Урок геометрии в 7 классе в технологии системно-деятельностного метода
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
учителя математики МБОУ «Гимназия № 11» г.Норильск
Ереметовой Ольги Михайловны
Предмет: геометрия
Класс: 7
Учебник: Геометрия 7-9 кл. Погорелов А.В.
Тема урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников».
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
1) В направлении личностного развития: воспитывать у учащихся интерес к геометрии и познанию. Формировать положительный мотив обучения. Способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение ставить проблему и искать пути ее разрешения. Формировать ответственное отношение к учебному труду.
2) В метапредметном направлении: сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольник, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и устройств, имеющих форму треугольника. Показать учащимся способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, возможность поиска и дальнейшего применения на уроках математики знаний, полученных в других предметных областях.
3) В предметном направлении:
Знать:
- формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников.
Уметь:
- решать задачи, в том числе с практическим содержанием, используя признаки равенства прямоугольных треугольников.
Анализировать:
- возможность применения того или иного признака при решении различных задач.
Основные цели и задачи:
Образовательные
–формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающихся умению учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
– создание организационных и содержательных условий для успешного усвоения учащимися признаков равенства прямоугольных треугольников
Развивающие
–развитие универсальных учебных действий, продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать деятельности учащихся по самостоятельному установлению соответствия между признаками равенства треугольников и признаками равенства прямоугольных треугольников;
– развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные
– прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу, необходимое для работы в группе;
– способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки;
– прививать и воспитывать интерес к предмету «математика».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
Начать урок мне хотелось бы с высказывания французского философа Жан Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Сейчас распределитесь по группам в соответствии с номером карточки, которую вы получили перед началом урока.
Работая в группах, вспомните и перечислите шаги, которые вы должны будете выполнить на уроке и по представленным на доске эталонам определите тематическое содержание урока. На работу 1 минута. Одной из групп предлагается озвучить результат своей работы, остальные группы работают на дополнение и уточнение.
Возможный вариант ответа:
[a]1) сегодня урок открытия новых знаний;
2) нам будут предложены задания, с помощью которого мы сможем определить, что мы не знаем;
3) затем проведём анализ нового задания с целью выявления причин затруднений, которые могут возникнуть при его выполнении;
4) зафиксируем знания, которых у нас нет для выполнения предложенного нового задания;
5) сформулируем цель своей деятельности, построим план достижения цели и реализуем план;
6) зафиксируем новое знание;
7) попробуем применить новое знание на практике, проконтролируем его понимание и выясним взаимосвязь нового знания с ранее изученным материалом;
8) в конце урока подведём итог нашей деятельности.
9) анализируя представленные эталоны, мы определили, что на уроке будем заниматься прямоугольными треугольниками.
- Я вижу, вы хорошо настроены на работу, начнём.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
На доске вывешены эталоны с прошлых уроков:
Эталон 1.
Свойства прямоугольных треугольников | ||
1. Дано: АВС; ∠А = 90° Доказать: ∠В +∠С= 90° | 2. Дано: АВС; ∠А = 90°; ∠В = 30° Доказать: АС = ВС | 3. Дано: АВС; ∠А = 90°, АС = ВС Доказать: ∠В = 30° |
Эталон 2.
Признаки равенства треугольников | ||
По двум сторонам и углу между ними Дано: АВС; А1В1С1 ∠А = ∠А1; АВ = А1В1; АС = А1С1. Доказать: АВС = А1В1С1 | По стороне и прилежащим к ней углам Дано: АВС; А1 В1 С1 ∠А = ∠А1; ∠В = ∠В1; АВ = А1В1; Доказать: АВС = А1В1С1 | По трем сторонам Дано: АВС; А1 В1 С1 АВ = А1В1; ВС = В1С1; АС = А1С1. Доказать: АВС = А1В1С1 |
- Предлагаю вам сейчас решить две задачи, которые помогут вами подготовиться к новому знанию.
Учащимся предлагается решить задания 1 и 2 в группах дальнейшей проверкой фронтально или, используя образец:
Задание 1.
Назовите прямоугольные треугольники, изображенные на рисунке. Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против угла в 900? Как называются стороны, прилежащие к углу в 900?
Определить ∠1,∠2, ∠3, ∠4. Какой треугольник помог вычислить все углы?
Рис. 1.
Ответ: ΔАВD, ΔDВС,∠1 = 240, ∠2 = 660, ∠3 = 540, ∠4 = 900.
Задание 2.
Рассмотрите рисунки (см. рис.2).
1. Определите градусные меры углов для каждого из трех случаев.
2. Найди равные треугольники.
- Обсудите в группах следующий вопрос: является ли это задание пробным. Ответ необходимо обосновать.
Одна из групп предлагает свой вариант ответа и обоснования: это задание пробное, т.к. оно новое, в задаче надо доказать равенство прямоугольных треугольников, раньше мы таких заданий не выполняли.
- А теперь каждый задумайтесь, и скажите, какие затруднения у вас могут возникнуть при решении данного задания?
Возможный вариант ответа: я не смогу доказать равенство прямоугольных треугольников, используя известные признаки равенства треугольников.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты и ответьте на вопросы:
1) какое задание должны были выполнить;
2) чем могли воспользоваться при выполнении задания;
3) в каком месте и почему возникнет затруднение.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа: надо было доказать, что два прямоугольных треугольника равны; нет знаний, которыми можно было бы воспользоваться; не знаем доказательства признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты:
1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности;
2. сформулируйте тему урока.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа:
Цель: Узнать, признаки равенства прямоугольных треугольников и научиться их применять.
Тема урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников».
- Для достижения поставленной цели вы должны будете работать с заданием 4:
Задание 4. ( каждой группе дается по 1 заданию)
- Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.)
- У вас в группах лежат шаги будущего плана. Прочтите эти шаги и расставьте их в нужном порядке.
После обсуждения на доске фиксируется план действий:
1. Рассмотреть свою задачу.
2. Записать условие.
3. Доказать, что треугольники равны, используя известные признаки.
4. Сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников.
5. Реализация построенного проекта.
Работа организуется в группах, каждая группа озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют. После выступления групп на доску вывешивается эталон:
Эталон
- Вернитесь к пробному заданию и докажите, что треугольники равны.
Учащиеся работают в рабочих тетрадях. Потом один ученик озвучивает результат. Остальные дополняют и уточняют.
- Вы справились с затруднением?
Итак, проведем обобщение по всем признакам равенства прямоугольных треугольников:
- Что вы теперь можете делать?
6. Первичное закрепление во внешней речи
Учащимся предлагается выполнить задание 5:
Задание 5. Докажите равенство двух равнобедренных треугольников по боковой стороне и высоте, проведенной к основанию.
Задание выполняется в группах, каждый из участников группы проговаривает один из примеров. После выполнения задания проводится самопроверка по образцу.
Один из группы озвучивают затруднения, которые возникли при выполнении задания.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталон
Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 6:
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, указывая признаки равенства прямоугольных треугольников, которые использовали при выполнении задания и проводят самопроверку по эталону для самопроверки.
Задание 6.
Выбрать равные треугольники и указать признак.
Ответы: равные треугольники 8 и 9; 3 и 4; 1 и 5; 6 и 10; 2и 7.
- Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:
- назовите, какие эталоны использовали при выполнении заданий;
- назовите, в каких местах и почему возникли затруднения.
Один из группы озвучивает результаты анализа работ.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Задание 7.
На каждой парте карточки с заданием (работа индивидуальная по вариантам):
Вариант 1
1. Выбрать верную формулировку определения прямоугольного треугольника: | А. Треугольник, у которого есть тупой угол Б. Треугольник, у которого только два острых угла В. Треугольник, у которого все углы прямые Г. Треугольник, у которого есть прямой угол |
2. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется | А. Гипотенузой Б. Основанием В. Катетом Г. Нет правильного ответа |
3. Прямоугольные треугольники равны, если: | А. Гипотенуза и угол одного треугольника равны гипотенузе и углу другого треугольника Б. Два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника В. Гипотенуза и катет одного треугольника равны гипотенузе и катету другого треугольника Г. Катет и угол одного треугольника равны катету и углу другого треугольника |
4. К Чтобы прямоугольные треугольники были равны по гипотенузе и катету, должно выполняться условие: | А. ВС = МN Б. АС = КN В. ˂С = ˂N Г. ˂А = ˂К |
5. Чтобы прямоугольные треугольники были равны по гипотенузе и острому углу, должно выполняться условие: | А. DE = FC Б. DT = FS B. EТ = CS Г. ЕТ = FS |
Вариант 2
1. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? | А. 1800 Б. 3600 В. 900 Г. Другое число |
2. Как называются стороны прямоугольного треугольника, прилежащие к прямому углу? | А. Гипотенуза Б. Основания В. Катеты Г. Нет правильного ответа |
3. Прямоугольные треугольники равны, если: | А. Гипотенуза и острый угол одного треугольника равны гипотенузе и острому углу другого треугольника Б. Два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника В. Гипотенуза и угол одного треугольника равны гипотенузе и углу другого треугольника Г. Катет и угол одного треугольника равны катету и углу другого треугольника |
4. А К В С Чтобы прямоугольные треугольники были равны по двум катетам, должно выполняться условие: | А. АС = КN Б. ВС = КN В. МN = АС Г. ВС = МN |
5. Чтобы прямоугольные треугольники были равны по катету и прилежащему острому углу, должно выполняться условие: | А. МХ = RS Б. ХС = SК В. МС = RК Г. ХС = RК |
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью соответствующего треугольника:
Урок прошёл удачно: мне понятен эталон, смог применить его в самостоятельной работе. Получилось применить признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач. Работа в группе (активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно). Я доволен собой! | Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было сложно, но я справился. Работая в группе участвовал в работе класса, с заданиями справлялся не вполне успешно. Я вполне доволен собой! | Задания на уроке оказались слишком трудными. Не получилось применить признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач. Мне нужна помощь… |
Домашнее задание:
- Выучить формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников.
Дано: ABC –равносторонний Высоты AD CE = K Найдите: углы AKC, AKE, CDK. |
[a]отлично!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе в технологии системно - деятельностного подхода
Тема урока: " Сложение дробей с разными знаменателями"Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом)...
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход на уроках биологии...
Урок в 6 классе «Указательные местоимения» ( системно-деятельностный подход)
Конспект урока по русскому языку...
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода».Тема:«Пропорции».
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема: «Пропорции»....
Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
Инновационный проект по финансовой грамотности....
Выступление на ярмарке методических идей. Диалог на уроке истории как составная часть технологии системно-деятельностного обучения.
Презентация включает в себя информацию, представленную на школьной ярмарке методических идей, и включает в себя приемы, методы и формы работы на уроках истории,...