рабочая программа по геометрии 8 класс(Муравин)
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
рабочая программа по геометрии 8 класс(Муравин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geometriya8klass.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района Московской области
Утверждаю Директор Удельнинской гимназии ________________/Н.А. Арюлина/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
(базовый уровень)
8 А,Б,В класс
Составитель: Кравченко Ирина Андреевна,
учитель математики
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняха и И.И. Юдиной.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
ЦЕЛИ
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности.. мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на п равных частей, построение четвертого пропорционального отрезка.
Распределение учебных часов
по разделам программы
№ Темы | Название темы | Количество часов |
1 | Повторение курса геометрии 7 класса | 2 |
2 | Четырехугольники | 14 |
3 | Площадь | 14 |
4 | Подобные треугольники | 19 |
5 | Окружность | 16 |
6 | Повторение | 3 |
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
• формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
• совершенствование навыков решения задач на доказательство;
• отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
• расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Планируемые результаты изучения
курса геометрии в 8 классе
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
• основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
• формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
• решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
• владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Календарно – тематическое планирование
Количество часов
всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Контрольных работ 6
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения (фактические сроки) |
Повторение курса геометрии 7 класса. 2ч. | |||
1. | Повторение. Решение задач. | 01.09.2016-02.09.2016 | |
2. | Повторение. Решение задач. | 01.09.2016-02.09.2016 | |
Четырехугольники. 14 ч. | |||
3. | Многоугольники | 05.09.2016 -09.09.2016 | |
4. | Многоугольники | 05.09.2016 -09.09.2016 | |
5. | Параллелограмм | 12.09.2016 – 16.09.2016 | |
6. | Признаки параллелограмма | 12.09.2016 – 16.09.2016 | |
7. | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 19.09.2016 – 23.09.2016 | |
8. | Трапеция | 19.09.2016 – 23.09.2016 | |
9. | Теорема Фалеса | 26.09.2016 – 30.09.2016 | |
10. | Задачи на построение «Деление отрезка на n равных частей» | 26.09.2016 – 30.09.2016 | |
11. | Прямоугольник | 03.10.2016 – 07.10.2016 | |
12. | Ромб. Квадрат. | 03.10.2016 – 07.10.2016 | |
13. | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». | 10.10.2016 – 14.10.2016 | |
14. | Осевая и центральная симметрия | 10.10.2016 – 14.10.2016 | |
15. | Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрия» | 17.10.2016 – 21.10.2016 | |
16. | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» | 17.10.2016 – 21.10.2016 | |
Площадь. 14 ч. | |||
17. | Площадь многоугольника | 24.10.2016 – 28.10.2016 | |
18. | Площадь прямоугольника | 24.10.2016 – 28.10.2016 | |
19. | Площадь параллелограмма | 07.11.2016 – 11.11.2016 | |
20. | Площадь треугольника | 07.11.2016 – 11.11.2016 | |
21. | Площадь треугольника | 14.11.2016 – 18.11.2016 | |
22. | Площадь трапеции | 14.11.2016 – 18.11.2016 | |
23. | Решение задач на вычисление площадей фигур | 21.11.2016 – 25.11.2016 | |
24. | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 21.11.2016 – 25.11.2016 | |
25. | Теорема Пифагора. | 28.11.2016 – 02.12.2016 | |
26. | Теорема, обратная теореме Пифагора | 28.11.2016 – 02.12.2016 | |
27. | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 05.12.2016 – 09.12.2016 | |
28. | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 05.12.2016 – 09.12.2016 | |
29. | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 12.12.2016 – 16.12.2016 | |
30. | Контрольная работа №2 по теме: «Площадь» | 12.12.2016 – 16.12.2016 | |
Подобные треугольники. 19ч. | |||
31. | Определение подобных треугольников | 19.12.2016 – 23.12.2016 | |
32. | Отношение площадей подобных треугольников | 19.12.2016 – 23.12.2016 | |
33. | Первый признак подобия треугольников | 26.12.2016 – 30.12.2016 | |
34. | Второй и третий признаки подобия треугольников | 26.12.2016 – 30.12.2016 | |
35. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 11.01.2017 – 13.01.2017 | |
36. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 11.01.2017 – 13.01.2017 | |
37. | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 16.01.2017 – 20.01.2017 | |
38. | Средняя линия треугольника | 16.01.2017 – 20.01.2017 | |
39. | Свойство медиан треугольника | 23.01.2017 – 27.01.2017 | |
40. | Пропорциональные отрезки | 23.01.2017 – 27.01.2017 | |
41. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 30.01.2017 – 03.02.2017 | |
42. | Измерительные работы на местности | 30.01.2017 – 03.02.2017 | |
43. | Задачи на построение методом подобия | 06.02.2017 – 10.02.2017 | |
44. | Задачи на построение методом подобия | 06.02.2017 – 10.02.2017 | |
45. | Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике. | 13.02.2017 – 17.02.2017 | |
46. | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30∘, 45∘ и 60∘ | 13.02.2017 – 17.02.2017 | |
47. | Соотношение между сторонами и углами в треугольнике | 20.02.2017 – 24.02.2017 | |
48. | Решение задач. | 20.02.2017 – 24.02.2017 | |
49. | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами в треугольнике» | 27.02.2017 – 03.03.2017 | |
Окружность 16ч. | |||
50. | Взаимное расположение прямой и окружности | 27.02.2017 – 03.03.2017 | |
51. | Касательная к окружности | 06.03.2017 – 10.03.2017 | |
52. | Касательная к окружности | 06.03.2017 – 10.03.2017 | |
53. | Градусная мера дуги окружности | 13.03.2017 – 17.03.2017 | |
54. | Теорема о вписанном угле | 13.03.2017 – 17.03.2017 | |
55. | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 20.03.2017 – 25.03.2017 | |
56. | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 20.03.2017 – 25.03.2017 | |
57. | Свойство биссектрисы угла | 03.04.2017 – 07.04.2017 | |
58. | Серединный перпендикуляр | 03.04.2017 – 07.04.2017 | |
59. | Теорема о точке пересечения высот треугольника | 10.04.2017 – 14.04.2017 | |
60. | Вписанная окружность | 10.04.2017 – 14.04.2017 | |
61. | Свойство описанного четырехугольника | 17.04.2017 – 21.04.2017 | |
62. | Описанная окружность | 17.04.2017 – 21.04.2017 | |
63. | Свойство вписанного четырехугольника | 24.04.2017 – 28.04.2017 | |
64. | Решение задач по теме «Свойства вписанного и описанного четырехугольниках» | 24.04.2017 – 28.04.2017 | |
65. | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | 03.05.2017 – 05.05.2017 | |
Итоговое повторение 3ч. | |||
66. | Повторение. Четырехугольники. Площади. | 03.05.2017 – 05.05.2017 | |
67. | Повторение. Подобные треугольники. Окружность. | 10.05.2017 – 12.05.2017 | |
68. | Итоговая контрольная работа | 10.05.2017 – 12.05.2017 | |
Итого 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...