы. Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | 1 | 28.01. | |||
Глава 7. Объемы тел (17 часов) | ||||||
37 | Понятие объема. | 1 | 31.01. | |||
38-39 | Объем прямоугольного параллелепипеда. С.р. | 2 | 04.02. 07.02. | |||
40-41 | Объем прямой призмы. Объем цилиндра. С.р. Тестовые задания В11. | 2 | 11.02. 14.02. | |||
42 | Вычисление объемов тел с помощью определенных интегралов. | 1 | 25.02. | |||
43 | Объем наклонной призмы | 1 | 28.02. | |||
44-45 | Объем пирамиды. С.р. Тестовые задания В11. | 2 | 04.03. 07.03. | |||
46-47 | Объем конуса. С.р. Тестовые задания В11. | 2 | 11.03. 14.03. | |||
48 | Объем шара. | 1 | 18.03. | |||
49 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Тестовые задания В11. | 1 | 21.03. | |||
50 | Площадь сферы. С.р. Тестовые задания В11. | 1 | 25.03. | |||
51 | Контрольная работа по теме «Объемы тел» | 1 | 28.03. | |||
52-53 | Анализ контрольной работы. Разные задачи на вычисление объемов тел. Тестовые задания В11. | 2 | 01.04. 04.04 | |||
Повторение (10 часов) | ||||||
1. | Взаимное расположение прямых и плоскостей. Многогранники. Тела вращения. | 5 | 15.04.–29.04. | |||
54-55 | Взаимное расположение прямых и плоскостей. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Угол между прямой и плоскостью, двугранный угол | 2 | 15.04. 18.04. | |||
56 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей | 1 | 22.04. | |||
57 | Цилиндр, конус и шар, площади поверхностей тел. | 1 | 25.04. | |||
58 | Объемы тел. | 1 | 29.04. | |||
2. | Решения задач ни комбинации тел | 3 | 06.05.–16.05. | |||
59 | Вписанные многогранники. | 1 | 06.05. | |||
60 | Описанные многогранники. | 1 | 13.05. | |||
61 | Решение задач на комбинации тел. | 1 | 16.05. | |||
62 | Итоговая контрольная работа | 20.05. | ||||
63 | Анализ контрольной работы. Разные задачи. Тестовые задания В11. | 1 | 23.05. |
В течение года возможно внесение корректив в календарно-тематический план, связанных с объективными причинами.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
В правильной четырехугольной пирамиде MABCD сторона основания равна 6, а боковое ребро — 5. Найдите:
а) площадь боковой поверхности пирамиды;
б) объем пирамиды;
в) угол наклона боковой грани к плоскости основания;
г) скалярное произведение векторов ( + ) ∙ ;
д) площадь описанной около пирамиды сферы;
е) угол между BD и плоскостью DMC.
Вариант 2
В правильной четырехугольной пирамиде MABCD боковое ребро равно 5 и наклонено к плоскости основания под углом 60°. Найдите:
а) площадь боковой поверхности пирамиды;
б) объем пирамиды;
в) угол между противоположными боковыми гранями;
г) скалярное произведение векторов ( + ) ∙ ;
д) площадь описанной около пирамиды сферы;
е) угол между боковым ребром AM и плоскостью DMC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....